С.В. Тарасов. Духовно-нравственное воспитание в образовательной среде Ленинградской области

С.В. Тарасов. Духовно-нравственное воспитание в образовательной среде Ленинградской области

Доктрина образования в Российской Федерации определяет основные цели его развития и пути их достижения на ближайшее десятилетие. Центральное ме­сто в этом стратегическом документе отведено нравственному и гражданскому воспитанию новых поколений, то есть решению именно тех задач духовного ста­новления личности, на которых Православие неизменно концентрирует внима­ние человека, семьи и общества.

Система образования Ленинградской области находится на этапе своей модернизации, стратегией развития является национальная инициатива «Наша новая школа» и комплекс мер по модернизации образовательных систем Прави­тельства РФ.

Мы, сейчас, в новой школе с помощью профильных старших классов мо­жем не только обеспечить поступление школьников в вузы без экзаменов (как это делается в большинстве стран мира), но мы должны — и теперь можем — в большей степени направить обучение старшеклассников на их лучшую подго­товку к жизни в обществе, в семье. А это без основательного нравственного, ду­ховного воспитания молодежи невозможно.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и де­вушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов:

  1. природные (или биологические),
  2. социально-культурные,
  3. педагогические,
  4. духовные.

Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагоги­ческими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравствен­ного поведения. Также большое значение для духовно-нравственного воспита­ния личности имеют социальные условия, биологические факторы, неоргани­зованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее — влияние личности педагога, богат­ство его духовного мира. Условия эффективной деятельности педагога по ду­ховно-нравственному воспитанию молодежи включают его личные качества и профессиональные умения. Именно на это и направлен проект Тихвинские Рож­дественские образовательные чтения.

Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показа­тели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержани­ем; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использова­ние возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспи­тания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществле­ния процесса духовно-нравственного воспитания, являются:

морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отста­ивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявле­ние устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;
эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчи­вость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергич­ность, приветливость, достоинство;
мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.

Вопросы воспитания детей, подростков и молодежи в Ленинградской обла­сти решаются на основании нормативно-правовых документов:

  • закон РФ «Об образовании»;
  • национальная доктрина образования;
  • областной закон «О правовом регулировании деятельности системы обра­зования Ленинградской области» от 20.06.2005 № 47-оз;

Кроме того, Комитетом общего и профессионального образования Ленин­градской области разработаны:

— новая редакция Региональной концепции воспитания школьников Ленин­градской области, основной идеей которой является воспитание Гражданина-патриота своей малой родины, патриота своей страны. Концепция определяет, что Малая родина — это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, исто­рическое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. Главный результат воспитания в образовательных учреждениях Ленинград­ской области — гражданственность и патриотизм молодых людей, заканчиваю­щих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответ­ственность как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.

— разработана региональная концепция выявления и поддержки талантли­вой молодежи Ленинградской области;
— региональная концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области.

Комитетом ежемесячно анализируются муниципальные планы меропри­ятий по гражданско-патриотическому воспитанию, правовому просвещению, духовно-нравственному воспитанию, развитию физической культуры и спорта в системе образования, развитию системы дополнительного образования детей.

Правительством Ленинградской области принята долгосрочная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы», в раздел 2 «Реализация актуальных направлений раз­вития региональной системы образования» включены подпрограммы: «Развитие системы дополнительного образования» и «Развитие системы воспитания».

Цель данных подпрограмм:

  • создание развивающей образовательной среды Ленинградской области, обеспечивающей сохранение здоровья, личностное и профессиональное разви­тие участников образовательного процесса, гражданскую и творческую актив­ность, психолого-педагогическое сопровождение процессов развития личности;
  • развитие системы выявления и поддержки талантливых учащихся, усиле­ние воспитательной функции школы, направленной на раскрытие способностей каждого ученика, формирование патриотичной, социально-активной личности;
  • в рамках подпрограмм предусмотрен ряд мероприятий, направленных на воспитание у обучающихся толерантного мировоззрения в сфере межнацио­нальных отношений, военно-патриотического и гражданско-правового воспита­ния, противодействия деятельности неформальных объединений.

В целях совершенствования работы учреждений и педагогов по реализации функции воспитания Комитетом на уровне области проводятся следующие кон­курсные мероприятия:

  • областной конкурс «Школа года»;
  • областной конкурс педагогического мастерства «Учитель года»;
  • областной конкурс «Классный, самый классный»;
  • областной этап Всероссийского конкурса воспитательных систем;
  • проведение областного этапа Всероссийского конкурса профессиональ­ного мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю де­тям».

Дважды в год, по состоянию на начало и конец учебного года, Комите­том проводится мониторинг эффективности и результативности деятельности классных руководителей по реализации функции воспитания.

Координация деятельности системы образования и родительской обще­ственности по вопросам воспитания решается через участие родителей в работе областного родительского Совета и через другие формы работы.

Например, 12 марта 2010 года в здании Правительства Ленинградской об­ласти состоялось областное родительское собрание «О взаимодействии семьи и школы по сохранению и укреплению здоровья детей».

В работе родительского собрания ежегодно принимают участие делегации школьных родительских комитетов из всех муниципальных районов Ленинград­ской области в количестве 270 человек.

Кроме того, ведется работа по развитию ученического самоуправления дет­ского общественного движения. Традиционно проходит фестиваль детских об­щественных объединений Ленинградской области и областной этап Всероссий­ского конкурса лидеров детских общественных объединений «Лидер XXI века», областной этап всероссийской акции «Я — гражданин России», областной этап Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления.

В Ленинградской области функционирует областная детская общественная организация «ДЕЛО» (Дети Ленинградской Области).

В Ленинградской области в системе образования осуществляется системная работа по организации спортивной и досуговой работы по месту жительства и учебы несовершеннолетних и молодежи, что способствует формированию здо­рового образа жизни подрастающего поколения, обеспечивает занятость во вне­урочное время, что в свою очередь является эффективной мерой профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

С целью оказания действенной помощи педагогам в деле духовно-нрав­ственного воспитания школьников на федеральном, региональном и муници­пальном уровне проводится большая совместная работа для развития сотрудни­чества школы и Православной церкви:

  • Учащиеся Ленинградской области ежегодно принимают активное участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси».
  • Шестой год реализуется духовно-просветительский проект «Тихвинские рождественские чтения». Четвертый год совместно проводится Областной этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».
  • С 2009 года нами и Санкт-Петербургской епархией учрежден областной конкурс каждый год с новым названием «Уроки добра и милосердия», «Уроки доблести и чести», «Уроки любви и верности», причем этот конкурс проводится отдельно для педагогов и отдельно для учащихся.

Большая совместная работа в деле духовного воспитания и просвещения проводится и в муниципальных районах, есть хорошие результаты партнерства в Гатчинском, Подпорожском, Сланцевском, Волосовском, Приозерском, Лужском, Тихвинском, Кировском, Всеволожском районах.

Кроме того, в Ленинградской области функционирует два негосударственных образовательных учреждения, в которых наряду с общеобразовательными программами реализуются программы религиозной направленности.

С целью дальнейшего развития системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и расширения сферы социального партнерства между областным комитетом и отделом религиозного образования Санкт-Петербургской епархии 12 августа 2009 года подписано Соглашения о сотрудничестве.

С 2010 года в 19 субъектах Российской Федерации начался эксперимент по реализации в образовательных учреждениях курса «Основы религиозны: культур и светской этики». Ленинградская область в число экспериментальных регионов не вошла. В этой связи в 2011 году в Ленинградской области в экспериментальном режиме начата реализация учебного курса «Основы религиозны: культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Экспериментальная деятельность была направлена на отработку организа­ционных вопросов реализации данного учебного курса в системе образования Ленинградской области.
Для участия в региональном эксперименте определены 27 образовательных учреждения из всех муниципальных образований с охватом 780 учащихся.
Итоги реализации эксперимента показали значительный интерес школьников и их родителей (законных представителей) к данному учебному предмету.
Преподавание курса в штатном режиме начнется с 1 сентября 2012 года в 4 классе.

5 апреля 2011 года между Правительством Ленинградской области и Санкт-Петербургской епархией Русской Православной Церкви заключено согла­шение о сотрудничестве, целью которого является реализация курса ОРКСЭ  и других просветительских проектов.

В сентябре 2011 года создан координационный Совет по взаимодействию Комитета и Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (соз­данный на паритетных началах с нашими партнерами).

Организованы тематические встречи заведующих органов местного само­управления по вопросам реализации курса ОРКСЭ на базе Духовной академии, которые, как мы надеемся, будут продолжены.

27 сентября состоялось подписание трехстороннего соглашения между комитетом, епархией и Русской христианской гуманитарной академией, кото­рое направлено на теоретическую подготовку педагогов по реализации курса ОРКСЭ.

Работа комитета общего и профессионального образования Ленинградской области получила свое продолжение и в муниципальных районах.

Уверен в том, что совместные усилия школы и церкви — этих двух самых главных, укрепляющих друг друга столпов духовной жизни в нашем Отечестве, обеспечат подъем образованности на ту высоту, которая отвечает запросам лич­ности, потребностям будущего региона и страны.

Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г.

Пленарный доклад председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, доктора педагогических наук С.В. Тарасова, зачитанный автором на VI Межрегиональных образовательных Рождественских чтениях, г. Тихвин, 7 февраля 2012 года. 


Опубликовано 29.01.2013 | Просмотров: 258 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter