Протоиерей Александр Ранне. Добродетель

Добродетель

Добродетель есть деятельность обусловленная идеей добра. В этом смысле понятие нравственность равняется добродетели. Однако, добро, в нашем несовершенном мире, может иметь относительный характер, обусловленный многими сопутствующими контекстами, от которых зависит человек и, которыми он побуждается к конкретному поступку. Есть всегда некая ближайшая цель, ради достижения которой человек совершает поступки. Но сами эти конкретные цели находятся в прямой зависимости от представлений о цели конечной и абсолютной. Поэтому вопрос о цели и смысле жизни ни в коем случае не может быть незначительным и не важным для человека, потому что от его решения зависит не только решение многих частных задач, но и выбор средств их осуществления. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что под добром, которое определяет деятельность, конкретные поступки человека, мы подразумеваем некое Высшее Благо, которое в Евангелиях называется Царством Божием. Всё то, что ведёт человека в Царствие Божие, с христианской точки зрения нравственно. Всё, что от него удаляет – безнравственно. В этом смысле интересно вспомнить Ленинское определение нравственности: «Нравственно всё то, что ведёт к мировой революции». Этот лозунг предназначался для революционной молодёжи. Конечно, здесь уж слишком много не контролируемой циничной эмоциональности. Гораздо интереснее, в сравнении с Евангельским образом Царствия Божия, был бы коммунизм, как конечная цель всех стремлений человека. Смысл этого сравнения заключается в том, что для достижения некоторой возможной будущей гармонии необходимо принести в жертву многие миллионы людей. Дело даже не в количестве. Просто принесение в жертву кого бы то ни было, делает такую идеологию изначально языческой. Царствие же Божие основывается на Жертве Бога Отца, который приносит на алтарь спасения рода человеческого Своего Единородного Сына. Со стороны человека, восприятие этой жертвы верой является первым шагом к созданию в себе того внутреннего настроения, которое формирует в человеке не стремление к удовлетворению собственных эгоистических потребностей, но к жертвенному стремлению служить другим по примеру Христа.

Царствие Божие – это основная тема проповеди Христа. Большинство евангельских нравоучительных иносказаний — о Царствии Божием. И по воскресении, как это мы знаем из книги Деяний апостольских, Господь в продолжение сорока дней говорил со своими учениками именно о Царствии Божием. Итак, Царствие Божие и есть то Высшее Благо, стремлением к которому и должны обосновываться все поступки православного христианина. Воспринимая верой ту жертву, которую Бог приносит за грехи мира, человек формирует в своей душе то благодарное чувство, которое и должно вырасти в добродетель любви. Отличительными особенностями любви являются верность и готовность к жертвенности ради любимого. Верность рождается верой, вера рождается любовью. Я люблю, потому и верю. Нельзя сказать: «Я верю, потому и люблю». Потому что и «бесы веруют и трепещут». Верность это сквозная тема всего Священного Писания. Бог до конца верен замыслу о Своём творении. Бог до конца верен избранному народу Израильскому, о чём и свидетельствует апостол Павел. Наконец, Бог до конца верен Своей Церкви, которая создана на крови Его Божественного, Единосущного Сына. Тема верности в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета переплетается с темой любви в образах брачных отношений, хотя «в Царствии Божием не женятся и не посягают». И это потому, что брак есть взаимное преодоление преобладания в человеке животного над духовным. Кроме того, брак есть взаимное самополагание, принесение себя в жертву другому. Из этих добродетелей рождаются другие положительные качества человека: смирение, милосердие, молитва, воздержание, мужество и т.д. Упоминание всех этих добродетелей легко можно найти в Нагорной проповеди Христа. Смирение есть не что иное, как готовность к жертвенности. Смиренный человек предоставляет собственное жизненное пространство другому – жертвует своей жизнью по примеру Христа, который умер за нас, чтобы мы сохранили свою свободу. Ведь только свободный человек может ответить любовью на любовь. Правда, для этого человеку необходимо ещё и мужество.

Человек не рождается добродетельным, как он не рождается, по меткому выражению В.С.Соловьёва, «с ложкой каши во рту». Но человек появляется на свет Божий с определённой нравственной интуицией. Острота этого рода восприятия жизни у каждого рождающегося человека может быть разной, но, правильным воспитанием, а, затем, и самовоспитанием человек может развить её до совершенной внутренней силы. Исходя из этого, добродетель иногда определяется как нравственно приобретённая сила (способность) к нравственно-доброму деланию. Добродетель всегда находится в процессе определённого происхождения, пока наша нравственная свобода не достигнет стадии идеального развития, т.е. не станет идеально доброю. Кроме того, что может быть является самым главным, рождение в человеческой душе веры и постепенное укоренение её в любви не возможно без воздействия на человека Благодати Божией. Но это воздействие, в свою очередь, не может рассматриваться как автоматическое изменение человеческого существа. Ибо, чтобы благо могло быть дано, должна иметь место готовность его принять.


Опубликовано 04.05.2015 | Просмотров: 314 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter