• Размер шрифта:
    • A
    • A
    • A
  • Цвета сайта:
    • Ц
    • Ц
    • Ц
  • Шрифт:
    • Arial
    • Times New Roman
  • Кернинг:
    • a б
    • a  б

Образование

Перечень образовательных программ

Код направления подготовки Название направления подготовки Образовательная программа Уровень образования Нормативный срок обучения Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации) Языки, на которых осуществляется образование (обучение)
очная форма обучения очно- заочная форма обучения заочная форма обучения
Высшее образование - программы бакалавриата
1 48.03.01 Теология Православная практическая теология Бакалавриат 4 08 декабря 2022 г. русский

Документы, регламентирующие образовательный процесс образовательной организации

Код направления подготовки Название направления подготовки Образовательная программа Учебный план Аннотации к рабочим программам дисциплин Календарный учебный график Практики Методические и иные документы
Высшее образование - программы бакалавриата
1 48.03.01 Теология Православная практическая теология
OOP_Teologia_03.03.2016.pdf
OOP_recenziya_oop.pdf
Ucheb_plan_Teologia_03.03.2016.pdf
Graf_Teologia_2016-2020.pdf
  • Положение о реализации элективных (по выбору студента) дисциплин основных образовательных программ
  • Положение об участии студентов в формировании содержания своего профессионального образования
  • Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра
  • Положение об организации учебного процесса
  • Положение об итоговой аттестации выпускников
  • Положение о порядке размещения выпускных квалификационных работ обучающихся в электронно-библиотечной системе
  • Положение о порядке проведения практики студентов
  • Положение о реферате
  • Методические рекомендации для обучающихся по учебной (богослужебной) практике
  • Методические рекомендации по освоению лекционных занятий для обучающихся
  • Методические рекомендации для обучающихся по производственной (педагогической) практике
  • Методические рекомендации по семинарским занятиям для обучающихся
  • Методические рекомендации для обучающихся по социально-миссионерской практике
  • Методические рекомендации по самостоятельной работе для обучающихся
  • ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
  • Методические рекомендации для обучающихся по написанию и защите выпускной работе бакалавра
  • Фонд оценочных средств ГИА выпускников
  • Методические рекомендации по преддипломной практике

Информация о численности обучающихся

Код Наименование специальности/ направления подготовки Форма обучения Численность обучающихся, чел.
за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации за счёт местных бюджетов за счёт средств физических и (или) юридических лиц
Высшее образование - программы бакалавриата
1 48.03.01 Теология Очная 0 0 0 9
48.03.01 Теология Заочная 0 0 0 0
48.03.01 Теология Очно-заочная 0 0 0 0

Информация о результатах приема

Код Наименование специальности/ направления подготовки Форма обучения Численность обучающихся, чел. Средняя сумма набранных баллов по всем вступительным испытаниям
за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации за счёт местных бюджетов за счёт средств физических и (или) юридических лиц
Высшее образование - программы бакалавриата
1 48.03.01 Теология Очная 0 0 0 10 329.50
48.03.01 Теология Заочная 0 0 0 0 0.00
48.03.01 Теология Очно-заочная 0 0 0 0 0.00
Федеральный бюджет

Приказы о зачислении лиц, представивших оригинал документа установленного образца, до заполнения 80 процентов конкурсных мест по общему конкурсу

Приказы о зачислении лиц, представивших оригинал документа установленного образца, до заполнения 100 процентов конкурсных мест по общему конкурсу

Приказы о зачислении на внебюджет

Информация о результатах перевода, восстановления и отчисления

Код Наименование специальности/ направления подготовки Форма обучения Численность обучающихся, чел. Приказы, содержащие информацию о результатах перевода, отчисления, восстановления:
переведено в другие образовательные организации переведено из других образовательных организаций восстановлено отчислено
Высшее образование - программы бакалавриата
1 48.03.01 Теология Очная 0 0 0 0
48.03.01 Теология Заочная 0 0 0 0
48.03.01 Теология Очно- Заочная 0 0 0 0

Информация о научно-исследовательской работе по каждой образовательной программе

Код Образовательная программа Направления научно-исследовательской деятельности/Научные школы
Высшее образование - программы бакалавриата
1 48.03.01 Православная практическая теология

48.03.01 Теология


Направления научно-исследовательской деятельности

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви являются исследования в области православной теологии; религиозной философии; библеистики; библейской и раннехристианской археологии; истории Русской Православной Церкви; общецерковной истории; теории, истории и методики религиозного (православного) образования; пастырского богословия; исторической и практической литургики и литургического богословия.

Научная работа в Академии ведется на кафедрах.

Кафедра богословия занимается исследованием вопросов современной теологии и истории богословско-философской мысли;

Кафедра библеистики занимается вопросами современной библеистики и герменевтики, а также библейской историей и археологией;

Кафедра церковно-практических дисциплин исследует вопросы современного пастырского служения, литургического богословия и православной миссии;

Кафедра церковной истории изучает вопросы истории Православной Церкви с древнейших времен, историю современных Поместных Церквей и  историю инославных христианских церквей;

Кафедра древних языков изучает вопросы тезауруса древних языков в связи с историей Церкви, а также современные методики их преподавания.

Кафедра иностранных языков изучает вопросы тезауруса основных европейских языков (английский, французский, немецкий) в связи с их применением в деле миссии Русской Православной Церкви за рубежом, а также современные методики их преподавания.
 

Стратегия научно-исследовательской деятельности

Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви является научно-богословским, образовательным и исследовательским центром и осуществляет подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия и теологии по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры.

Задачей Академии является развитие церковной богословской науки и совершенствование системы духовного образования.

Стратегия НИД включает в себя:

- определение актуальных направлений развития церковной науки;

- содействие фундаментальным исследованиям в области церковно-научных дисциплин, публикации источников по церковной истории, архивных материалов, памятников христианской письменности и церковного искусства;

- организация научных конференций, семинаров, круглых столов;

- содействие энциклопедическим церковно-научным проектам;

- создание издательских проектов, направленных на ознакомление научной общественности с результатами научной деятельности Академии, а также на популяризацию церковной науки в России и за рубежом.

- взаимодействие по указанным направлениям с организациями, с которыми Академия подписала соглашения о сотрудничестве;

- развитие научных коллективов Академии в сторону формирования научной преемственности и созданию академических научных школ;

Таким образом, стратегической целью НИД Академии является создание научной школы и формирование научных кадров Русской Православной Церкви в долгосрочной перспективе от 15 до 30 лет (то есть в период 2016-2046 годов).

В рамках научно-исследовательской деятельности Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви можно выделить научно-исследовательскую деятельность преподавателей  (сотрудников) и научно-исследовательскую работу обучающихся.

Научно исследовательская работа студентов (НИРС) Академии – неотъемлемая часть процесса образования. Важная роль в организации НИРС принадлежит преподавательскому составу Академии, которые могут вовремя разглядеть способности и потенциал студентов и мотивировать их заняться научно исследовательской работой.

Существует 2 вида научно исследовательской деятельности студентов:

- деятельность в рамках учебного плана (курсовые, рефераты, дипломные работы);

- добровольная деятельность, не входящая в программы обучения (работа студенческого научного общества (СНО), конференции, круглые столы).

НИРС в рамках учебного плана выполняется студентами в учебное время и призвана привить студентам навыки самостоятельного изучения дисциплин, ознакомиться с работой в коллективе. К основным видам учебно-исследовательской работы относятся: написание рефератов, курсовых и дипломных работ, участие в научных семинарах, а также научно-исследовательская  работа студентов при прохождении производственной и преддипломной практики.

Научно исследовательская работа студентов во внеучебное время включает: работу студенческого научного общества, студенческие научно-практические конференции. Деятельность СНО организуется согласно Положению о СНО и направлена на изучение современной научной проблематики в контексте  направлений кафедр, а также в смежных общественных и гуманитарных науках. В процессе деятельности СНО студенты изучают  научную методологию, проводят научную аналитику современных исследований, участвуют в ролевых играх (в рамках социально-практической направленности), проводят семинары и круглые столы, готовят научно-практические конференции. Такие научно-практические конференции предполагают не только подготовку теоретических докладов, но и активное обсуждение студентами возможных решений практических проблем. А выступление перед значительной аудиторией слушателей способствует совершенствованию ораторского мастерства.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей  включает в себя:

- проведение научных исследований в области научных интересов преподавателя и в рамках научного направления кафедры;

- написание научных статей и монографий по результатам исследований;

- участие в научных конференциях, семинарах и круглых столах по направлениям кафедры и ВУЗа;

- курирование исследовательских работ учащихся;

- разработка научно-методической литературы по направлениям кафедры

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Академия осуществляет и развивает научное сотрудничество в области НИД с зарубежными вузами и международными организациями. Международное научное сотрудничество Академии способствуют развитию следующих направлений и видов работ:

 -взаимный обмен, подготовка и стажировка научных кадров;

 -проведение совместных международных конференций, симпозиумов, семинаров и других мероприятий;

-совместные публикации по результатам проведённых исследований;

-совместное проведение исследований и разработка проектов.

Мероприятия, проводимые в рамках научно-исследовательской деятельности

- научно-практические семинары (студенческие, магистрантские, аспирантские);

- заседания Студенческого научного общества (с осени 2016 года);

- кафедральные и общеакадемические круглые столы;

- ежегодная научно-богословская конференция Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви;

- ежегодная международная студенческая научно-богословская конференция;

- мини-конференции и презентации;

- исследовательская работа в фондах библиотеки и архива Академии, а также в библиотеках и архивах г. Санкт-Петербурга и др. городов;

- популяризация науки в рамках встреч с авторами в «Книжной гостиной» Академии, участие в научных передачах на радио «Град Петров» и в Санкт-Петербургской студии телевизионного канала «Союз»;

- проведение конференций, симпозиумов, семинаров и других мероприятий, посвященных вопросам теологии совместно с Вузами Санкт-Петербурга и др. городов России;

- сотрудничество с зарубежными вузами и международными организациями.

Перечень собственных научных изданий

# Собственное научное издание
1 Журнал «Христианское чтение».ISSN 1814-5574. Издается Издательством Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Журнал включен в перечень ВАК с 29.12.2015

Перечень изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК, по результатам научно-исследовательской деятельности

# Изданные и принятые к публикации статьи в изданиях, рекомендованных ВАК, по результатам научно-исследовательской деятельности
1 Кондратьев Ю. А. Литературный подход к изучению послания к Галатам апостола Павла: история и современное состояние // Вектор науки ТГУ. 2015. № 3-2 (33-2). С. 204-212.
2 Кондратьев Ю. А. Риторический прием языковой игры в послании к Галатам святого апостола Павла // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №4 (58): в 3-х ч. Ч. 1 С.107-109.
3 Кондратьев Ю. А. Экзегетический анализ аргументативной части Послания к Галатам святого апостола Павла // Христианское чтение. 2016. №2. С. 83-110.
4 Парамонов И.Ф. Воскресная школа как форма дополнительного образования. Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. Приложение № 5(9). 2007. С. 78-86
5 Парамонов И.Ф. Эстетическое воспитание студентов педагогических вузов: развитие эстетических чувств - European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 1. Том 1. 463 С. 98-103.с
6 Парамонов И.Ф. Должность помощника благочинного по образованию и катехизации в современной церковно-практической деятельности. В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки. 2015.№ 7.7(67) с.2781-2793.
7 Харин Дионисий (Денис) Павлович, свящ. К вопросу о жанре книги Деяний апостольских Христианское чтение № 2, 2016
8 Павлов А., свящ. История академического духовного образования в Казани. Образование и саморазвитие. Казань, 2012. №6 (34). С. 216 - 222.
9 Голубцов С.В., свящ. Киргизская (казахская) миссия Русской Православной Церкви. Вестник Омского университета. Омск 2011, №2. С. 313-316.
10 Гаврилов И. Б. Степан Петрович Шевырёв о «русском воззрении» // Христианское чтение. 2016. №1. С. 229-289.
11 Юревич Д., прот.. Вклад святителя Филарета (Дроздова) в дело перевода Библии на русский язык // Христианское чтение. 2016. №2. С. 10-20.
12 Добыкин Д. Г. Ветхозаветные переводы епископа Порфирия (Успенского) // Христианское чтение. 2016. №2. С. 21-34.
13 Парафенюк А., свящ. Анализ, экзегетика и богословие 4,1-8 Первого послания к Фессалоникийцам св. ап. Павла. Освящение как воздержание от блуда и корыстолюбия // Христианское чтение. 2016. №2. С. 35-58.
14 Харин Д., свящ. К вопросу о жанре книги Деяний апостольских // Христианское чтение. 2016. №2. С. 70-82.
15 Чумаков А. А. Несостоятельность критики Е. К. Дулумана на Мк 2,24-26 // Христианское чтение. 2016. №2. С. 111-122.
16 Сергеев А. В. Некоторые текстологические, экзегетические и христологические особенности трактатов блаженного Августина на Евангелие от Иоанна // Христианское чтение. 2016. №2. С. 181-192.
17 Горячев Е., прот. Феноменологический метод познания и библейская герменевтика: откорректированный союз или непреодолимое противоречие? // Христианское чтение. 2016. №2. С. 224-236.
18 Зиновкин А., свящ. История и учение иудейского религиозного движения Yahad // Христианское чтение. 2016. №2. С. 237-261.
19 Иванов И., свящ. О проекте «Византийский кабинет» // Христианское чтение. 2016. №2. С. 297-299.
20 Легеев М., свящ. Малая священная история отдельного человека как экклезиологическая модель // Христианское чтение. 2016. №3. С. 88-99.
21 Маркович К., протод. Богословие Церкви в аллегорическом толковании архитектуры и устройства латинского храма по Rationale Divinorum Officiorum Гильома Дюрана 100-127.
22 Вакуленко Н. С. Методология митрополита Сурожского Антония (Блюма) // Христианское чтение. 2016. №3. С. 128-148.
23 Копцев А А. Богословие иконы на Западе во время византийского иконоборчества (VII--IX вв.) и в дальнейший период // Христианское чтение. 2016. №3. С. 149-175.
24 Шмонин Д. В., Вдовина Г. В. Католическая теология образования: концепция Джузеппе Гроппо // Христианское чтение. 2016. №3. С. 176-194.
25 Светлов Р. В. Платон и «вольнодумцы» // Христианское чтение. 2016. №3. С. 206-216.
26 Никулин М. С. Был ли свт. Кирилл Александрийский монофизитом?... // Христианское чтение. 2016. №3. С. 319-322.
27 Костромин К., прот. Рождение церковно-исторической школы Ленинградской Духовной Академии. Очерк (ad memorandum) // Христианское чтение. 2016. №4. С. 12-35.
28 Маркидонов А. В. «Дробные величины» церковной истории: к вопросу о методологии В. В. Болотова // Христианское чтение. 2016. №4. С. 36-55.
29 Кадосов П., свящ. Илларион Алексеевич Чистович: ученый, преподаватель, государственный деятель // Христианское чтение. 2016. №4. С. 56-72.
30 Карпук Д. А. «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины». Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской Духовной Академии в первые годы ее существования // Христианское чтение. 2016. №4. С. 110-156.
31 Санюк Г., свящ. Литургическая тематика на страницах журнала «Христианское чтение» в 30-е гг. XIX в. // Христианское чтение. 2016. №4. С. 157-171.
32 Малышев В., свящ. Обсуждение церковно-общественных вопросов на страницах академических журналов «Христианское чтение» и «Церковный вестник» в 60-70-е гг. XIX в. // Христианское чтение. 2016. №4. С. 172-191.
33 Костромин К., свящ. К вопросу о начале Киево-Печерского монастыря и русско-афонских связей // Христианское чтение. 2016. №4. С. 227-237.
34 Августин (Никитин), архим. Русский Афон в записках русских паломников // Христианское чтение. 2016. №4. С. 238-262.
35 Пономарев Д., свящ. Переписка библиотекаря Свято-Пантелеимонова монастыря схимонаха Матфея (Ольшанского) с выдающимися деятелями науки России // Христианское чтение. 2016. №4. С. 263-283.
36 Никодим (Хмыров), иером. К истории монашества Русской Православной Церкви за границей в ХХ в. // Христианское чтение. 2016. №4. С. 284-302.
37 Шкаровский М. В. Российская политика в отношении Афона в начале XX в. // Христианское чтение. 2016. №4. С. 303-340.
38 Карпук Д. А. Митрополит Макарий (Булгаков) и духовная цензура в XIX столетии // Христианское чтение. 2016. №4. С. 341-364.
39 Карпук Д. А. «Я признаю состояние Санкт-Петербургской Духовной Академии вообще очень удовлетворительным во всех отношениях». Отчет архиепископа Макария (Булгакова) о ревизии Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1875 г. 365-410.
40 Кондратьев Ю. А. Литературный подход к изучению послания к Галатам апостола Павла: история и современное состояние// Вектор науки ТГУ. 2015. № 3-2 (33-2). С. 204-212.
41 Копейкин К., прот. Мышь Эйнштейна, кот Шрёдингера и друг Вигнера. Открытие "внутренней" реальности // Метафизика. 2015, № 1 (15). С. 92-103.
42 Никодим (Хмыров), иером. РПЦЗ: Образовательная и издательская деятельность в 20-е гг. ХХ в. // Клио. 2015. № 12(108). С. 66-77.
43 Никодим (Хмыров), иером. Бракоразводные дела в ведении РПЦЗ (20-е годы ХХ века) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии - 2015. Т. 16. № 4. С. 275-282.
44 Прилуцкий А. М. Образ «чужого» как предмет семиотической мифологизации // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 1. С. 11-17.
45 Прилуцкий А. М. (соавтор: Богатырев Д.К.) Конфессиональная модель современного христианства (критика концепций и парадигм) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 4. С. 157-168.
46 Прилуцкий А. М. Специфика структуры религиозного дискурса // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 1. С. 158-165.
47 Прилуцкий А. М. К вопросу о семиотическом анализе мифологических дискурсов // Вестник Московского Университета. Сер. Философия. 2015. № 3. Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова. С.39-47.
48 Прилуцкий А. М. Дискурс ритуала: от хабитуального к сакральному // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 3 (59). С. 55-61.
49 Прилуцкий А. М. О семиотическом анализе мифологических дискурсов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 2. С. 76-81.
50 Прилуцкий А. М. Цейлон глазами религиоведа путешествующего // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 3 № 1. С. 165-169.
51 Прилуцкий А. М. (соавтор Лебедев В.Ю.) Российские непротестантские общины как субкультурные коммуникативные группы // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». № 1. 2016. С. 82-96.
52 Прилуцкий А. М. Современное российское религиоведение: вызовы и перспективы институционализации// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 1. С. 108-118.
53 Прилуцкий А. М. «Сталинский миф» в религиозном и парарелигиозном дискурсах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия гуманитарные и социальные науки. №2 2016. С.87-96.
54 Светлов Р.В. Эвгемер и Платон.// Государство, религия, Церковь в России и зарубежом. № 3 (Т.33), 2015. С.244-258.
55 Светлов Р.В. Иов, Плотин, Платон // Вестник РХГА, 2015. Т.16, вып.3. С. 110-119.
56 Светлов Р.В. (Соавторы: Казин А.Л., Иванов А.А.) Русский национализм: основные вехи исторического осмысления // Вестник РХГА. СПб.: 2015. Т.16, №4. С. 143-157.
57 Светлов Р.В. Религия и публичная политика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. СПб, 2015., т.2, №.4, С. 164-176.
58 Светлов Р.В. Философ в визуальном пространстве античного города.// Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой №3 (т. 41).2015. С. 171-179.
59 Светлов Р.В. Фиванская гегемония и судьба «мужественных душ» в диалоге Платона «Политик» // ПЕNТНКОNТАЕТIА. Исследования по античной истории и культуре. СПб., 2016. С. 234-237.
60 Шмонин Д. В. Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 4 . С. 206-221.
61 Герд Л.А. Константинопольская патриархия и Русская церковь перед революцией // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. М., институт гос. Службы и управления, 2016. № 1 (34).С. 280-307.
62 Костромин К.А. Церковь в культурном пространстве современной России: конструктивные идеи и практика воплощения // QUAESTIO ROSSICA Vol. 4. 2016. № 1. C. 263-280.
63 Шкаровский М.В.. Веденев Ю Д. Репрессивные акции органов государственной безопасности против общин Истинно-Православной Церкви в Украинской ССР (1944-1953 гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. История. 2016. Вып. II. 2 (69). С. 65-82.

Ресурсы для осуществления научно-исследовательской деятельности (база)

Для эффективного ведения научно-исследовательской деятельности в Академии имеется возможность пользоваться электронно-библиотечной системой «Университетская библиотека ONLINE». (http://biblioclub.ru/index.php?page=main_ub_red).

В распоряжении сотрудников и обучающихся находится библиотека. Библиотека Санкт-Петербургской Духовной Академии – крупнейшее книгохранилище  в Русской Православной Церкви. В настоящее время ее фонд насчитывает более 300 000 книг и журналов. Библиотека имеет алфавитный, систематический, а также электронный каталоги на русском и иностранном языках. В состав библиотеки входят книги преимущественно богословского и церковно-исторического содержания. Особенно полно представлены творения святых отцов как восточных, так и западных. В значительной степени сохранился дореволюционный фонд библиотеки. В 1999 году оборудовано специальное книгохранилище на 80 000 томов.

Читальный зал библиотеки оборудован компьютерной техникой с доступом к сети Интернет. В Академии создан фонд электронных носителей информации (CD, DVD) по изучаемым дисциплинам. Для всех обучающихся и сотрудников Академии обеспечен доступ через Wi-Fi к сети Интернет.

Для проведения конференций и иных научных мероприятий Академия располагает тремя большими залами, оборудоваными современной звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийными проекторами с настенными экранами, а также широкоэкранными мониторами (актовый зал, читальный зал, профессорская).

В Академии действует Архив, в котором хранятся документы, начиная с периода  возрождения Ленинградской Духовной академии  в 1946 году.

Академия располагает собственным издательством. Автономная некоммерческая организация «Издательство Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии» осуществляет подготовку и издание в печатном виде и на электронных носителях сборников научных трудов Санкт-Петербургской православной духовной академии, научных монографий, архивных материалов, сборников научных статей, сборников материалов конференций, учебников, учебных пособий, методических материалов.

В Академии действует «Церковно-археологический Музей» с редкими экспонатами.