Вадим Лозовский. О Нагорной проповеди

Вадим Лозовский. О Нагорной проповеди

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пожалуй, во всем Евангелии нет такого текста, который предъявлял бы нашим действиям столь высокие требования, как данный отрывок из Нагорной проповеди в Евангелии от Луки, который все мы сегодня слышали за Божественной литургией.

Действительно, как показывает исторический опыт, восприятие и последующее толкование Нагорной проповеди осложнено тем, что мы не можем воспринимать её непредубеждённо, объективно. Одни, опираясь на свой жизненный опыт, убеждены в том, что ее требования превосходят нравственные силы большинства людей, и поэтому неисполнимы. Другие же, напротив, склонны видеть в них общественно-социальную программу, альтернативную существующей. Однако, если мы будем рассматривать Нагорную проповедь только лишь с точки зрения её практической исполнимости или неисполнимости, мы потеряем из вида тот главный вопрос, который она ставит перед каждым из нас: «Верю ли я, что в Нагорной проповеди действительно возвещена воля Божия? Могу ли я всецело положиться на волю Божию?» Разумеется, честный ответ вряд ли будет носить утвердительных характер. И тогда мы окажемся перед одной из важных тем Евангелия — перед темой маловерия и сомнения. Вспомним, например, маловерие учеников. И тогда последним будет вопрос: «Есть ли такой спасительный путь, на котором я могу преодолеть моё маловерие? И если есть, то могу ли я действительно ступить на него?» И Господь указывает нам этот путь спасения, начальным пунктом которого является Евангельское учение о блаженствах [1].

В отличие от евангелиста Матфея, который начинает Нагорную проповедь девятью «блаженствами», евангелист Лука предлагает нашему вниманию четыре «блаженства»: блаженны нищие, алчущие, плачущие и гонимые, которые являются альфой и омегой, квинтэссенцией христианской мистики и аскезы.

При этом евангелисты Матфей и Лука, каждый по-своему, расставляют богословские акценты на различные стороны восприятия данных блаженств.

Так, в контексте Евангелия Матфея, «нищими» называются преимущественно люди невежественные в законе, или, как бы мы теперь сказали, грешные, которым их религиозное невежество и аморальное поведение, согласно фарисейско-законническим убеждениям того времени, преграждали доступ к спасению [2]. Вспомним, например, десять евангельских прокаженных, которых Господь встретил на пути в Иерусалим. Ведь проказа в те времена считалась страшным наказанием Господним и в первую очередь за нарушение закона. Поэтому, когда Матфей определил этих «нищих» как «нищих духом», тогда блаженство стало звучать неожиданно, оно вызывало удивление и требовало вдумывания и толкования.

Так недостаточно быть только нищим в прямом смысле этого слова. Ибо и нищему его нищета может быть препятствием для вхождения в Царство Небесное. Например, если из-за нищеты он ни о чём ином не думает кроме денег и богатства, или же гордится ей. Царство Божие достается только тому, кто, находясь в бездне человеческих скорбей и переживаний, внутренне больше ни от чего не зависит, кто чувствует полную неспособность помочь самому себе, кто стоит перед Богом как нищий с протянутой рукой, говоря в своем сердце: «Господи – я весь Твой, и Твоя воля – моя воля», кто по примеру прокаженного самарянина на собственном житейском опыте прочувствовал, что помощь может придти только от Бога [3].

То же относится и к алчущим: блаженны не просто те, кому нечего есть и пить, но только те, кто устремляется к правде Божией, стараясь жить согласно воле Божией [4].

И, наконец, не всякое гонение и преследование заслуживает награды. Блаженны только те, которые гонимы за правду, те, которых злословят неправедно и за Имя Христово [5].

Но, в отличие от евангелиста Матфея, евангелист Лука под нищими, голодными, плачущими и преследуемыми подразумевает учеников Христовых, которые из-за своего ученичества вынуждены терпеть все эти лишения [6]. Наряду с апостолами Господь в первую очередь обращается и к нам – к будущим пастырям Церкви. А готовы ли мы претерпеть за Христа нищету, голод и преследования, готовы ли мы предаться всецело воле Божией, либо мы преследуем, обучаясь в Духовных школах, свои личные интересы?!

Т. о., это различие богословских акцентов у евангелистов Матфея и Луки объясняется в первую очередь различием ситуаций, в которых находилась Церковь, и которые наложили определенный отпечаток на ее Предание: текст обетований блаженств в Предании, зафиксированном евангелистом Матфеем, формировался в Церкви, боровшейся против фарисейского соблазна уверенности в собственной непогрешимости; текст обетований блаженства в Предании, записанном евангелистом Лукой, формировался в Церкви, подвергавшейся более тяжким притеснениям и нуждавшейся в утешении [7].

Помимо этой экклезиологической характеристики другим ярким примером актуализации живого Предания Церкви, образцом осуществления спасительного пути блаженств является для нас житие святителя Николая Чудотворца, память которого мы сегодня празднуем. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая…». Вот личный пример следования Евангельским блаженствам, вот образ духовной кротости, смирения и нищеты, вот пример ответной любви и благодарности Богу за то, что Он есть, за то, что Он любит и сострадает каждому человеку [8].

И дай нам Бог, дорогие братья и сестры, по примеру жития этого великого угодника Божия стяжать в своих сердцах великую радость от постоянного ощущения в своей жизни присутствия Божия (теофании). И эта радость даст нам силы, как некогда благодарному исцеленному от проказы самарянину, вновь и вновь возвращаться, прибегать ко Христу, воздавая Ему неустанное благодарение в Таинстве Святой Евхаристии. Но даже сейчас, когда в очередной раз Господь будет явлен нам в Святых Дарах, отзовутся ли в наших сердцах так, как отозвались в сердце прокаженного самарянина любовь и милосердие Божии [9]. Это решать каждому из нас. Аминь.

Список использованной литературы

1. Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Экзегетический комментарий на Евангелие от Матфея. Электронный конспект лекций.
2. Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 133.
3. Matthew 5: 1-12/ Carson D. A. The Expositors Bible Commentary. Vol 8. Grand Rapids, Michigan. 1984. pp. 131 — 132; Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Этика // Евангелие / Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XVI. С. 623 – 624; прот. Георгий Митрофанов. Проповеди. Издательство Крутицкого подворья Отдела по делам молодежи Московского Патриархата. Москва, 2008. С.128,130; Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 133.
4. Matthew 5: 1-12/ Carson D. A. The Expositors Bible Commentary. Vol 8. Grand Rapids, Michigan. 1984. p. 134; Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Экзегетический комментарий на Евангелие от Матфея. Электронный конспект лекций.
5. Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Экзегетический комментарий на Евангелие от Матфея. Электронный конспект лекций; Matthew 5: 1-12/ Carson D. A. The Expositors Bible Commentary. Vol 8. Grand Rapids, Michigan. 1984. pp. 135 – 136.
6. Matthew 5: 1-12/ Carson D. A. The Expositors Bible Commentary. Vol 8. Grand Rapids, Michigan. 1984. pp. 136 – 137; Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 133 – 134; Luke 6:17 – 23/ Liefeld W. L. The Expositors Bible Commentary. Vol 8. Grand Rapids, Michigan. 1984. p. 890.
7. Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 134.
8. Прот. Георгий Митрофанов. Проповеди. Издательство Крутицкого подворья Отдела по делам молодежи Московского Патриархата. Москва, 2008. С.132.
9. Прот. Георгий Митрофанов. Проповеди. Издательство Крутицкого подворья Отдела по делам молодежи Московского Патриархата. Москва, 2008. С.130 — 131.

// Проповедь студента II курса академии Вадима Лозовского, произнесенная в Иоанно-Богословском академическом храме за Божественной литургией 19 декабря 2010 года


Опубликовано 20.12.2010 | Просмотров: 232 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter