Протоиерей Михаил Браверман. Родословие Господа Иисуса Христа

Протоиерей Михаил Браверман. Родословие Господа Иисуса Христа

В Господе Иисусе Христе человечество включено в Его Ипостась — Личность Сына Божьего — «воипостасированно», по слову церковного учения, и поэтому каждый человек и все народы могут в Господе встретить самого им близкого и самого им родного. И поэтому Иисус Христос есть «Новый – Небесный Адам». И как все человечество было заключено в Адаме Ветхом и от него, согрешившего, рождается смертным, так теперь в Таинствах Церкви нам открыт доступ к Новому Адаму в Котором человек становится наследником Его победы над смертью и Его вечного Царства. «Ты сродник, Боже наш, по плоти, а мы Твои – по Божеству Твоему!» – такие удивительные слова произносит преподобный Симеон Новый Богослов. Господь – наш, потому что Он принял плоть и стал Человеком, а мы – Его, потому что Самого Себя Он дарует нам в Своей Церкви и нас Себе соединяет.

Родословие Господа Иисуса Христа по Матфею

За неделю до Рождества Христова Церковь вспоминает святых Ветхого Завета, всех тех, кто ожидал и подготавливал пришествие Христа Спасителя. Всех тех, «кого весь мир не был достоин», но кто так и «не получили обещанного», «дабы не без нас достигли совершенства» (Евр.11.38-40).

В чем же состоит то совершенство, о котором говорит апостол? В той «жизни с избытком», которую дарует человеку Господь Иисус Христос. И все это «не без нас» – не без Христовой Церкви, в Которой Господь объединяет древнее и современное, Завет Ветхий и Завет Новый, праведников, живших до Рождества Христова, святых, и нас – самых обычных и несовершенных людей.

Однажды Господь спросил фарисеев – знатоков Закона: «Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?», Ему отвечали: Давидов. Действительно, согласно пророчествам, Христос должен прийти из рода царя Давида. Но как же тогда, говорит Иисус, «Давид в псалме по вдохновению называет Христа Господом – именем Божьим, если Он ему Сын?». Фарисеи не знают, что ответить, но то, что не знал человек тогда, теперь открыто Господом Церкви. Мы знаем, что Христос Как Бог пребывает превечно – не имея «ни начала дней, ни конца жизни» (Евр. 7. 3), но как человек Он имеет предков, а значит, имеет родословие. И в Неделю Святых отец на Литургии, в Евангельском чтении мы слышим генеалогию Иисуса Христа – длинный перечень участников священной ветхозаветной истории. Обычно, когда мы дома читаем Евангелие, то просто пропускаем этот список имен, большинство из которых, даже если мы когда-то изучали Ветхий Завет, нам просто ничего не говорят. И все-таки мы понимаем, что в Евангелии нет ни одного случайного слова, и если Благовестие Христа апостол Матфей начинает именно с родословия, и если с него начинается все Четвероевангелие, то, значит, для нас это очень важно.
Прежде всего само начало Евангелия, самые первые слова, так, как они даны в греческом тексте, – βίβλος γενέσεως – то есть «книга происхождения», по церковно-славянски – «книга родства» соотносятся с началом Ветхого Завета где в греческом тексте «библос генезис» повествует о «происхождении неба и земли». Таким образом, евангелист говорит нам о том, что Сын Божий, Которым Бог Отец привел в бытие мир, приходит к нам, чтобы воссоздать падшее творение, исправить разрушенное в грехопадении.

При внимательном рассматривании всего родословия наше удивление вызовут и сами люди в нем поименованные, и то, как евангелист их исчисляет. Можно было бы ожидать, что Тот, Кто является святым и безгрешным, должен иметь среди Своих предков прежде всего праведников, но в генеалогии Христа есть и явные грешники. Наряду с благочестивыми предками присутствуют нечестивые цари Ахаз и Манассия. Родословие, как и положено в древнем патриархальном мире, идет по мужской линии, и конечно же особое удивление должны вызвать имена упомянутых в нем женщин – Фомарь, Роав, Руфь и не названая по имени «бывшая за Уриею» — то есть Вирсавия, от которой Давид родил Соломона. Фомарь совершила предосудительный поступок: чтобы получить потомство, она претворилась блудницей и вступила в греховную связь; Роав была и язычницей и блудницей, но оказав помощь народу Израиля сохранила себе жизнь, Руфь тоже была язычницей (это было синонимом идолопоклонства), но через замужество удостоилась стать прабабушкой царя Давида. Вирсавия напоминает нам о грехопадении самого Давида: прельстившись ее красотой, Давид отправил ее мужа и своего преданного слугу на верную гибель на войне.

О чем же родословие говорит нам? Господь пришел для всех – и для праведников и для грешников; Господь «пришел взыскать и спасти погибшее». И смысл и значение человеческой жизни исполняется именно во Христе. Даже жизнь грешников из родословия Христова тоже, милостью Божией, принесла свой плод в Рождестве Спасителя.

Матфей разделяет все родословие на три части: от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон, и от переселения до Христа. При этом евангелист отмечает, что в каждой группе по четырнадцать родов. Для того чтобы выдержать это число Матфей даже не включает во вторую группу двух царей, которые должны были бы там присутствовать. Таким образом, число «14» несет смысловую нагрузку.

В родословии особое место отведено Давиду, потому что он завоевал Иерусалим и сделал его столицей, он – основоположник Израильского царства, и от его рода должен был прийти в мир Христос. На иврите (так же, как в греческом и церковно-славянском языке), где числа записываются буквами, сумма букв (гематрия) имени «Давид» будет именно «14». Кроме того, «14» – это два раза по «7», а «7» в Библии – это число полноты. И это удвоенное число повторяется в родословии Спасителя трижды, и, конечно, это созвучно тому, что пишет о Боговоплощении апостол Павел: Бог послал в мир Своего Сына тогда «когда пришла полнота времени» (Гал.4.4) .

И еще, последнею группу в родословии замыкает имя Иосифа Обручника, но он по счету тринадцатый. Кто же тогда четырнадцатый – быть может Сама Дева Мария? Хотя родословие ведется по мужской линии, но, ссылаясь на обычай избирать себе жен из своего рода, древние толкователи полагали, что родословие Иосифа Обручника — это также и родословие Девы Марии, «от которой и родился Иисус нарицаемый Христос». Или же, как предполагал святитель Иоанн Златоуст, последним в родословии подразумевается Сам Господь, всегда с нами пребывающий…

Родословие Господа Иисуса Христа по Луке

Согласно пророчествам Христос должен происходить из рода царя Давида и родиться в Вифлиеме. Но пророчества исполняются самым непостижимым образом, совсем не так как можно было бы предположить. Дева Мария действительно рождает Христа в Вифлееме, но оказывается Она там в результате переписи населения. Родословие Иосифа Обручника действительно восходит к царскому роду, но он лишь юридический отец Того, Кто имеет Своим Отцом Небесного Бога. Евангелист Матфей, закончив перечисление предков Иосифа, говорит: «Что же касается Иисуса Христа, то Его Рождество было так…» то есть рождение Его было совсем иным, выходящим за рамки обычной генеалогии. Более того, другой евангелист, Лука, тоже приводит родословие Христа, но оно отличается от приведенного в первом Евангелии. И если для Матфея, первыми читателями которого были христиане Иерусалимской Церкви, было важно было подчеркнуть царское происхождение Мессии, то для Луки важен другой аспект – вселенское значение пришествия Христа. И если Матфей приводит генеалогию от Авраама до Христа, то Лука идет в противоположном направлении – вглубь истории – до Адама и даже до Бога. Так два направления – от Христа к прошлому и из прошлого ко Христу – встречаются в одной точке где происходит «полнота времен», где воплощается Превечный Бог. И еще: если с родословия Господа начинается Евангелие от Матфея, то у Луки родословие приводится между Крещением и уходом в пустыню. И вот тут единственный из всех евангелистов, Лука, делает акцент на возрасте Спасителя, когда говорит о том, что Он, начиная Свое служение «был лет тридцати» — возраст воцарения Давида и традиционный возраст выхода на проповедь в древнем Израиле. Перечисляя родственников Спасителя по плоти, Лука, в отличие от Матфея, не пишет, что «один родил другого», но выражается несколько неопределенно: «Был, как думали, сын».

Но все-таки почему в родословии ставшего Богом Человека присутствуют разные люди, как это можно объяснить, тем более что Лука, по его словам, «писал по тщательном исследовании» и был знаком с Евангелием от Матфея?

Существует несколько теорий, объясняющих различие двух родословий, самая древняя оставлена нам Юлианом Африканом. Этот ученый муж, живший в начале III века, указывал на Ветхозаветный закон левирата, согласно которому один и тот же человек мог иметь и фактического, и юридического отца. Деторождение всегда было в Израиле знаком Божьего благословения, и наоборот, неплодие воспринималось как несчастье, ведь когдато, согласно пророкам, в мир должен был прийти Христос, и через своих потомков люди надеялись иметь участие в грядущем Царстве Христа Мессии. А если женатый человек умирал бездетным, то его брат женился на вдове и рожденные в таком браке считались по закону детьми уже умершего. Согласно свидетельству Юлиана, приводимому Евсевием Кесарийским в «Церковной истории», Матфей привел родословие Иосифа по природе — по плоти, тогда как Лука родословие Иосифа приводит по закону: «Оба повествования совершенно правильны и доходят до Иосифа путем извилистым, но верным». Эти сведения живший в Палестине Юлиан получил не от кого-нибудь, а от родственников Спасителя по плоти! Если сейчас мы зачастую не знаем, кто были наши прадедушки и прабабушки, то древние евреи, согласно Иосифу Флавию, бережно сохраняли в памяти историю своего рода.

Но кто же такие родственники Христа по плоти? Это потомки Его троюродных братьев и сестер, детей либо Иосифа Обручника от первого брака, либо упомянутой в Евангелии Марии Клеоповой, родственницы Девы Марии. Один из братьев Господних, праведный Иаков, стал первым епископом Иерусалимской Церкви и он автор одного из апостольских посланий Нового Завета.

О сродниках Господа в «Церковной истории» Евсевия Кессарийского, есть такой эпизод: Римская власть с осторожностью относилась к потомкам царя Давида, усматривая в них потенциальную угрозу имперскому строю. Однажды, кесарю Домициану привели двух внуков одного из братьев Господних. Первым делом Домициан спросил, сколько у них денег. Братья ответили, что на двоих у них поле, которое они обрабатывают, с которого живути за которое платят налоги, – и показали свои огрубевшие от труда руки. Император, решив, что для него они не представляют никакой опасности, отпустил их на свободу.

Как удивительно, что среди людей Бог имеет родственников! Бог стал человеком, и Его человечество воспринято от Девы Марии Богородицы (согласно одной из версий, это Ее родословие приводит апостол Лука), и поэтому Ее родителей, праведных Иоакима и Анну, Церковь именует «Богоотцами». Но самое для нас важное, что все мы не чужие, а свои, родные Богу. В Господе Иисусе Христе человечество включено в Его Ипостась — Личность Сына Божьего — «воипостасированно», по слову церковного учения, и поэтому каждый человек и все народы могут в Господе встретить самого им близкого и самого им родного. И поэтому Иисус Христос есть «Новый – Небесный Адам». И как все человечество было заключено в Адаме Ветхом и от него, согрешившего, рождается смертным, так теперь в Таинствах Церкви нам открыт доступ к Новому Адаму в Котором человек становится наследником Его победы над смертью и Его вечного Царства. «Ты сродник, Боже наш, по плоти, а мы Твои – по Божеству Твоему!» – такие удивительные слова произносит преподобный Симеон Новый Богослов. Господь – наш, потому что Он принял плоть и стал Человеком, а мы – Его, потому что Самого Себя Он дарует нам в Своей Церкви и нас Себе соединяет.


Опубликовано 04.01.2014 | Просмотров: 229 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter