Андрей Иванович Предтеченский. 125 лет со дня кончины

Андрей Иванович Предтеченский. 125 лет со дня кончины

А. Л. Катанский, учившийся в СПбДА в 1859–1863 гг., будущий профессор Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, вспоминал, что «бакалавр А. И. Предтеченский, очень живой, красноречивый, хотя читал по составленным им лекциям, прекрасный знаток новейших языков, в особенности английского. Пользуясь преимущественно английской литературой по истории древнего мира, Ассирии, Египта, он в особенности долго останавливался на истории древней Греции и, в частности, на веке Перикла. Его лекции были обильны картинными описаниями и хорошо знакомили нас с античным миром. Вообще, он был очарован этим миром, что сказывалось даже в домашней его жизни, в квартире, обставленной статуями и картинами»[1].

(1832 село Воскресенское, Старорусский уезд, Новгородская губерния — 6 (18) мая 1893, Санкт-Петербург) — российский духовный писатель, богослов, преподаватель, религиозный публицист и журналист.

Родился в семье сельского священника. В 1855 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата и был оставлен там преподавать: с 1861 года был экстраординарным, а с 1885 года — ординарным профессором, однако через несколько месяцев после этого из-за проблем со здоровьем был вынужден уйти в отставку. В академии занимал занял кафедру общей гражданской истории, имел учёное звание профессора. Своими лекциями старался доказать, что гражданская история может иметь высокое образовательное значение для богословов, если вывести её из рамок пересказа на почву философического изложения.

В 1870-х годах был одним из главных сотрудников газеты «Биржевые ведомости», в которой вёл отдел внутренней и внешней политики.

С 1874 по 1881 год состоял редактором «Христианского чтения», а с 1875 года — основанного им «Церковного вестника». Его усилиями была учреждена вспомогательная пенсионная касса для наставников академии.

Скончался 6 мая 1893 года. Аполлинарий Львов в своём «Дневнике» пишет: «хоронили А. И. Предтеченского, 30 лет прослужившего Академии и пользовавшегося в свое время большою популярностью. Едва пустили отпевать в Академию. На панихиде ни одного академического монаха. Служил его ученик — Николай Гдовский и с ним один сторонний архимандрит, да протоиерей. Из академических — ни души. На отпевание не пришёл ни один студент. Вот как монахи пользуются воспитательными средствами! Ректор не проводил даже из Академии гроб почившего».

Статьи Предтеченского, по преимуществу апологетического содержания (например, «Место и значение чудес в системе христианства» под псевдонимом А. Рамушевского; «Неверие само по себе и в приложении к истине бытия Божия и к христианству», «Штраус и характеристика его критики на евангелистов» и др.), в своё время придавали яркий колорит книжкам академического журнала.

В своих публичных лекциях выступал против увлечения западными рационалистическими теориями; результатом этих лекций стала книга «Что разумнее: вера или неверие?» (Санкт-Петербург, 1864).


Примечание: 

[1] Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1863 год. Нижний Новгород, 2010. С. 102–103; 139.

Источники и пособия:

1. Энциклопедический словарь: в 86 т. СПб.: Издательство Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1898. Т. 49 (ХХV). 4, 478 с.

2. Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1863 год. Нижний Новгород, 2010. С. 102–103; 139.

О нем дополнительный материал:

Н. Н. Вихрова, В. Л. Васильев. Возвращение на родину: к биографии А. И. Предтеченского // Христианское чтение. 2017. №5 С. 209-220.

Научные труды и другие материалы:

1. «О необходимости священства, против беспоповцев» Санкт-Петербург, 1861.

2. «В защиту русского православного духовенства от современных обвинений и нареканий».

3. «Атеизм и народное развитие». Санкт-Петербург, 1881.

4. «О происхождении и развитии религии». Санкт-Петербург, 1883.

5. «Теократический принцип ислама и следствия этого для мусульман и христиан»

6. «Римские катакомбы после новейших исследований в них России». Санкт-Петербург, 1883.

7. Речь Предтеченского «Иисус Христос и история человечества». «Христианское чтение», I, 1874.

Источник: Энциклопедический словарь: в 86 т. СПб.: Издательство Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1898. Т. 49 (ХХV). 4, 478 с.

Материал подготовлен Историческим обществом
Санкт-Петербургской Духовной Академии


Опубликовано 18.05.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter