С.Л. Фирсов. Русские патриархи – выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии

С.Л. Фирсов. Русские патриархи – выпускники Санкт-Петербургской Духовной Академии

Школа в жизни любого человека играет важную, а порой и определяющую роль. Особенно, если это – духовная школа, в которой человек получает не только знания, но и становится сопричастным к великим традициям религиозного делания. В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, такой школой, безусловно, была православная духовная академия – один из крупнейших центров изучения богословия и церковной истории. Расцвет академии пришелся на конец XIX – начало XX веков, когда в ее стенах работали выдающиеся богословы и церковные историки, составившие гордость не только национальной, но и мировой науки. Среди них – Т. В. Барсов, Н. В. Бенешевич, В. В. Болотов, А. И. Бриллиантов, А. А. Бронзов, А. Л. Катанский, Н. К. Никольский, Н. В. Покровский, Н. И. Сагарда, И. Е. Троицкий и многие другие.

Именно в тот период, приблизительно в одно время, в Санкт-Петербургской академии обучались два будущих всероссийских Патриарха – прославленный ныне в лике святых Тихон (Беллавин) и Сергий (Страгородский). Патриархам Тихону и Сергию пришлось стоять во главе церковного корабля в период страшных гонений, нести крест первосвятительского служения в условиях воинствующего богоборчества. На долгие годы невозможно было и помыслить о полноценном богословском образовании. После 1918 г. и вплоть до 1946 г. духовной академии на берегах Невы не было. Высшая духовная школа возродилась уже после Великой Отечественной войны, когда удалось собрать коллектив преподавателей, часть которых имела опыт работы в дореволюционной академии (протоиерей В. М. Верюжский, А. И. Сагарда и В. В. Четыркин).

Провиденциально, что вскоре после возрождения духовной школы в нее поступил потомок старинного дворянского рода, связанного с Санкт-Петербургом, сын православного священника Алексей Ридигер, ставший Патриархом в условиях, когда государство изменило свое отношение к религии и Церкви. С именем Патриарха Алексия связано возрождение православной жизни в современной России. Его преемник – Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев), также обучавшийся в стенах Ленинградской духовной академии, по праву может считаться одним из выдающихся религиозных деятелей новейшего времени, умеющим находить ответы на вызовы секулярного мира и стремящегося максимально реализовать право Церкви влиять на духовно-нравственную жизнь общества. В этих своих усилиях Патриарх Кирилл большую роль отводит духовной школе, внимательно наблюдая за жизнью академий, в том числе и родной ему – Санкт-Петербургской.

Итак, четыре Патриарха XX – начала XXI веков были выпускниками СПбДА, воспитывались и обучались в ее стенах. Не будет ошибочным признать, что в судьбе каждого из них духовная академия сыграла серьезную роль, во многом повлияв на становление и развитие. Первым в этом списке стоит имя Патриарха Тихона (Василия Ивановича Беллавина; 1865 – 1925) – одного из наиболее почитаемых святых современного православия. В 1884 году он поступил, а в 1888 году блестяще завершил обучение в СПбДА, получив степень кандидата богословия за сочинение « Кенель (Quesnel) и отношение его к янсенизму». Тема была предложена профессором кафедры истории западных исповеданий И. Е. Троицким. Среди тех, с кем учился будущий Патриарх, были такие церковные деятели, как архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии Никон (Софийский) и епископ Новгород-Северский Филипп (Бекаревич). Примечательно, что сокурсники по академии дали Василию Беллавину прозвище «Патриарх».

В 1891 году будущий святитель был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан. Начался новый период его служения Церкви, первоначально – в качестве преподавателя и начальствующего духовных школ. В 1897 году, в возрасте 32 лет, отец Тихон становится епископом. Глубоко религиозный, неизменно доброжелательный архипастырь неизменно пользовался любовью верующих, видевших в нем не церковного администратора, а своего духовного отца. Не случайно, в революционном 1917 году, летом, он был избран на Московскую кафедру, а спустя пять месяцев – на Великом Московском Соборе – Патриархом Московским и всея России.

Другой Патриарх – Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 1867 – 1944), окончил СПбДА двумя годами позже, в 1890-м, незадолго до того приняв монашество, и будучи рукоположен в священный сан. Тогда же, за сочинение «Православное учение о вере и добрых делах», он получил степень кандидата богословия. В работе была предпринята попытка через полемику с католическим учением о «сверхдолжных» заслугах святых и протестантским об оправдании только верой изложить православное учение о Спасении, основанное на святоотеческой традиции. Некоторое время спустя отец Сергий написал и защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». Этот труд и сегодня считается классическим, переиздается и изучается в духовных школах. Дальнейшая жизнь отца Сергия была связана как с преподаванием, так и с иными церковными послушаниями (в том числе и с миссионерским служением). В 1899 году он возвращается в Санкт-Петербург, получив назначение ректором столичной семинарии, вскоре будучи переведен на должность инспектора академии. В 1901 году, в 34 года, отца Сергия назначают ректором академии и посвящают в епископский сан. Ректором он был в течение четырех с половиной лет, до октября 1905 года. Блестящий богослов, талантливый проповедник, владыка пользовался любовью студентов, многие из которых благодаря его примеру приняли монашество. Пользовался он и уважением в интеллигентской среде, в 1901 – 1903 годах являясь председателем Религиозно-философских собраний, проходивших в Санкт-Петербурге. К 1917 году архиепископ Сергий – один из авторитетнейших православных иерархов России, неизменно (с 1906 года) вызывавшийся к присутствию в Святейший Синод. В 1906 году Санкт-Петербургская духовная академия избрала его своим почетным членом. В 1917 году, на Великом Московском Соборе, владыку возвели в сан митрополита. Последующая история жизнь митрополита Сергия известна хорошо и описана подробно, специально говорить о ней не стоит. Стоит лишь упомянуть, что после 1926 года он фактически стоял во главе высшего церковного управления (в качестве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Местоблюстителя), издал «Декларацию» 1927 года, пережил почти полный разгром институциональной Церкви и, в конце концов, во время Великой Отечественной войны, после встречи с И. В. Сталиным, получил разрешение на проведение Собора. Собор этот, в сентябре 1943 года, избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

Третьим Патриархом, окончившим курс в духовных школах города на Неве, был, как известно, Святейший Алексий (Алексей Михайлович Ридигер; 1929 – 2008). Примечательно, что его духовным отцом и наставником был протоиерей Иоанн Богоявленский, выпускник дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии, после 1919 года служивший в Эстонии, а в 1946 – 1947 годах являвшийся первым ректором возрожденных в Ленинграде духовных школ. С 1947 года, по пострижении в монашество, отец Иоанн был рукоположен в епископский сан с именем Исидор и определен правящим архиереем в Таллинн. В год кончины епископа Исидора (1949-ый), окончив Ленинградскую духовную семинарию, Алексей Ридигер поступил в академию, где проходил заочное обучение, одновременно (с 1950 года) являясь священником в эстонском городе Йэхви. В 1953 году отец Алексий завершил обучение, защитив кандидатскую диссертацию по теме «Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист». Обращение к этой теме было интересно, среди прочего, и тем, что митрополит Филарет в 1812 – 1819 годах был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, сыграв важнейшую роль в ее реформировании и модернизации программ преподаваемых дисциплин. Для будущего Патриарха московский святитель навсегда остался идеалом, примером жизни в Боге, умелого сочетания церковного служения и административной деятельности. Первоначально же эти таланты митрополит (а тогда – архимандрит и епископ) Филарет сумел проявить на посту ректора.

Для Патриарха Алексия время, проведенное в стенах академии, было всегда предметом самых приятных воспоминаний. «Первые годы после восстановления Ленинградской Духовной школы были, пожалуй, самыми светлыми в ее жизни, – говорил он еще в 1986 году. – Педагогический коллектив, который сумел собрать митрополит Григорий (Чуков), был удивительным и в основном состоял из выпускников дореволюционных Духовных школ. Мне вспоминается замечательная плеяда профессоров старой Санкт-Петербургской академии, которые с необыкновенным энтузиазмом восприняли факт возрождения духовных школ, – некоторые из них буквально спели свою “лебединую песнь”. И нам, первым учащимся возрожденной академии, Бог благословил этой песне внимать».

В 1961 году, в возрасте 32-х лет, отец Алексий был хиротонисан во епископа Таллиннского, продолжив свое служение Церкви в качестве епархиального архиерея. В 1964 году он был возведен в сан архиепископа, а в 1968 году – митрополита. С 1986 года владыка занимал кафедру митрополита Ленинградского и Новгородского, оставаясь также правящим епископом Эстонии. С 1965 года он являлся председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, много внимания и сил уделяя процессу улучшения преподавания в духовных учебных заведениях, в том числе и в своей Alma Mater. В 1984 году, в стенах Ленинградской духовной академии, он получил степень доктора богословия, представив диссертацию под названием «Очерки по истории Православия в Эстонии». Ученый совет ЛДА специально отметил глубину исследования и объем материала.

В июне 1990 года митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Будучи предстоятелем РПЦ, Патриарх Алексий не забывал о духовных школах и, бывая в Санкт-Петербурге, неизменно посещал духовные школы. Последний раз это было в сентябре 2006 года, в дни празднования 60-летия открытия академии и семинарии в Ленинграде.

Еще более связан с историей Ленинградской-Санкт-Петербургской духовной академии нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев; 1946). В 1965 году, за два года вместо четырех, будущий первосвятитель закончил Ленинградскую духовную семинарию и поступил в академию, полный курс которой также прошел в ускоренном порядке – за два года. «Вл. Гундяев – студент отличнейших способностей, хорошо воспитанный, интеллигентный юноша, живой и целомудренный, – писал о нем в марте 1969 года ректор ЛДАиС епископ Герман (Тимофеев). – К монашеству относится серьезно и с пониманием высоты иноческого подвига, который он решается принять ради спасения души и беспрепятственного служения святой Церкви, которую любит и которой предан всем сердцем». Вскоре, в апреле 1969 года, учитель и наставник Владимира Гундяева – митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) совершил над ним монашеский постриг, а 1 июня монах Кирилл был рукоположен в священный сан. По окончании в 1969 году ЛДА отец Кирилл стал преподавателем и помощником инспектора духовных школ, а в 1970 году представил курсовое сочинение «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере», получив за него степень кандидата богословия. В декабре 1974 года, в возрасте 28 лет, архимандрит Кирилл был назначен ректором Ленинградских Духовных Академии и Семинарии, оказавшись самым молодым руководителем духовных школ за весь период из существования. В 1976 году, неполных 30-ти лет, он был хиротонисан в сан епископа Выборгского, продолжив свою деятельность на посту ректора. В 1978 году его стараниями в духовных школах было открыто регентское отделение. Кроме того, выпускники светских ВУЗов получили возможность более активно, чем допускалось светскими властями ранее, поступать в ЛДАиС. В том же году он был возведен в сан архиепископа.

Будучи ректором ЛДАиС, архиепископ Кирилл активно вовлекал преподавателей и студентов духовных школ в международную деятельность; и учителя, и учащиеся участвовали в богословских диалогах, ассамблеях Синдесмоса, заседаниях рабочих групп ВСЦ. Будучи ректором, владыка организовал празднование 175-летия ЛДА, а спустя три месяца – 26 декабря 1984 года был уведомлен об освобождении от должности ректора и управления православными приходами в Финляндии, и назначении архиепископом Смоленским и Вяземским. Инициатором перевода владыки были светские власти, недовольные его активной деятельностью в городе на Неве, а также значительным оживлением духовной и научной жизни академии. Более того, архиепископ отказался голосовать против резолюции ЦК ВСЦ, осуждавшей ввод советских войск в Афганистан, что в существовавших тогда в СССР политических условиях могло восприниматься властями как вызов. Однако и после ухода с поста ректора владыка не порывал своих отношений с Ленинградскими духовными школами, всемерно содействуя их развитию. Он неоднократно посещал академию, в 2008 году организовав в ее стенах торжественное заседание, посвященное памяти своего учителя – митрополита Никодима (Ротова). Деятельность на благо Санкт-Петербургских духовных школ владыка продолжил и после избрания в январе 2009 года Патриархом Московским и всея Руси.

Как видим, Санкт-Петербургская духовная академия для четырех предстоятелей Русской Православной Церкви стала ШКОЛОЙ – в самом высоком значении этого слова, содействуя не только их богословскому образованию, но и становлению как пастырей и вождей православного народа, в служении Богу и людям нашедших смысл своего земного бытия.


Опубликовано 16.11.2016 | Просмотров: 90 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter