Вячеслав Волков. Дары Божии и наша подготовленность к ним

Вячеслав Волков. Дары Божии и наша подготовленность к ним

 Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

За богослужением мы услышали финальный фрагмент из Евангелия от Луки. Господь в последний раз является Своим ученикам, чтобы окончательно напутствовать их и благословить на дело великой миссии проповеди евангелия. Мы видим, что до этого явления, то есть до самого конца, они не совсем понимали, Кто же перед ними, Кто на самом деле их Учитель? Господь еще раз напоминает им о древних пророках, о книгах Моисея, и только тогда в сознании учеников Христа сложилась полная картина промысла Бога о мире и о человеке.

Но и теперь перед нами еще не апостолы, а ученики Христа. Они узнали Священное Писание, были свидетелями чудес Иисуса, видели Его после воскресения, но еще не могут выйти на проповедь, они не готовы. Они должны чего-то ждать, какую-то силу, данную свыше, причем, о ней сказано не «получите», а «облечетесь», то есть сами станете проводником и источником этой силы, по толкованию Феофилакта Болгарского.

Мы знаем, что случилось в День Пятидесятницы. Знаем, но не совсем понимаем. Слова «сошествие Святого Духа», «действие благодати» станут более ясными, если мы увидим ее результаты. Апостол Марк говорит об этом подробнее: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18). Далее в книге Деяний мы видим вовсе невероятные вещи.

Апостолы и подвижники своим примером свидетельствуют об источнике жизненной силы, заключенном в них. Ее так много, что она не умещается в пределах одного человека, а способна влиять на окружающие объекты. Писание говорит, что исцеление давала даже тень апостола Петра. Но вероятнее, что причина этого не в самой тени, а в непосредственной близости апостола. Также мы знаем о полотенцах, принадлежавших апостолу Павлу, от которых проходили болезни. И на сегодняшний день мы имеем мощи и прочие святыни, от которых мы, приступая с верой, получаем здоровье и прочее просимое. Мы знаем о почти фантастическом образе жизни людей, понесших подвиги столпничества, поста и ношения вериг, которым это не препятствовало оставить после себя глубокие богословские произведения или совершать дела милосердия.

Что же до нас с вами, ныне здравствующих? Бывает так, что внешне в человеке все идеально, на него приятно посмотреть: на нем всегда чистая белая рубашка, он использует приятную и дорогую парфюмерию и, казалось бы, что это и есть образец, все должны быть именно такими. Но если к нему присмотреться внимательнее, мы увидим многие другие вещи. В нашей ситуации, братья и сестры, мы замечаем, что на богослужении кого-то постоянно тянет в сон, мало, кто может вспомнить и пересказать апостольское или евангельское чтение после службы, его крестное знамение мало походит на крест. А о том, что в эти моменты происходит в его голове, и что слова песнопений не пробиваются сквозь хаос других мыслей, вообще не стоит говорить. Если кто-то найдет в себе такие симптомы, то это говорит, что с духовным здоровьем человека не все в порядке. Именно из-за этой больной раздробленности ума мы не можем цельно и адекватно воспроизвести в себе евангельского учения. В одной и той же ситуации мы вспоминаем одну евангельскую заповедь, но забываем десять других. И во многих случаях из-за этого христианская жизнь наша выглядит со стороны ущербно. Если человек верно идет по пути спасения, это не нужно никому доказывать. Все говорит само за себя. На этого человека хочется равняться, подражать ему, если не в подвиге молитвы или поста, то в тех жертвенных делах, которые он творит на благо Церкви и во славу Бога, потому что у него есть постоянный источник сил. Как сказал в одной из проповедей Святейший Патриарх Кирилл, «Бог не остается у нас в долгу»1, Он дает нам больше, чем мы заслуживаем. Но для того, чтобы принять любой дар Божий, нужно быть готовым к этому.

Многим из нас будет дана возможность предстоять престолу Божию. Но таинство хиротонии никого не избавляет от глубоких и застарелых страстей. Наоборот, они получают новые возможности проявлять себя. И тогда, получая особую власть над человеческой душой, власть вязать и решить, но не избавляясь от своих страстей, мы подвергаем себя и вверенных нам людей опасности. Поэтому вопрос о духовной власти — это очень важный вопрос в Церкви.

Мы можем рассчитывать на наш маленький жизненный опыт, но это сомнительный советчик. От юности нашей многие борют нас страсти, но в грехе не бывает опыта, он может быть только в добродетели или в скорби, но если ни того ни другого нет, то что мы сможем дать нашей будущей пастве?

А нам в скором времени предстоит отправиться на отдых, но, упаси Господь, чтобы каникулы стали тем временем, когда можно спокойно и безнаказанно погрешить. Необходимо пожелать всем нам сохранить себя в эти святые дни и в глазах внешних людей не посрамить будущего призвания.

Сделаем себя, братья и сестры, действительно достойными для силы данной нам свыше, для благодати Божией. Аминь.

Проповедь студента I курса академии Вячеслава Волкова, произнесенная 24 декабря 2011 года в храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на воскресном всенощном бдении.


[1] Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. Проповедь в день 33-летия архиерейской хиротонии.


Опубликовано 24.12.2011 | Просмотров: 253 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter