Владимир Бурега. Высшие учебные заведения Католической Церкви и проблема их интеграции в Болонский процесс

Владимир Бурега. Высшие учебные заведения Католической Церкви и проблема их интеграции в Болонский процесс

Статья кандидата богословия, кандидата исторических наук, проректора по научно-исследовательской работе Киевской духовной академии и семинарии Владимира Буреги получила Первую премию в номинации «Богословское образование — традиции и вызовы современности» в конкурсе «Духовное образование в XXI веке».

Поздравляем!

Высшие учебные заведения Католической Церкви
и проблема их интеграции в Болонский процесс

Сегодня, когда в Русской Православной Церкви ведется активная дискуссия о возможных формах интеграции духовных учебных заведений в Болонский процесс, особый интерес представляет изучение опыта других христианских конфессий, пытающихся согласовать свои традиционные системы богословского образования с современными тенденциями. В этом отношении особо любопытен опыт Католической Церкви. Еще в 2003 году государство Ватикан присоединилось к Болонскому процессу, после чего началась работа по согласованию традиционного католического высшего образования с нормами этого процесса.

В настоящем очерке мы попытаемся охарактеризовать традиционную систему высшего образования Католической Церкви, вкратце описать те инициативы, которые предпринял Святой Престол, начиная с 2003 года, для применения в этой системе норм Болонского процесса, а также обозначить те проблемы, с которыми столкнулся Ватикан после присоединения к Болонскому процессу. Проанализировав опыт Католической Церкви, мы также попытаемся сформулировать некоторые предложения, актуальные для Русской Православной Церкви.

1. Высшие учебные заведения Католической Церкви

Общие принципы организации высших учебных заведений Католической Церкви, установлены, прежде всего, в действующем Кодексе канонического права Католической Церкви (Codex iuris canonici, CIC) [1]. Так, в третьем разделе Кодекса высшим учебным заведениям посвящено несколько специальных глав. Здесь выделено три типа таких заведений: 1) католические университеты, 2) церковные университеты и 3) высшие институты религиозных наук. Каждый из этих типов имеет свою специфику.

1.1. Католические университеты (факультеты)

Католические университеты (или факультеты) — это высшие учебные заведения, которые могут изучать и культивировать все существующие науки. Однако учебный процесс и научные исследования в них в обязательном порядке должны базироваться на христианском мировоззрении. Кодекс канонического права гласит, что католические университеты «способствуют повышению человеческой культуры и более полному развитию человеческой личности, а также осуществлению учительского служения самой Церкви» (CIC 807). Этот основополагающий принцип отражен и в Кодексе канонов Восточных Церквей (Codex Canonum Ecclesiaram Orientalium, CCEO) [2]. Здесь, в частности, подчеркивается, что цель католических университетов — развивать постоянное, публичное и универсальное «присутствие христианского мировоззрения … в изучении всего развития высшей культуры» (CCEO 640, § 1).

Функции и порядок работы католических университетов детально описаны в Апостольской конституции Ex Corde Ecclesiae, изданной Папой Иоанном Павлом II 15 августа 1990 года [3]. В этом документе, в частности, указано, что католический характер университета обязывает его к особой миссии: «Католический университет полностью предназначен для исследования всех аспектов истины в их существенной связи с высшей Истиной, Которая есть Бог» (Ex Corde Ecclesiae, часть I, статья 4). Поэтому в университетских исследованиях должна присутствовать «постоянная рефлексия в свете католической веры на развивающееся богатство человеческого познания». Также католический университет обязан служить народу Божию и всему человеческому роду в их стремлении к трансцендентной цели, которая дает смысл жизни (Ex Corde Ecclesiae, часть I, статья 13).

Католический университет может быть учрежден или одобрен Святым Престолом, национальной Епископской конференцией, иным собранием католической иерархии или епархиальным епископом. Университет может быть учрежден и религиозным орденом или другим субъектом публичного права, а также отдельными духовными лицами или мирянами, но лишь с согласия компетентной церковной власти (Ex Corde Ecclesiae, часть II, статья 3). В католических университетах допускается преподавательская деятельность не только католиков, но и приверженцев других христианских конфессий, других религий и даже атеистов. Однако, во-первых, некатолики могут трудиться в католическом университете лишь при условии их уважительного отношения к католической миссии университета, а, во-вторых, некатолики не должны составлять большинства преподавательской корпорации (Ex Corde Ecclesiae, часть II, статья 4, § 4).

Таким образом, целью католических университетов не является изучение теологии как таковой. Они занимаются, главным образом, светскими науками, однако в опоре на католическое вероучение. Сегодня в мире существует около 1 300 католических университетов. Большинство из них интегрированы в национальные системы образования и потому руководствуются в своей деятельности юридическими нормами соответствующих стран.

 1.2. Церковные университеты (факультеты)

Совершенно иные функции возлагает Католическая Церковь на церковные университеты (факультеты). Эти учебные заведения призваны к исследованию и истолкованию Божественного Откровения. Как гласит Кодекс канонического права, церковные университеты и факультеты предназначены «для изучения священных дисциплин или тех, что связаны со священными, а также для того, чтобы давать студентам научное образование в этой области» (CIC 815). Цели, задачи и порядок функционирования церковных университетов (факультетов) детально описаны в Апостольской конституции Sapientia Christiana, изданной Папой Иоанном Павлом II 15 апреля 1979 года [4].

Важнейшей задачей церковных университетов и факультетов является не только углубленное изучение истин Божественного Откровения, но и изложение их для современного человека в форме, «приспособленной к различным культурам» (Sapientia Christiana, статья 3). Кроме того, только церковные университеты и факультеты могут присваивать академические степени, имеющие каноническое достоинство (Sapientia Christiana, статья 6).

Церковные университеты и факультеты, в отличие от католических университетов, достаточно тесно связаны с церковной иерархией. Во-первых, такой университет (факультет) учреждается (одобряется) Святым Престолом через Конгрегацию католического образования. Эта же Конгрегация утверждает устав университета и утверждает в должности его ректора. Кроме должности ректора в церковном университете (факультете) существует должность канцлера, которую занимает, как правило, епархиальный епископ, в епархии которого расположен университет. Лица, преподающие веро- и нравоучительные дисциплины, должны произнести исповедание веры перед канцлером университета (факультета) или его делегатом и получить соответствующую «каноническую миссию». Преподаватели остальных дисциплин не обязаны произносить исповедание веры, тем не менее они должны получить от канцлера (или его делегата) разрешение на педагогическую деятельность в церковном университете.

Таким образом, церковные университеты принципиальным образом отличаются от католических университетов. Образно говоря, если католические университеты направляют свою активность во внешний по отношению к Церкви мир, то церковные университеты ориентированы исключительно «вовнутрь» Церкви. Они исследуют Божественное Откровение и готовят кандидатов для церковного служения. Поэтому нужно четко различать эти два типа ВУЗов. Сегодня в Европе существует около 190 церковных университетов и факультетов и еще примерно столько же зависимых от них образовательных учреждений [5].

 1.3. Высшие институты религиозных наук

Что касается Высших институтов религиозных наук (ВИРН), то их функции детально описаны в сравнительно недавнем документе Конгрегации католического образования под названием «Реформа Высших институтов религиозных наук» («Reform of the Higher Institutes of Religion Sciences», издан 8 июня 2008 года) [6]. Согласно этому документу создание ВИРН вызвано потребностью дать богословское образование мирянам. Если курс обучения на богословском факультете предполагает углубленное постижение теологии и подготовку к пастырскому служению, то курс ВИРН преследует следующие цели: 1) поощрение религиозного образования мирян и членов религиозных орденов, дабы они могли с большим успехом принимать участие в евангелизации современного мира; 2) подготовка кандидатов для различных светских должностей и служения в Церкви; 3) подготовка преподавателей религии для всех уровней, ниже университетского (Реформа ВИРН, Введение, 3). Поэтому и стиль преподавания, и педагогические методы, лежащие в основе ВИРН, принципиально отличаются от богословских факультетов. При этом ВИРН в обязательном порядке должны быть организационно соединены с церковными университетами (факультетами), которые берут на себя академическую ответственность за институт. Именно канцлер университета (факультета) имеет право обращаться в Конгрегацию католического образования с ходатайством об открытии ВИРН, представлять той же Конгрегации устав и учебные планы института, направлять туда же отчеты о его деятельности (Реформа ВИРН, часть I, статья 7). Совет университета (факультета) непосредственно контролирует деятельность института.

Руководят ВИРН модератор, директор и Совет института (Реформа ВИРН, часть I, статья 6). Модератором ВИРН, как правило, является епархиальный епископ той епархии, на территории которой он расположен, или ректор университета, в состав которого включен институт. Модератор назначает постоянных преподавателей института. Также он дает каноническую миссию тем преподавателям, которые преподают вероучительные дисциплины. Он же принимает у них исповедание веры. Остальным преподавателям он дает право на преподавание (venia docendi). Если модератором является ректор университета, то эти функции исполняет канцлер университета. Непосредственное руководство ВИРН осуществляет директор, назначаемый на пять лет.
Таким образом, главная задача институтов религиозных наук заключается в том, чтобы совершенствовать теологическую образованность мирян, имеющих намерение осуществлять апостольскую миссию. Это, опять же, сугубо внутрицерковная задача.

Итак, мы видим, что сегодня в Католической Церкви существует достаточно стройная система высших учебных заведений разных типов. Различные ВУЗы Католической Церкви решают различные задачи. Потому и взаимоотношения с национальными системами образования у разных ВУЗов строятся по-разному. Если католические университеты практически всегда интегрированы в соответствующие национальные системы образования, то для церковных университетов и институтов религиозных наук такая интеграция хотя и признается желательной, все же не является необходимой.

 1.4. Система академических степеней

Если в католических университетах приняты, как правило, те системы академических степеней, которые являются традиционными для страны, в которой действует университет, то в церковных университетах (факультетах) действует единая система степеней, установленная Апостольской конституцией Sapientia Christiana. Эта система состоит из трех образовательных циклов, по окончании каждого из которых выпускнику присваивается соответствующая степень: бакалавр (первый цикл), лиценциат (второй цикл) и доктор (третий цикл). К этим степеням добавляются названия специализаций, в соответствии со спецификой факультета (например, бакалавр богословия, бакалавр канонического права и т.д.). Хотя конституция Sapientia Christiana допускает употребление и других названий академических степеней (в соответствии с различными местными традициями), однако при этом в уставе церковного университета (факультета) должна быть ясно установлена их эквивалентность указанной трехступенчатой системе, дабы единство католического церковного образования не было нарушено (Sapientia Christiana, статья 48).

Для различных специальностей устанавливается различная продолжительность обучения. Так, на факультете богословия первый цикл охватывает пять лет (десять семестров) и предполагает фундаментальный курс философских и богословских дисциплин. В случае, если до поступления на факультет студент уже прошел двухлетний курс философии, обучение длится три года (Sapientia Christiana, статья 72 а). Второй цикл предполагает специализацию в течение двух лет (четырех семестров). В этом цикле обучения преподаются специальные дисциплины (в соответствии с конкретным направлением), готовящие студента к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Третий цикл, который длится не менее одного года, предполагает написание самостоятельного научного исследования и заканчивается получением докторской степени (Sapientia Christiana, статья 72 с).

На факультете канонического права первый цикл длится не менее одного года (два семестра) и включает в себя общие сведения о каноническом праве. Второй цикл длится два года (четыре семестра) и предполагает детальное изучение действующего Кодекса канонического права. Третий цикл длится как минимум год (два семестра) и посвящен написанию докторской диссертации (Sapientia Christiana, статьи 76-77).

На философском факультете первый цикл составляет два года (четыре семестра) и предполагает изучение всех разделов философии и общей методологии научного исследования. Второй цикл также длится два года (четыре семестра) и предполагает специализацию в какой-либо из отраслей философии. Третий цикл предполагает написание докторской диссертации в течение «подходящего промежутка времени». О других факультетах конституция подробно не говорит.

Срок обучения в ВИРН — пять лет. Он включает в себя два цикла (3 и 2 года). После первого цикла присваивается степень бакалавра религиозных наук, после второго — лиценциата религиозных наук.
Таким образом, несмотря на единую для всех церковных высших учебных заведений систему академических степеней, в зависимости от специализации внутренняя структура курса обучения может быть различной.

 1.5. Соотношение различных типов учебных заведений

В цитированных нормативных документах достаточно ясно обозначены соотношение указанных типов ВУЗов между собой, а также их связь с другими типами учебных заведений. Так для поступления во все типы высших учебных заведений Католической Церкви необходимо иметь тот уровень образования, который требуется для приема в светские ВУЗы соответствующей страны. Тем самым устанавливается взаимосвязь между католической системой высшего образования и национальными системами среднего образования.

Однако особого внимания заслуживает вопрос о соотношении системы высших учебных заведений Католической Церкви и традиционной католической системы подготовки священнослужителей. В Католической Церкви подготовка к пастырскому служению осуществляется в рамках семинарий двух типов: высших и низших. Курс высшей семинарии предполагает прохождение философских и богословских дисциплин в течение не менее чем шести лет. При этом на изучение философских дисциплин отводится полных два года, а богословских — полных четыре (CIC 242; CCOE 348, § 1). Курс низших семинарий, как правило, длится четыре года. При этом низшие семинарии заметно отличаются от высших. В низшей семинарии могут обучаться не только те, кто «проявляет признаки призвания к священнослужению», но и те, кто, хотя и не чувствует в себе пастырского призвания, все же желают подготовиться к исполнению различных церковных служений или дел апостолата. В высшей же семинарии обучаются лишь те, кто уверен в своем пастырском призвании, желает его развить и укрепить (CCOE 331).

Нормативные документы Католической Церкви не относят семинарии к высшим учебным заведениям. Соотношение между образованием, полученным в семинарии, и образованием, полученным на церковных факультетах, устанавливается в Апостольской конституций Sapientia Christiana. Выпускник высшей семинарии, окончивший в ней полный шестилетний курс, может поступить на второй цикл обучения (лиценциат) факультета богословия или факультета канонического права. На второй цикл философского факультета могут быть допущены лица, прослушавшие в семинарии двухлетний философский курс. При этом каждый конкретный факультет должен определить для себя условия приема выпускников семинарий (Sapientia Christiana, статья 54-57).

Таким образом, шестилетнее философско-богословское образование, полученное в семинарии, приравнивается к бакалавру богословия, а двухлетний философский курс, прослушанный в семинарии, равен бакалавру философии. Тем самым устанавливается соотношение между церковными университетами (факультетами) и католическими семинариями.

Та же конституция учитывает и, так сказать, обратный случай. Здесь оговаривается, при каких условиях выпускники церковных университетов (факультетов) могут принять священный сан. К пастырскому служению могут быть допущены лишь те выпускники богословского факультета, которые кроме базового курса (первого цикла) освоили еще и пастырскую специализацию, то есть изучили ряд пастырских дисциплин. Конституция рекомендует выделять эти дисциплины в специальный «пастырский год» (в дополнение к пятилетнему базовому курсу) (Sapientia Christiana, статья 74). Таким образом, полный курс подготовки к пастырскому служению как в семинарии, так и на факультете богословия, занимает, как правило, шесть лет.

Также в цитированных нормативных документах достаточно ясно установлено соотношение между квалификациями, получаемыми на церковных факультетах, и степенями, присваиваемыми в ВИРН. Выпускник ВИРН, имеющий степень бакалавра или лиценциата религиозных наук, может получить степень бакалавра богословия лишь при условии прохождения дополнительного двухлетнего курса на факультете, от которого зависит институт. Программу такого курса должен выработать Совет факультета (Реформа ВИРН, статья 21).

Таким образом, взаимоотношения между различными учебными заведениями Католической Церкви устанавливаются вполне определенно, что снимает проблему внутреннего согласования различных типов образования.

 2. Интеграция высших учебных заведений Католической Церкви в Болонский процесс

Решение о присоединении к Болонскому процессу было принято Ватиканом в 2003 году. В сентябре 2003 года Святой Престол направил своих официальных представителей на очередную Конференцию министров образования стран, примкнувших к Болонскому процессу, и обнародовал первый программный документ, посвященный перспективе интеграции высших учебных заведений Католической Церкви в этот процесс [7]. Тогда же при Конгрегации католического образования была создана специальная комиссия из 10 человек, приглашенных из пяти стран, на которую возложена задача координации инициатив, связанных с Болонским процессом.

Главная цель, побудившая Ватикан присоединиться к Болонскому процессу, заключалась в стремлении «довести до сведения других участников процесса информацию о природе и идентичности высших учебных заведений Святого Престола в различных странах». Кроме того, Святой Престол желал обеспечить безболезненное функционирование своих ВУЗов в формирующемся едином европейском образовательном пространстве [8].

2.1. Основные проблемы

Уже в 2003 году Святой Престол обозначил те особенности своей системы высшего образования, которые необходимо иметь в виду при интеграции в Болонский процесс. Поскольку католические университеты (факультеты), как правило, являются частью соответствующих национальных систем образования, Ватикан сразу же исключил из круга своих задач перспективу их интеграции в Болонский процесс. Вопрос о включении в единое европейское образовательное пространство католических университетов (факультетов) решается автоматически с момента присоединения к Болонскому процессу той страны, на территории которой действует соответствующий университет. Также из круга задач, очерченных в документе 2003 года, исключен вопрос об интеграции в Болонский процесс католических семинарий. Перспектива включения семинарий в этот процесс в нормативных документах Святого Престола не рассматривается. Таким образом, с момента присоединения Ватикана к Болонскому процессу было ясно указано, что речь идет о поиске путей включения в формирующееся образовательное пространство Европы, прежде всего, церковных университетов и факультетов.

Документ 2003 года также обращает внимание на то, что хотя Ватикан является суверенным государством, расположенным в Европе и по этому формальному признаку вполне может примкнуть к Болонскому процессу (который, напомним, предполагает сближение и гармонизацию систем образования именно европейских государств), все же церковные университеты, факультеты и аналогичные им институты, учрежденные или одобренные Святым Престолом, действуют не только в Европе, но и практически во всех странах мира, где значимо представлена Католическая Церковь. Чтобы обеспечить беспрепятственное функционирование этих образовательных учреждений Ватикан присоединился к ряду конвенций ЮНЕСКО, посвященных проблемам высшего образования не только в Европе, но и в Латинской Америке и Карибском бассейне, Азии и Африке. Таким образом, хотя в ряде документов Святого Престола, а также в официальных изданиях, посвященных Болонскому процессу [9], система высших учебных заведений Католической Церкви условно определяется как «национальная» система образования Ватикана, все же Святой Престол является международным поставщиком образовательных услуг, что придает процессу интеграции Ватикана в Болонский процесс свою специфику.

Еще одной особенностью, на которую обращал внимание Святой Престол в 2003 году, является тот факт, что в ряде стран Европы церковные факультеты полностью интегрированы в соответствующие национальные образовательные системы. Это касается таких стран как Австрия, Германия, Нидерланды, Польша, Словакия, Франция, Чешская Республика и Швейцария. Более того, деятельность церковных высших учебных заведений в Австрии, Германии и Польше регулируется соответствующими договорами (конкордатами) с государством Ватикан. Также в ряде католических университетов Европы действуют церковные факультеты, которые в полной мере руководствуются требованиями, предъявляемыми к государственным высшим учебным заведениям. Для всех этих церковных ВУЗов (как и для католических университетов) вопрос о вхождении в Болонский процесс также решается автоматически с момента присоединения к этому процессу соответствующих стран.

Однако, несмотря на эти замечания, Святой Престол задекларировал готовность внедрить в своих учебных заведениях практически все элементы Болонского процесса. При чем некоторые из этих элементов (например, межвузовская мобильность студентов) в высших учебных заведениях Католической Церкви существовали еще до присоединения к Болонскому процессу. Единственной серьезной проблемой, которую уже в 2003 году обозначил Ватикан, является проблема согласования академических степеней. Тем не менее, как отмечается в документе 2003 года, Апостольская конституция Sapientia Christiana создает нормативную возможность такого согласования (см.: Sapientia Christiana, статьи 47-48).

 2.1. Путь интеграции: 2003-2009 годы

Как известно, Болонский процесс включает в себя ряд направлений, по которым осуществляются реформы в национальных системах образования тех стран, которые присоединились к процессу. В официальных документах, принятых в рамках Болонского процесса, обычно перечисляются не менее десяти таких направлений. Чтобы не перегружать настоящий очерк мы решили выбрать те направления, которые являются наиболее характерными для Болонского процесса, и проследить какие реформы по этим направлениям были проведены Святым Престолом в период с 2003 по 2009 год. Опираться мы будем на официальные отчеты, направлявшиеся Ватиканом раз в два года на конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса [10].

К наиболее характерным направлениям Болонского процесса следует отнести: 1) внедрение единой Европейской системы переноса кредитных единиц (European Credit Transfer System, ECTS); 2) принятие системы сопоставимых степеней, которая отражается в специальном приложении к диплому единого образца (Diploma Supplement, DS); 3) введение двухступенчатой системы высшего образования, в которой первый цикл (бакалаврат) длится не менее трех лет (шесть семестров), а второй (магистратура) не менее одного года [11] и 4) развитие мобильности учащихся и преподавателей в рамках единого европейского образовательного пространства.

По первым двум направлениям решения были приняты практически сразу же после вхождения Святого Престола в Болонский процесс. Уже в 2004/2005 учебном году специальным циркулярным письмом всем церковным университетам и факультетам было предписано начать внедрение системы переноса кредитных единиц (ECTS). В отчете Ватикана, представленном в 2009 году в Лувене, сообщается, что на ECTS перешло подавляющее большинство церковных университетов и факультетов (до 99 %) [12]. Также следует отметить, что в уже цитированном нормативном документе 2008 года, посвященном реформе Высших институтов религиозных наук, продолжительность обучения в ВИРН указывается в соответствие с системой переноса кредитов. Полный курс обучения в ВИРН соответствует 300 кредитным единицам по системе ECTS (Реформа ВИРН, статья 25) [13].

Также с 2004/2005 учебного года в церковных университетах (факультетах) выдается Общеевропейское приложение к диплому (DS). Любой выпускник церковного ВУЗа по своему желанию может бесплатно получить DS.

Что касается международной мобильности, то уже в предварительных замечаниях 2003 года Ватикан отмечал, что практика регулярного обмена студентами между церковными факультетами, а также научных командировок преподавателей, как в рамках отдельных стран, так и в общеевропейском пространстве, является для Католической Церкви традиционной. Преимущественным направлением образовательных и научных поездок являются Папские академии и университеты в Риме. Более того, для некоторых церковных факультетов обучение в других образовательных центрах в течение одного-двух семестров является необходимым. Поэтому интеграция в Болонский процесс лишь оформила уже существующую практику.

По-настоящему серьезной проблемой стал вопрос согласования традиционной для Католической Церкви системы академических степеней с двухуровневой системой, принятой за основу в Болонском процессе. К 2010 году в рамках Болонского процесса существовали следующие варианты организации двух циклов высшего образования:

1)180 единиц (первый цикл) + 120 единиц (второй цикл), то есть 3+2 академических года;
2)240 единиц (первый цикл) + 120 единиц (второй цикл), то есть 4+2 академических года;
3)240 единиц (первый цикл) + 90 единиц (второй цикл), то есть 4+1,5 академических года;
4)240 единиц (первый цикл) + 60 единиц (второй цикл), то есть 4+1 академических года [14].

Таким образом, полный курс высшего образования может длится от 5 до 6 лет. К 2010 году Святой Престол предпринял определенные шаги по согласованию своей системы академических степеней с нормами Болонского процесса. Так в 2007/2008 учебном году первый образовательный цикл философии в церковных университетах и факультетах был увеличен с двух до трех лет [15]. По его окончании присваивается степень бакалавра и право перейти на второй цикл обучения. Однако менять структуру курса богословия (5+2 года) Святой Престол все же не планирует. В отчете 2007 года отмечается, что наличие специальных норм для изучения священных дисциплин обусловлено «их особой природой и важностью для Святого Престола». Кроме того, в том же документе Ватикан настаивает на сохранении фундаментального единства своей традиционной системы академических степеней во всех странах и признает наличие существенных затруднений в согласовании этой системы с нормами Болонского процесса [16]. Таким образом, в церковных университетах (факультетах) бакалавриат может длится от трех до пяти лет (180-300 единиц), лиценциат (аналогичный магистратуре), как правило, длится два года (120 единиц), а докторантура — от двух до трех лет (для докторских программ система кредитных единиц не применяется) [17]. Полный курс теологии (бакалавриат + лиценциат) по-прежнему составляет семь лет, что превышает нормы, установленные в рамках Болонского процесса.

Впрочем и Генеральный директорат Европейской комиссии по делам образования и культуры признает, что не во всех сферах знания может быть внедрена единообразная двухуровневая система обучения. Не только в области теологии, но и в сфере медицины, машиностроения, архитектуры, искусства и юриспруденции в ряде европейских стран курс высшего образования может сегодня длиться более шести лет [18].
Еще одним нерешенным вопросом остается создание Ватиканом своей собственной Национальной рамки квалификаций (National Qualifications Framework, NQF). По плану Болонского процесса все страны-участницы должны были разработать свои рамки квалификаций к 2010 году. В отчете 2009 года Святой Престол отмечал, что работа над этим документом ведется и будет закончена в срок. Однако к весне 2010 года рамка квалификаций для церковных факультетов все еще не была создана.

 Выводы

Святой Престол уже почти семь лет является участником Болонского процесса. За это время ряд реформ, предусмотренных в рамках процесса, были проведены в высших учебных заведениях Католической Церкви. Тем не менее, как мы видим, и сегодня остаются нерешенными некоторые проблемы. Поскольку Ватикан настаивает на сохранении своего традиционного подхода к структуре богословского образования, пока не удается найти приемлемую схему согласования католической трехступенчатой системы образования (и соответствующих ей академических степеней) с нормами Болонского процесса. Видимо, по этой причине пока не удается и сформировать Национальную рамку квалификаций (NQF) для системы высшего образования Святого Престола. Таким образом, интегрируясь в Болонский процесс, Ватикан оказался перед непростой задачей сохранения традиций католического богословского образования в условиях приспособления к новым европейским тенденциям.

Предпринятый краткий обзор процесса внедрения норм Болонского процесса в церковных ВУЗах Католической Церкви позволяет сделать важные выводы, касающиеся и перспектив внедрения этих норм в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви. Мы не случайно уделили специальное внимание описанию системы высших учебных заведений Католической Церкви. Ведь в течение столетий Святому Престолу удалось выработать достаточно стройную систему университетов, факультетов и институтов, которая действует по всему миру, по-возможности интегрируясь в различные национальные системы образования. В нормативных документах Святого Престола и Конгрегации католического образования достаточно ясно установлено соотношение между различными типами ВУЗов, а также между богословским образованием и пастырской подготовкой.

К сожалению, образовательная система Русской Православной Церкви сегодня не может похвастаться такой же внутренней стройностью. И по сей день остаются неустановленными соотношения между различными типами церковных учебных заведений, стихийно создававшимися на протяжении последних 20 лет. В действующем церковном законодательстве, например, отсутствуют ясные предписания о взаимных отношениях между богословским и духовным образованием. В результате выпускники богословских университетов и факультетов, изъявляющие желание продолжить обучение в духовных семинариях, нередко оказываются в низших классах семинарии. И наоборот, выпускники семинарий порой вынуждены поступать на первый курс теологического ВУЗа. Ученые советы Духовных Академий оказываются в затруднительном положении, когда выпускники богословских университетов, получившие квалификацию магистра теологии, изъявляют желание написать и защитить в Академии кандидатскую работу. Этот перечень насущных проблем можно было бы продолжить.

Поэтому думается, что проводимая сегодня трансформация системы духовного образования в обязательном порядке должна предполагать внутренний «тюнинг»19 этой системы, то есть ее внутреннее согласование, установку ясных соотношений между различными типами учебных заведений. Это тем более актуально, что сегодня учебные заведения Русской Православной Церкви действуют не только в России, но и в целом ряде других государств. Поэтому фундаментальное единство системы образования Русской Церкви во всех этих странах является важнейшей задачей. Подобный «тюнинг» мог бы открыть и перспективу студенческой мобильности в рамках единой образовательной системы. Ведь сегодня у нас отсутствует практика образовательных поездок студентов из одной Духовной Академии в другую, или из Духовной Академии (семинарии) в теологический ВУЗ. А это могло бы быть чрезвычайно полезно, например, в тех случаях, когда студенты желают получить квалификацию в той области научного знания, которая в их школе менее развита. Такая «внутренняя» мобильность могла бы быть ступенью и к мобильности «внешней» (зарубежные образовательные поездки, обучение в течение одного-двух семестров в светских ВУЗах по особой программе).

Важной особенностью католического подхода к внедрению норм Болонского процесса является отказ от прямого включения в этот процесс семинарий. Фактически система подготовки пастырей, как особая внутрицерковная задача, оставлена в Католической Церкви в прежнем виде. Семинарии рассматриваются Католической Церковью как учебные заведения закрытого типа, в которых воспитанники получают не только знания, но и «особое религиозное воспитание» (CIC 234, § 1). При этом выпускник высшей семинарии приравнивается к бакалавру богословия и может поступить на второй цикл обучения в церковном университете. Кроме того, нередко католические семинарии заключают договоры с церковными университетами и факультетами, по которым семинаристы одновременно являются и студентами этих ВУЗов, слушая часть курсов не в семинарии, а в университете (на факультете). В результате выпускник семинарии получает два диплома: один церковного образца, а второй — государственного. Именно по этому пути идут сегодня украинские греко-католические семинарии. Например, студенты Львовской духовной семинарии Святого Духа, как правило, параллельно являются студентами Украинского католического университета и по окончании обучения получают два диплома. Думается, что этот подход заслуживает внимания. Безусловно, теологические ВУЗы Русской Православной Церкви должны быть полностью интегрированы в национальные системы образования тех стран, на территории которых они расположены. И одним из путей косвенной интеграции духовных учебных заведений в Болонский процесс может стать установление эквивалентности их дипломов с соответствующими квалификациями, полученными в теологических ВУЗах.

При этом, на наш взгляд, необходимо, чтобы высшая церковная власть Русской Православной Церкви приняла решение об обязательном образовательном цензе для кандидатов в священнослужители. Проще говоря, необходимо установить правило, что человек, не получивший семинарского образования, не имеет права претендовать на священство. Что касается выпускников теологических ВУЗов, желающих принять священный сан, то представляется целесообразным организовывать для них нечто вроде «пастырского года» в семинариях. Человек, получивший степень бакалавра теологии, если он желает рукополагаться, мог бы в течение одного года пройти курс практических пастырских дисциплин в стенах семинарии и после этого получить право на рукоположение. Как известно, с 2010/2011 учебного года в ряде духовных учебных заведений Московского Патриархата вводится в действие новая система обучения, предполагающая наличие в семинариях кроме четырехлетнего базового курса еще и года пастырской специализации. Возможно, именно на этот год и следовало бы зачислять в семинарии бакалавров теологических ВУЗов, изъявляющих желание принять священный сан. С другой стороны, необходимо, чтобы и выпускники семинарий, если они того пожелают, могли беспрепятственно поступать на вторую ступень обучения теологических вузов (в магистратуру), что означало бы приравнивание семинарского курса к бакалаврату.

Таким образом, опыт, пройденный Католической Церковью за последние семь лет в направлении трансформации ее традиционной системы высшего образования, безусловно, должен быть учтен Русской Православной Церковью. Что, конечно же, не означает прямого копирования этого опыта. Исторический путь духовного образования нашей Церкви, равно как и особые современные условия его функционирования должны быть учтены в ходе поиска оптимальных форм адаптации к современным тенденциям в европейском образовании.


 [1] Мы пользуемся двуязычным изданием: Кодекс канонического права / Codex Iuris Canonici. М., 2007. Ссылки на документ даются по тексту в скобках.

[2] Мы пользуемся украинским переводом документа, опубликованном на Официальном сайте Украинской Греко-Католической Церкви (http://old.ugcc.org.ua/CCEC/CCEC-toc.html). Ссылки на документ даются по тексту в скобках.

[3] Конституция опубликована на Официальном сайте Ватикана: http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/apost_constitutions/documents/hf_jp-ii_apc_15081990_ex-corde-ecclesiae_en.html (английский текст). Ссылки на этот документ даются по тексту в скобках.

[4] Конституция опубликована на Официальном сайте Ватикана: http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/apost_constitutions/documents/hf_jp-ii_apc_15041979_sapientia-christiana_en.html (английский текст). Ссылки на этот документ даются по тексту в скобках.

[5] Их полный список см. в: Annuario Pontificio per l’anno 2010. Cittа del Vaticano, 2010. P. 1767-1794.

[6] Документ опубликован на официальном сайте Ватикана: http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/ccatheduc/documents/rc_con_ccatheduc_doc_20080628_istruzione_en.html (английский текст). Ссылки на документ даются по тексту в скобках.

[7] Observations of the Holy See on becoming a signatory member of the “Declaration of Bologna”. [Электронный ресурс. Режим доступа: www.bologna-berlin2003.de/pdf/Holy%20See.pdf].

[8] Отчет о внедрении норм Болонского процесса в высших учебных заведениях Святого Престола в течение 2004-2005 гг. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bologna-bergen2005.no/EN/national_impl/00_Nat-rep-05/National_Reports-Holy_See_050211.pdf].

[9] См., например: Focus on the Structure of Higher Education in Europe 2006/07. National Trends in the Bologna Process. Brussels: Eurydice, 2007. P. 310; Bologna Process Stocktaking Report 2007. Report a working group appointed by the Bologna Follow-up Group to the Ministerial Conference in London, May 2007. London, 2007. P. 65.

[10] Ватикан принимал участие в четырех таких конференциях: в Берлине (2003), Брегене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009).

[11] С 2005 года в документах Болонского процесса принято говорить уже не о двух-, а о трехступенчатой системе, в которой третьим циклом является докторат. Однако к 2010 году единства подходов к организации докторских программ выработано не было. См.: Focus on Higher Education in Europe 2010: The Impact of the Bologna Process. Brussels: Eurydice, 2010. P. 16-17.

[12] Отчет размещен в сети Интернет по адресу: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/links/National-reports-2009/National_Report_HolySee_2009.pdf

[13] По системе ECTS один семестр равен 30 кредитным единицам. Соответственно, один учебный год — это 60 единиц.

[14] Подробнее см.: Focus on Higher Education in Europe 2010: The Impact of the Bologna Process. P. 16.

[15] См. отчет 2009 года: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/links/National-reports-2009/National_Report_HolySee_2009.pdf.

[16] Отчет размещен в сети Интернет по адресу: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/links/national-reports-2007/national_report_holy-see2007.pdf

[17] Focus on Higher Education in Europe 2010: The Impact of the Bologna Process. P. 146.

[18] Focus on the Structure of Higher Education in Europe 2006/07. National Trends in the Bologna Process. P. 17-18.


Опубликовано 11.10.2010 | Просмотров: 1 164 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter