Святитель Иоанн Златоуст. Похвала святому Иоанну Богослову

Похвала святому Иоанну Богослову

Созвал нас, возлюбленные, святейший Иоанн Богослов и друг Христов, не произрастивший нам приятно пахучих роз, но возрастивший нам добродетели отцов духовных. Их благоухание есть благочестивое исповедание и наших душ спасение. Скажи мне: какая роза так украшена листьями, как святейший Иоанн прославлен богоприличным венцом святых? Роза блестит изнутри благовонием, сверкающим золотом; а святейший Иоанн сияет с самой вершины престола ароматной жизнью всемудрого пастыря нашего и учителя.

О, Иоанн! Ты ежегодно вспоминаешься пришельцами и ежедневно живешь с эфесянами. О, Иоанн! Ты сияешь на той священной горе, как высокий правитель — не одаряешь своих граждан имуществами, но даруешь просящим у тебя врачевания. О, Иоанн! Ты низверг трофеем креста единоборную змею, Артемиду, и властно восстановил силой креста единобрачную невесту Христову, церковь. О, Иоанн! Ты покинул отца своего, Заведея на корабле, и возлюбил на груди Господа своего Назорея. Как две горы, ты созерцал два сосца, посреди которых сладко успокоившись, ты богословствовал о Том, Кто познавался посреди двух животных: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» («в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово») (Иоан. 1:1). И ты созерцай изумительного апостола. Землю орошает не погребенный в земле, и орошение есть манна целительная, и, истощаясь, не истощается от времени. Что за причина, что за действие? Никто не сумеет сказать; непреложны дары нашего Спасителя Христа, и неисчерпаемы дела святых. О, Иоанн! (Ты) оружие благочестивых, поистине благочестивое исповедание, общее их пристанище, к Богу прибежище. Что пристань для обуреваемых, то Бог для утруждаемых.

Сегодня святейший Иоанн сияет для нас красотой своей добродетели; он был читан у нас, — он, сияющий своим благочестием из своей древней книги, как бы от царского образа. Иоанн — прекрасное начало веры, благоцветущий корень, неисчерпаемый источник, у всех язычников не только временный закон, но — верится — всегдашнее почтенное извещение благочестия, первая вершина веры, расширитель благочестия для всех, воспитатель наш в ревности о прекрасных дарах любви. Мы смотрим на чертог девства, и обнимаем источник исцелений. Раскроем же слово его о свете.

Отец — свет, Сын — свет, Дух Святой — свет. Отец свет, потому что истинный Бог; Сын свет, потому что воссиял от Отца; Дух Святой свет, потому что из Отца исходит, и потому истинный Бог. Апостол свидетельствуем словами: «Бог есть свет» («Бог свет есть») (1 Иоан. 1:5), и еще: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете» («прииде Иоанн,… да свидетелствует о Cвете») (Иоан.1:6—7), а также: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» («бе Cвет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир») (Иоан. 1:9), т. е. идущего к истине. О Сыне: «Я свет истинный» («аз есм свет») (Иоан. 8:12), и: «Я во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 10:38). Что Сын свет и солнце правды, восклицает пророк: «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» («светися, светися Иерусалиме, прииде бо к тебе твой свет, и слава Господня на тебе возсия») (Ис.60:1). О Святом Духе в псалме поется: «у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» («у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет») (Пс. 35:10), т. е., «в Сыне увидим Духа Святого; (это) свет, которым мы освещены, и до сегодня освещаемся в сердцах наших». Отец свет, потому что истинный Бог; Сын свет, потому что отблеск Его света; Дух Святой свет, (как) исходящий из Отца: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» («никто… не знает Божия…, точию Дух в Нем») (1 Кор. 2:11). Дух Святой свет истинный, который в истинном свете созерцается и мыслится.

Итак, да остается у нас, братья, вера несокрушимой и Троица нераздельной! И блаженный Соломон говорит, что «нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» («тройная вервь не… расторгнется») (Еккл. 4:12). Бог святит, освещает, животворит, освобождает, и больше этого. И Сын точно так же; все, что делает Отец, и Дух Святой точно также святит, освещает, животворит, освобождает. Мы освобождены, и освящены, и освещены, и ожили, крестившись в Отца и Сына и Святого Духа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1904. Том 10, Книга 2, Похвала святому Иоанну Богослову, с. 869-870.


Опубликовано 08.10.2015 | Просмотров: 135 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter