Протоиерей Георгий Холбя. О выдающемся румынском богослове ХХ века протоиерее Думитру Станилоэ

07.12.20123_staniloae

Ваше Преосвященство, дорогие преподаватели, студенты, я попытаюсь вкратце рассказать о личности отца Думитру Станилоэ, его роли и месте в румынском богословии.

Отец Думитру Станилоэ жил почти на протяжении всего ХХ века: он родился в 1903 году и умер в 1993 году. ХХ столетие было столетием многих изменений во всей Европе. Мы говорим об атеистической идеологии, о двух мировых войнах. Это век, в котором Европа сама себя пытала.

Отец Думитру Станилоэ родился в Трансильвании – одной из территориальных зон Румынии, в которой наличествует много конфессий. Для румына вся жизнь сосредоточена вокруг Церкви, поэтому с раннего детства Думитру был по-христиански воспитан. Он захотел на протяжении всей жизни развивать свою православную духовность. Его первая встреча с академическим богословием состоялась на богословском факультете в Черновцах. Но после нескольких лет учебы на черновицком богословском факультете молодой Думитру Станилоэ остался недоволен методом, посредством которого преподавалось богословие. Черновицкий богословский факультет был хорошо организован по немецкому образцу, но Думитру увидел, что существует большая пропасть между тем, чему учат на факультете, и православной духовностью.

Эти внутренние проблемы побудили его оставить черновицкий богословский факультет и поступить на филологический факультет Бухарестского университета. В конечном итоге он разочаровался и в этом факультете и вернулся в Черновцы.

На богословском факультете Думитру Станилоэ не нравились учебники и пособия, по которым учили догматику и церковную историю. Он не был согласен со многими определениями схоластического богословия в пособиях. В пособии по церковной истории, например, говорилось об исихастском движении, как о странном явлении в истории Церкви. Отец Думитру уже знал, что это движение было крепко защищено святителем Григорием Паламой. Тем не менее, на этом факультете отец Думитру научился совершать научные исследования и после окончания этого факультета прибыл в Афины, где продолжил свое богословское образование.

Учителями в Афинах у отца Думитру были профессор Христос Андруцос и Зикос Росис. И снова отец Думитру констатирует, что догматические пособия в Афинах не сумели преодолеть схоластическое преподавание христианского вероучения.

Потом он прибыл на богословский факультет Мюнхенского университета в Германии, где познакомился с рукописями святителя Григория Паламы. Путешествуя по Европе, отец Думитру обнаружил рукописи Григория Паламы, скопировал и с ними вернулся в Румынию, в семью.

В 1929 году его назначили преподавателем догматического богословия на богословском факультете Сибиуского университета. После перевода догматического пособия Христоса Андруцоса на румынский язык он начал преподавать по образцу этого пособия. В это же время он переводил рукописи святителя Григория Паламы. После окончания перевода этих рукописей он написал введение в книгу «Жизнь и творения святителя Григория Паламы», которая была опубликована в 1938 году.

Первый раз в православном богословии ХХ века богословие святителя Григория Паламы внедрялось в академическое образование.

Отец Думитру был назначен ректором богословского факультета университета г. Сибиу и пробыл в этой должности до 1946 года.

Во время II мировой войны, будучи впечатлен ужасами войны и тем, что люди  – братья по христианской вере — калечат друг друга, он написал работу «Иисус Христос, или восстановление человека», опубликованную в 1943 году.

В 1946 году отец Думитру стал преподавателем богословского факультета Бухарестского университета. Тогда, в 1946-1948 годах, он начал переводы и публикацию первых томов «Добротолюбия».

В этот период он также преподавал аскетику и мистику. В 1948 году этот курс был запрещен новой коммунистической властью, и до 1958 года отец Думитру преподавал только догматическое богословие. В это время он публиковал много работ в журналах факультета и Патриархии.

В 1958 году он был арестован и пять лет пробыл в заключении вместе с монахами и преподавателями богословия того периода. В это время он имел опыт непрестанной молитвы, ему открылось, что заключение не остановит его труд.

В 1963 году Станилоэ был освобожден из заключения и вновь принят на богословский факультет, в 1973 году он остался только профессором докторской школы.

Эти 10 лет были очень плодотворными для отца Думитру Станилоэ, потому что он вновь стал переводить «Добротолюбие». С 1976 по 1981 год, когда он был более свободным, отец Думитру перевел и опубликовал на румынском языке другие восемь томов «Добротолюбия». Таким  образом, отец Думитру Станилоэ перевел 12 томов «Добротолюбия».

В 1978 году он опубликовал свое знаменитое «Догматическое богословие», в трех томах. В этой работе он преодолевает схоластические определения и углубляет и объясняет то, что сформулировали Святые Отцы Церкви.

В то же время он публикует пособие об аскетике и мистике под названием «Православная духовность».

В 1986 году он публикует книгу «Духовность в православной литургии».

Таким образом, он заключает цикл, в котором демонстрирует, что догматическое богословие должно быть понято в мистическом измерении, его можно вкушать и предвкушать в Божественной литургии. В богословии отца Думитру получается триптих: «Догматика», «Мистика», «Литургия». В то же время богословие отца Думитру Станилоэ постоянно находится в диалоге с философским мышлением ХХ столетия. В его работе «Иисус Христос, или восстановление человека», также как и в «Догматике» и «Добротолюбии», мы находим идеи экзистенциализма философов Габриэля Маркеса, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса. Эти философы помогли ему поставить диагноз обществу и миру ХХ столетия. Отец Думитру ставит вопросы экзистенциальной философии ХХ столетия перед учением Святых Отцов Церкви. И дает ответы Святых Отцов на эти вопросы философии.

Кроме «Добротолюбия» отец Думитру Станилоэ полностью перевел творения святого Максима Исповедника, в том числе его труды «Мистагогия» и «Амбигва», творения Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, в 2-х томах, Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, в пяти томах, гимны Симеона Нового Богослова. Все это было издано Румынской Православной Церковью в серии «Церковные Отцы и писатели»,  инициированной Патриархом Иустином (Моисеску).

Мы видим, что труд перевода Святых Отцов Церкви, которые которые дают ответы на вопросы мышления ХХ столетия, привел к богословскому синтезу, через который Думитру Станилоэ становится уникальным в современном богословии.

Он через свою духовную жизнь и творения показывает, что глубоко вкоренен в красоту и источники Православия.

Богословие отца Станилоэ – это динамическое и творческое подчеркивание глубокой православной духовности в общении со святыми апостолами и со Святыми Отцами Церкви, в братском общении с современными православными богословами.

Его исповедническое богословие находится в диалоге с такими богословами, как Владимир Лосский, Георгий Флоровский, Павел Евдокимов, Сергий Булгаков.

Так как мы находимся в Петербурге, то хочу подчеркнуть, что отец Думитру очень любил русского писателя Достоевского. Он показал, что Достоевский был носителем филокалической традиции, проникшей в жизнь Русской Православной Церкви после перевода «Добротолюбия» на славянский язык. Отец Думитру нашел в творениях Достоевского филокалическую духовность, переведенную в литературу. Мы сожалеем, что румыны не имеют такого глубокого христианского писателя, как Достоевский.

В заключение я скажу одни из последних слов отца Думитру Станилоэ: «Давай вместе, Божия Матерь. Давай поговорим о Боге. Давай будем любить друг друга больше. Давай встретимся».

Мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча поможет лучше узнать друг друга, больше любить друг друга в духе православия во имя Святой Троицы, которой отец Думитру Станилоэ служил всей своей жизнью. Спасибо.

Владыка Амвросий: Спасибо, отец Георгий, за ваш доклад. Некоторое время назад я прочитал интересную статью об отце Думитру Станилоэ. Важно, что он был великим ученым и одновременно оставался простым по сердцу христианином. Вы сейчас рассказали, насколько он был велик как ученый и как человек, его ум, труды, трудолюбие удивительно сочетались с обычным христианским смирением. Будучи великим мужем по уму, он был великим ребенком по сердцу. Я читал о его последних днях и был потрясен его верой. Открывание, узнавание его чадами Русской Церкви является очень важным, потому что мы ищем пути повышения качества образования, но часто за этим забываем о главном – ради чего это образование мы хотим делать хорошим.

Мы надеемся, что труды отца Думитру будут переведены на русский язык. Очень бы хотелось, чтобы его труд «Догматическое богословие» увидел свет и на русском языке. В большинстве наших семинарий догматическое богословие до сих пор страдает привкусом схоластики. То, что мы услышали сегодня от вас, еще больше убеждает, что его труды должны быть переведены.

О. Георгий: Отец Станилоэ знал русский язык, исследовал русских богословов в оригинале. Я познакомился с отцом Думитру, когда был студентом, он не был уже профессором на факультете. Но в 1986 году я был у него квартире в Бухаресте, очень скромной и маленькой квартире. Я был впечатлен его скромностью и его внутренним миром. С тех пор я остался под его покровительством. Потом я написал дипломную работу «Личность и общение в богословии отца Думитру Станилоэ». Благодаря отцу Думитру я поехал в Грецию защищать докторскую диссертацию в Фессалоникийском университете. Это был первый университет в мире, давший докторскую степень honoris causa отцу Думитру Станилоэ в 1976 году. Моя докторская диссертация называлась «Диалог отца Думитру Станилоэ с экзистенциальной философией и с современным богословским мышлением». Бог определил, чтобы я преподавал аскетику и мистику, которые отец Думитру преподавал до 1948 года.

Вопросы

Александр Хорошилов, аспирант духовной академии: Отец Думитру написал множество статей по богословию. Занимался ли он вопросами литургического богословия, осмыслением богослужений, Таинств?

Профессор протоиерей Стефан Букиу: Я немного старше отца Георгия и застал отца Димитрия Станилоэ в качестве профессора докторской школы. Последний его курс в этой школе был посвящен Пресвятой Троице. Отец Станилоэ исследовал православный культ, что вас интересует, во второй половине своей жизни. Он открыл для себя духовность монастырей, потому что много их посещал, он открыл для себя догматическую глубину православного культа.

В 1977 году я был вместе с отцом Думитру Станилоэ в монастыре Сихастрия, где проживал отец Илие (Клеопа). Тогда о. Думитру мне сказал, что он намерен догматически обосновать и истолковать Божественную литургию. Эта работа появилась через девять лет, в 1986 году. Там он ставит вопрос связи верующего со Христом во время духовного подъема на литургии. Мы имеем два источника богословия радости или света отца Думитру: с одной стороны, это богословие нетварных энергий святителя Григория Паламы, с другой – богословие Воскресения, которое является выражением православного культа.

Дионисий Вихров, студент 2 курса богословского отделения: Ссылался ли отец Думитру на какой-то авторитет в современности, говорил ли он о своем учителе, повлиявшем на его творчество и жизнь?

О. Георгий: Он не говорил, что какой-то современник повлиял на него с точки зрения богословского мышления. Он только говорил, что обязан митрополиту Николаю (Балану), пославшему его учиться. В богословском мышлении он отделился от Христоса Андруцоса, хотя и перевел его пособие по догматическому богословию. Сразу же он начал переводить святителя Григория Паламу, потом перешел к «Добротолюбию». Отец Думитру почитал не только Григорию Паламу, но и преподобного Максима Исповедника, синтезировавшего византийское богословие.

Священник Алексий Красавин, аспирант духовной академии: Были ли какие-то отношения, богословские или личные, между протоиереем Думитру и двумя его младшими современниками — русскими богословами протоиереем Александром Шмеманом и протопресвитером Иоанном Мейендорфом? Как я понимаю, его интересы сплетены с интересами этих двух богословов.

О. Георгий: Отец Думитру предпочитал мышление Владимира Лосского, но брал и от протоиерея Сергия Булгакова то, что не было поставлено под сомнение. Он, конечно, знал сакраментальное богословие Шмемана или историю богословия Майендорфа, но он критически относился к евхаристической экклесиологии, о которой писали Шмеман и Афанасьев и теперь митрополит Иоанн (Зизиулас). Говорят, что мы должны держать баланс между догматикой и литургикой. Гений отца Димитрия в том, что он умел брать лучшее у всех богословов, критически анализировать то, что у них было не в русле традиций Церкви. Он цитировал даже из католических и протестантских богословов, если у них были мысли в русле православных традиций. Таким образом, Юрген Мольтман смог хорошо познать и принять богословие нетварных энергий.

Васильева Дарья, аспирант духовной академии: Вы говорили о том, как представлено богословие на вашем факультете. А представлена ли библеистика?

Профессор протоиерей Стефан Букиу: У нас есть преподаватели библеистики, один из которых приехал месяц назад из Петербурга, ведет научную деятельность. Большинство из них обучались в Греции или на Западе. На нашем и на других факультетах Румынии отсутствует диалог между библеистами и преподавателями систематического богословия. Мы думаем, что библеисты должны быть связаны больше с традицией Святых Отцов, чем с протестантскими библеистами. А преподаватели систематического отделения должны больше иметь в виду творения библеистов. Иногда кажется, что мы ездим на параллельных дорогах.

Иеромонах Иларион (Резниченко): Я могу с точностью сказать о той ситуации в российской богословской науке, которая касается трудов отца Думитру. Сейчас в сети можно найти только одну статью на русском языке, одну проповедь, но в последнее время появились две публикации, которые несут характер биографический. Сначала был выполнен перевод фрагмента воспоминаний его дочери Лидии Станилоэ, в последнее время появился перевод последнего интервью отца Думитру. Я, занимаясь богословием данного человека, открыл для себя новый мир. Взять простой пример: первая строчка из его догматики звучит, как в православном богословии, не делает различий между естественным и сверхъестественным Откровением. Но до сих пор в учебниках, в том числе и по которым наши студенты учатся, присутствует это схоластическое различие. Изучение наследия отца Думитру позволяет нам делать комментарии к такого рода положениям.

Очень интересен вопрос некоторого критического отношения отца Думитру к евхаристической экклесиологии и предложенная им самим концепция открытой соборности.

Как сам отец Думитру отмечал, он писал богословие таким образом, что его мог понять любой крестьянин, потому что он сам жил в сельской местности. Однако мы не можем сказать, что это профанация богословия. Читая его труды, человек погружается в интересный мир, который заставляет его думать.

Исследователи, занимающиеся наследием отца Думитру, сходятся в одном: в его произведениях неопатристический синтез нашел свое полное раскрытие. Ему удалось очертить православное вероучение в его целостности, где всякого рода части мы выделяем лишь условно. Спасибо.

Профессор протоиерей Стефан Букиу: Даже по этому короткому слову мы определили, что вы хороший специалист по трудам отца Думитру.

Владыка Амвросий: Нам очень приятно, что именно в духовной академии вы обнаружили интерес к богослову, который в России не столь известен. Через это Бог показывает, что мы ответственны за то, чтобы и духовные школы, и духовенство узнавали труды и догматические взгляды отца Думитру.

Я хотел бы поручить создать рабочую группу для перевода сначала небольших статей, трудов, которые можно было бы сразу публиковать и не только использовать в преподавательской деятельности, но и распространять для людей. Вы сами видите, какой интерес есть к этому вопросу.

О. Стефан: Мы тоже пытаемся все время говорить своим студентам о наследии отца Станилоэ. У нас есть конкурс имени отца Думитру Станилоэ, с премиями. Конкурс – это экзамен по наследию отца Думитру Станилоэ. Блаженнейший Патриарх Даниил, который был учеником отца Думитру Станилоэ, сказал, что было бы хорошо, чтобы на этот конкурс прибыли студенты и из других Православных Церквей.

Владыка Амвросий: Спасибо.

Доклад и беседа протоиерея Георгия Холбя о наследии выдающегося румынского богослова протоиерея Думитру Станилоэ, состоявшиеся во время визита делегации Бухаресткого университета в Санкт-Петербургскую духовную академию 20-21 ноября 2012 года.


Опубликовано 06.12.2012 | Просмотров: 216 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter