Шкаровский М.В. Церковная деятельность петербургских предпринимателей

Церковная деятельность петербургских предпринимателей

Церковная благотворительная деятельность петербургских предпринимателей началась уже вскоре после основания новой столицы России. В XVIII веке одним из самых значительных фигур в этом плане был миллионер-откупщик Савва Яковлевич Яковлев. В 1753-1765 гг. на его средства на Сенной площади по проекту знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли (при возможном участии Квасова) был построен храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади. В устроенный в крипте храма склеп С.Я. Яковлев перенес с Сампсониевского кладбища останки своих родителей. В 1764 г. в Спасо-Сенновском храме был освящен придел прп. Саввы Освященного – небесного покровителя храмоздателя. В дальнейшем многие десятилетия (до 1918 г.) купцы Сенного рынка содержали при храме благотворительное общество с богадельней и детским приютом-школой.

В XIX веке своей церковной деятельностью были особенно известны предприниматели – старообрядцы – проживавшие в Москве Морозовы, Рябушинские и др. Но в Санкт-Петербурге также были подобные старообрядческие семьи. В частности, братья – купцы Сергей и Федул Громовы в значительной степени стали создателями Белокриницкой иерархии в старообрядчестве. Из их петербургского особняка в 1846 г. уехал в Австрийскую империю Петр Великодворский, имевший специальное задание – склонить к переходу в «старую веру» православного митрополита Босно-Сараевского Амвросия. Этот план удался, и Владыка Амвросий рукоположил в с. Белая Криница несколько старообрядческих священников и епископов. Сергей и Федул Громовы также пожертвовали землю, на которой в Санкт-Петербурге было создано специальное старообрядческое кладбище, получившее название Громовского. В 1844 г. там была построена первая деревянная Успенская церковь, а затем еще два каменных храма. В результате Громовское кладбище стало центром старообрядчества в «северной столицы», подобному Рогожскому в Москве. В советское время указанные храмы были снесены, но Громовское кладбище частично сохранилось до наших дней.

Многие православные промышленники Санкт-Петербурга в XIX веке строили храмы при своих заводах и фабриках – Путиловы, Варгунины и др. Но наибольшую известность получил владелец золотых приисков и ряда предприятий в Сибири бессребреник Иннокентий Михайлович Сибиряков, позднее схимонах Иннокентий, ставший примером нестяжательства для всей России. На устройство детского приюта для девочек при Литейно-Таврическом кружке «Общества пособия бедным женщинам» Иннокентий Михайлович пожертвовал свой дом в Райволо (ныне Рощино) и капитал в 50 тысяч рублей. Он также передал 10 тысяч рублей Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю для строительства Воскресенского скита, такую же сумму — Коневскому монастырю на о. Коневец в Ладожском озере, пожертвовал свою усадьбу «Мир» Линтульскому монастырю под Петербургом и т.д.

В самой столице на средства И.М. Сибирякова было построено подворье афонского Свято-Андреевского скита, где благотворитель в 1896 г. принял монашеский постриг. В дальнейшем он поселился на Афоне, отдав скиту все свои средства – более 2 миллионов рублей, на которые в обители был возведен крупнейший тогда на Балканах православный собор св. ап. Андрея Первозванного. Следует отметить особое почитание схимонахом Иннокентием своего небесного покровителя. В честь своего тезоименитого святого благотворитель устроил церковь при больничном корпусе и придел в соборе в Свято-Андреевском скиту, придел в храме св. кн. Александра Невского при Первом реальном училище Санкт-Петербурга, церковь свт. Иннокентия в с. Омолой на реке Лене, храм во имя свт. Иннокентия Иркутского в Свято-Троицком Николо-Уссурийском монастыре и кладбищенский храм свт. Иннокентия в Углическом Богоявленском монастыре. Свою дачу на Карельском перешейке и денежное пожертвование в размере 10 тысяч рублей жертвователь оставил Линтульской монашеской общине с условием, что сестры тоже выстроят церковь во имя свт. Иннокентия Иркутского.

6 ноября 1901 г. схимонах Иннокентий скончался на сорок первом году жизни. За три дня до смерти его посетил настоятель Свято-Андреевского скита архимандрит Иосиф. Больной с глубоким смирением сказал: «Батюшка, простите меня, не могу я Вас встретить, как следует; ничего не могу сказать, кроме своих грехов». В сообщении о кончине бывшего миллионера в журнале Свято-Пантелеимоновского монастыря «Душеполезный собеседник» было прекрасно сказано словами Священного Писания: «О нем кратко и ясно можно так сказать: «скончався вмале, исполни лета долга» (Прем. 4, 13)».[1]

Среди занимавшихся церковной благотворительностью петербургских предпринимателей были и женщины – в основном купчихи. Значительную роль в создании в Санкт-Петербурге в начале XX века Иоанновского женского монастыря сыграла ближайшая духовная дочь святого праведного отца Иоанна Кронштадтского купчиха Сергеева, после смерти мужа принявшая монашеский постриг с именем Ангелина и служившая игуменией монастыря до его закрытия в 1923 г. Другая столичная купчиха – Лежоева на свои средства построила в Иоанновском монастыре храм-усыпальницу святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, в связи с чем он говорил: «Как ты устроила мне место пребывания на земле, так и я устрою тебе и твоим родным такое место на небе». В дальнейшем Лежоева приняла монашеский постриг с именем Иоанна и служившая казначеей монастыря до его закрытия. Заступничество святого сопровождало мать Иоанну до конца дней, не смотря на жестокие артирелигиозные гонения в стране, она умерла своей смертью в конце 1930-х гг. и была похоронена на монастырском участке Серафимовского кладбища (могила сохранилась).[2]

После революции 1917 г. некоторые петербургские предприниматели и торговцы приняли монашеский постриг, пожертвовав все свои капиталы монастырям и приходам. В частности, насельником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в это время стал не только купец Муравьев — будущий прп. Серафим Вырицкий, но и другой крупный купец – Комиссаров, принявший монашеский постриг в Лавре с именем Гурий. Его жена, как и жена прп. Серафима, одновременно с мужем приняла монашеский постриг в Петроградском Воскресенском Новодевичьем монастыре. Последним петербургским предпринимателем, который еще в первой половине 1920-х гг. (в период НЭПа) помогал Лавре содержать братский хор и хор мальчиков, был А. Аксенов (владевший свечным заводом).

Через несколько лет после революции церковная деятельность российских предпринимателей на Родине стала невозможной, но она еще некоторое время продолжалась за рубежом. В частности, на нынешней территории Ленинградской области – в г. Выборге (тогда Финляндия) русская купчиха Анна Дмитриевна Пугина основала в декабре 1925 г. православную Покровскую приход, которая в отличие от Финляндской Православной Церкви сохранила богослужебный юлианский календарь и церковнославянский богослужебный язык. С 1926 по 1939 гг. община собиралась на богослужения в Покровском домовом храме, устроенном в частном доме А.Д. Пугиной. Юрисдикционно община до 1945 г. входила в состав Западноевропейского экзархата под управлением митрополита Евлогия (Георгиевского).

В период советско-финской войны 1939-1940 гг. община переместилась в Хельсинки Покровская община возобновила богослужения, где в 1945 была воссоединена с Московским Патриархатом. В Хельсинки Анна Пугина приняла монашеский постриг, и в 1951 г. на завещанные ею средства был приобретен участок земли, и началось возведение каменного храма, освященного в честь Покрова Божией Матери 1 февраля 1953 г. В настоящее время этот приход является центром благочиния Московского Патриархата на территории Скандинавии. Так семена, посеянные А.Д. Пугиной, дали обильные добрые плоды.

Современные петербургские предприниматели возродили и продолжили существовавшие в прошлые века традиции церковной благотворительности. В частности, владелец нескольких ресторанов и торгового дома Е. Ковалевский в 1990-е гг. стал ктитором возводимого частично на народные пожертвования Блокадного храма-памятника Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. В значительной степени на средства Е. Ковалевского этом храм был завершен в начале 2000-х гг., некоторое время в нем существовала музейная экспозиция, посвященная религиозной жизни блокадного Ленинграда. Рядом с храмом также была установлена скульптура священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского).[3]

Стараниями петербургских предпринимателей за последние десятилетия в Санкт-Петербургской епархии даже были основаны два новых монастыря, о чем следует рассказать более подробно. Первым из них стал скит св. ап. Андрея Первозванного – отрасль Александро-Невской Лавры. Он был устроен по инициативе предпринимателя Владимира Михайловича Елгина вблизи д. Коркино в Колтушской волости Всеволожского района на Агафоновом лугу, месте, связанном памятью о первоученике Иисуса Христа святом апостоле Андрее. Скит находится на старинном сухопутном пути «из варяг в греки»). По церковному преданию апостол Андрей, проповедуя слово Божие, двигался по этому пути и, направляясь в Рим, проехал по сухопутной дороге вдоль Невы. Дальнейшая история Российского государства тесно связана с этой дорогой, ратными и торговыми делами. Недалеко от дороги на лугу находится огромный древний валун. Здесь неоднократно проходили идущие на врага новгородские дружины, а в октябре 1702 г. – войска Петра I, освобождавшие приневские земли от столетнего шведского владычества. В годы Великой Отечественной войны путь получил название «Дорога смерти» или «Дорога скорби». По ней 19 сентября 1941 г. шли тысячи солдат для взятия плацдарма на левом берегу Невы (легендарного «Невского пятачка. В конце 1942 г. в районе Агафонова луга формировались и готовились войсковые подразделения, форсировавшие вскоре Неву и прорвавшие 18 января 1943 г. кольцо блокады в ходе операции «Искра».

Скит возник на базе крестьянского хозяйства «Краеугольный камень», созданного 27 июня 1994 г. Главой хозяйства был Владимир Михайлович Елгин, его заместителем – Иван Владимирович Елгин. Узнав историческую и духовную значимость места, отведенного под хозяйство, его глава доложил обо всем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну. 19 сентября 1995 г. Владыка благословил установление поклонного креста, утвердил проекты часовни и звонницы и высказал предвидение о создании в перспективе на этом месте скита св. ап. Андрея Первозванного.

5 июня 1996 г. у старинного валуна был установлен деревянный поклонный крест. В течение двух лет В.М. Елгин со своими единомышленниками обустраивал территорию, а в июне 1998 г. обратился к архимандриту Назарию с просьбой о принятии послушником в состав братии Александро-Невской Лавры и был принят.

С этого времени он занялся созданием скита. К осени 1998 г. были построены две деревянные келии. 6 апреля 1999 г. В.М. Елгин был пострижен о. Назарием в рясофор с наречением именем в честь прп. Зосимы Соловецкого. 28 апреля 2000 г. инок Зосима принял постриг в мантию с именем в честь прп. Серафима Саровского, а 1 мая архимандрит Назарий утвердил монаха Серафима в должности строителя скита. 22 февраля 2001 г. наместник Лавры представил митрополиту рапорт о делах в ските, на котором 26 марта Владыка написал: «Читал с интересом и радостью. Сердечно благодарю монаха Серафима (Елгина) за труды и за предпринятый подвиг по созданию скита Александро-Невской Лавры. Призываю Божие благословение на дальнейшие труды».[4]

27 декабря 2003 г. возведенная деревянная церковь свв. Зосимы и Савватия была освящена иерейским чином, и в этот же день архимандрит Назарий и духовенство Лавры отслужили первую литургию и совершили крестный ход. Началось регулярное еженедельное совершение служб. В дальнейшем были построены: еще одна деревянная церковь, колокольня, братский корпус, овощехранилище, ворота с оградой. Планируется возведение и каменного собора св. ап. Андрея. В скиту совершается круглосуточное чтение псалтыри обо всех ушедших в вечность, в том числе и о незахороненных по христианскому обычаю. Из многих святых мест и монастырей уже привезены паломниками благословения, иконы, земля, лампадное масло, свечи, фотографии, открытки.[5]

Вторая новая обитель (женский Константино-Еленинский монастырь) была основана трудами предпринимателя Константина Вениаминовича Голощапова в поселке Ленинское (ранее Хаапала) Выборгского района Ленинградской области. Первоначально на средства благотворителя в поселке в 1998-2000 гг. был построен в византийском стиле высокий каменный Константино-Еленинский храма, возведенного на живописном берегу озера (ул. Советская, д. 44). После малого освящения 3 июня 2000 г. в нем была совершена первая Божественная литургия. 11 сентября 2001 г. храм освятил Святейший Патриарх Алексий II. Тогда же было окончено строительство в русском стиле каменной часовни святителя Николая Чудотворца и открыта воскресная школа для детей.

Распоряжением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира от 5 декабря 2001 г. комплекс храма святых равноапостольных Константина и Елены в пос. Ленинское был передан Воскресенскому Новодевичьему монастырю Санкт-Петербурга для организации монастырского подворья, однако приход просуществовал еще несколько лет и в поселке сразу возник самостоятельный монастырь.[6]

Уже в начале 2000-х гг. в храме появлялись многие чтимые святыни, в основном приобретенные К.В. Голощаповым. 21 мая 2002 г. Великую Вечерю служил в храме митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, перед ее началом Владыка внес ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца. 8 сентября 2002 г. литургию в церкви служил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх), а через три дня – священноархимандрит Сретенского Московского монастыря Тихон (Шевкунов). 14 декабря 2002 г. митрополит Владимир освятил преобразованную из часовни церковь свт. Николая. В тот же день Владыка освятил установленный рядом с храмом памятник свт. Николаю Чудотворцу. Автору памятника – скульптору Зурабу Церетели митрополит Владимир вручил памятную медаль святого князя Александра Невского.

В 2004 г. подворью был передан подаренный президентом России В. В. Путиным старинный (XVI века) чиновой образ свт. Николая Чудотворца вологодской иконописной школы. Всего же за короткое время поступило более 50 святынь из различных стран православного мира: множество частиц мощей древних и новых святых (свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, Феофана Затворника, свв. равноапп. Константина и Елены, прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Антония Дымского и другие), глава св. мц. Иулитты (приобретенная в 2003 г. в Великобритании К.В. Голощаповым), часть мощей св. мч. Кирика, чудотворные иконы Божией Матери, написанные на Афоне или бывшие там. Особенно почитается икона Божией Матери «Пантасса», оказывающая явную помощь при раковых заболеваниях.[7]

К 2005 г. по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира на территории поселка (на средства К.В. Голощапова) был построен обширный храмовый комплекс из трех церквей: святых равноапостольных Константина и Елены, святителя Николая Чудотворца и Рождества Христова. Рождественский домовый храм с баптистерием был устроен в главном корпусе комплекса. Вблизи комплекса на горе помимо памятника святителя Николая был также установлен монумент святого князя Александра Невского, который запечатлен преклонившим колени перед Казанской иконой Божией Матери.

В связи с намеченным созданием Константино-Еленинского женского монастыря, впредь до решения Священного Синода, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир 11 мая 2006 г. издал распоряжение об открытии при храмовом комплексе самостоятельной женской монашеской общины. Для прохождения дальнейшего послушания в общину было направлено семь насельниц Воскресенского Новодевичьего монастыря, при этом старшей сестрой назначена монахиня Илариона (Феоктистова).[8] 6 октября 2006 г. по представлению митрополита Владимира Священный Синод постановил благословить открытие Свято-Константино-Еленинского монастыря и назначил монахиню Илариону (Феоктистову) настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. 14 октября Владыка Владимир посетил новоучрежденную обитель, где огласил решение Священного Синода и возложил наперсный крест на настоятельницу.[9]

В качестве Санкт-Петербургского подворья для новой обители летом 2006 г. был передан восстановленный храм прп. Андрея Критского при Санкт-Петербургской фабрике Гознака на наб. Фонтанки, д. 144. Храм находится на третьем этаже здания, которое еще недавно занимал Дом культуры, первые два этажа были переданы под помещения монастырского подворья и музей церковных древностей и реликвий, приобретенных ктитором. 26 сентября 2006 г. храм прп. Андрея Критского посетил Святейший Патриарх Алексий II.[10]

Стараниями К.В. Голощапова в качестве подворья Константино-Еленинского монастыря был возрожден и существовавший до 1939 г. в местечке Линтула (ныне пос. Огоньки Выборгского района Ленинградской области) Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь. В 2013 г. там была восстановлена из руин разрушенная в годы Великой Отечественной войны церковь Пресвятой Троицы.[11] Таким образом, петербургские предприниматели внесли значительный вклад в развитие церковной жизни Санкт-Петербурга и епархии, в частности, построили десятки храмов, основали несколько монастырей. В настоящее время эта традиция продолжает жить и развиваться на новом этапе.

Доклад преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии профессора М.В. Шкаровского на конференции в Гостином дворе СПб «Вера и дело: российское предпринимательство» 27 марта 2015 года.


[1] Афонская летопись // Душеполезный собеседник. 1902. Вып. 5. С. 147-149.

[2] См.: Шкаровский М.В. Ставропигиальный Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге. СПб., 1998.

[3] См.: Блокадный храм. Победа духовная. Битва за Ленинград 1941-1944. СПб., 2003.

[4] Канцелярия Александро-Невской Лавры.

[5] Там же.

[6] Канцелярия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Д. Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены пос. Ленинское Выборгского района.

[7] Там же.

[8] Там же. Д. Константино-Еленинский женский монастырь; Васильева Н. От прихода к обители. Новый женский монастырь Санкт-Петербургской епархии // Санкт-Петербургский церковный вестник. 2006. № 8-9. С. 22-25.

[9] Санкт-Петербургский церковный вестник. 2006. № 12. С. 18-19.

[10] Журнал Московской Патриархии. 2006. № 10. С. 13-14, 74-75, № 11. С. 3.

[11] Орлов В.С. Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 48-51; Его же. Старая Линтула. Храм Святой Троицы в Линтульском Свято-Троицком женском монастыре // Церковный вестник. 2005. № 5. С. 48, № 6-7. С. 47.

 

 

 


Опубликовано 11.05.2015 | Просмотров: 177 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter