Протодиакон Константин Маркович. Ordines minores в Римской церкви II-VIII в.

Протодиакон Константин Маркович. Ordines minores в Римской церкви II-VIII в.

В течение почти всей истории Римо — Католической Церкви (до 1972 г.) латинский клир разделялся на две категории — Ordines Majores (старшие чины) и Ordines Minores (младшие чины). К первой группе принадлежали епископы, пресвитеры и диаконы. Ко второй группе — субдиаконы (иподиаконы), аколиты, экзорцисты, лекторы (чтецы), остиарии (привратники). Папа Иннокентий III (1198-1216) определил, что субдиаконат относится к Ordines Majores[1], несмотря на то, что субдиаконы не принимают «освящения» (consecratio)[2]. Ранее всего такая иерархическая структура сформировалась непосредственно в диоцезе города Рима (Dioecesis Urbis seu Romana).

Происхождение Ordines minores. О  поставлении в степени чтеца и иподиакона упоминается «Апостольском Предании»,  священномученика Ипполита Римского:  «Чтец возводится, когда епископ вручает ему книгу, рука же на него не возлагается[3]»«Не возлагается рука на иподиакона, но он нарекается, потому что помогает диакону»[4]; «Всякий диакон с иподиаконами должен находиться при епископе»[5]. Liber pontificalis (Книга пап), содержащая биографические сведения о римских первосвященниках с I (от ап. Петра) до XV в. передает сведения об установлении Ordines Minores и определении их функций в контексте повествования о деяниях пап в области административного устройства церкви Рима. Согласно  Liber pontificalis ,  Климент I (96-101) разделил Рим на 7 церковных округов и назначил в каждый округ писцов — нотариев для составления актов мучеников. Его преемник Эварист (101-107) разделил tituli между пресвитерами.  Так назывались дома состоятельных римских горожан-христиан, где собирались общины христиан для богослужений.  На их месте  впоследствии — после Миланского эдикта 313 г. имп. Константина — возникли так называемые титулярные, или приходские церкви, в которых совершались регулярные богослужения. Для каждого из округов он рукоположил 7 диаконов, по числу первых семи диаконов, поставленных апостолами,поручив им, среди прочих обязанностей, «следить за священником (sacerdos—может означать епископ или священник), когда он проповедует ради слова истины»[6]. В отличие от других церквей, где число диаконов не ограничивалось, в Римской епархии сохранялось правило поставлять семь диаконов вплоть до XI в. , когда их количество было увеличено до 14[7]. Сикст (Ксист) I (116-125 гг.) постановил, что только клирики могут прикасаться к священным сосудам. Игин (136-142) «распределил по чинам клир и раздал степени». Эта фраза, возможно, означает, что Игин «продолжил организацию клира по определенным степеням и определил особые задачи и функции».[8] Фабиан (236-250) «разделил округа между диаконами (т. е. дал административные полномочия диаконам по управлению округами) и сотворил субдиаконов, чтобы совместно с нотариями верно составлять акты мучеников, не опуская ничего». Корнилий (251-253) в послании к Фабию, епископу Антиохийскому, писал, что клир Рима насчитывает 42 пресвитера, 7 диаконов, 7 субдиаконов, 42 аколита, 52 экзорциста, чтеца и привратника. На ежедневном попечении церкви находилось 1500 вдов и городских бедняков. Луций (253-254) «дал власть над всей церковью Стефану, архидиакону, будучи на пути к мученичеству».

С этого времени архидиакон становится «генеральным викарием» папы, вторым лицом в церковной администрации Рима, в подчинении которого находились окружные диаконы, субдиаконы и остальные служители из числа Ordines Minores. Гай (283-296) установил иерархическую субординацию между клириками и определил, что  «кто достоин быть епископом, тот да будет сначала  привратник, чтец, экзорцист, аколит, субдиакон, диакон, пресвитер, и тогда будет поставлен во епископа». Следовательно, к концу III в. Ordines Minores окончательно сформировались как иерархическая структура, подчиненная непосредственно диаконату.

Литургические служения (ministeria)Во время Мессы основной обязанностью  субдиакона было чтение апостольских посланий.  От времени понтификата свт. Григория III (731—742) на т. н.  «стациональных» мессах[9] ( от слова — statio стояние; стража, военный караул), субдиакон—oblationarius приносил из Латеранского дворца хлеб и вино для Евхаристии, которое считалось пожертвованием папы, и передавал его архидиакону во время цероемонии оффертория. Субдиакон — sequens  приносил книгу Евангелия и полагал на алтарь перед началом мессы, помогал папе облачиться в литургические одеяния в ризнице (Secretarium, Сакристия), и шествовал впереди папы к амвону  с кадильницей во время  входа (Introitus)[10].

До понтификата Григория Великого ответственность за чтение и пение во время богослужения относилась к обязанностям диаконов. Однако по причине того, диаконы, в особенности те, которые имели хорошие голоса и музыкальные способности, часто вели себя горделиво и непочтительно по отношению к пресвитерам и епископам, Григорий Великий запретил диаконам что-либо петь или читать в церкви, кроме Евангелия[11]. Он же основал Scola Cantorum — хор, существующий до нынешнего времени и сопровождающий торжественные папские богослужения. При папе Сиксте IV (1471-1484) хор стал называться Сикстинская капелла (Сapella Sistina) от одноименной домовой церкви папского дворца Ватикане. Хор большей частью состоял из мальчиков,  в VIII-IX вв. набиравшихся преимущественно из сирот. По  этой причине хор иногда называли Orphanotrophium. Scola Cantorum была также своего рода духовным училищем, где воспитывали будущих клириков.  Папа Сириций в послании к епископу Гимерию описывает обычное начало «служебной карьеры» римского клирика—  как правило, отрок, прислуживавший за богослужением, тем более, певший в папском  хоре, возводился в степень чтеца (lectores)[12]. Когда он достигал юношеского возраста,  если он оставался в хоре, его переводили в разряд старших певцов (paraphonistae), и возводили в степень субдиакона. Если юноша покидал Scola Cantorum, его поставляли в степень аколита (от греч.ἀκόλουθος), или sequens. Аколитами становились также те, кто в юношеском возрасте  (adulescentia 17 до 30 лет), вступал на путь служения Церкви[13].

В VII — VIII вв. аколиты разделялись на три группы: 1) palatini (дворцовые), т. е. состоявшие на службе непосредственно у папы в Латеранском дворце и кафедральной базилике; 2) regionarii (окружные), находившиеся в подчинении у окружного диакона; 3) stationarii  — состоявшие на службе в титулярных (приходских) храмах. В богослужебные обязанности аколита входило возжигание светильников (candelabra),  ношение свечей и кадильниц в процессиях. Во время оффертория аколит расстилал на алтаре покров (pallium)[14], приносил диакону чашу, приготавливал хлеб и вино для Евхаристии. В соответствии с древним обычаем, хотя соблюдавшимся только в городской черте Рима, в воскресные дни аколиты в специальных льняных мешках доставляли освященные на папской мессе Святые Дары (fermentum) в титулярные церкви, где местные пресвитеры добавляли их к освященным ими Дарам. Этот обычай был видимым знаком единства всех христиан — жителей города  со своим епископом.[15] Аколиты доставляли также освященные Дары для причастия больным и заключенным.

Служение чтеца изначально предполагало обязанность чтения Священного Писания за богослужением. Но так как позже чтение Евангелия за Мессой было усвоено диакону, апостола—субдиакону, должность чтеца в латинском богослужении  надолго утеряла свое практическое значение.

Экзорцисты совершали чтение ежедневных  заклинательных молитв над теми, кто готовился к принятию таинства Крещения. Эти молитвы были обязательным элементом обрядов катехумената. Также экзорцисты читали особые заклинательные молитвы с возложением рук над энергуменами, т. е. одержимыми нечистыми духами. Кроме того, экзорцистам вменялось в обязанность доставлять еду и заботиться об одержимых и психически нездоровых людях.

Остиарий, или привратник,  открывал и закрывал двери храма, следил за порядком и благочинием среди молящихся в церкви. Папа  Геласий предписывал, что тот человек, который не умеет читать, но желает вступить в клир, может быть допущен только к должности привратника.

Функции Ordines minores вне литургии. Основной сферой деятельности младших клириков помимо литургических обязанностей являлась церковная благотворительность. В каждом из семи округов действовали благотворительное учреждение — ксенодохия, включавшее в себя гостиницу для странников и приют для больных и нищих. При ксенодохии обычно устраивалась капелла, т. е. домовая церковь . С VII в. подобное учреждение называлось диакония. Младшие клирики раздавали милостыню, и имели общее попечение над нуждавшимися[16].

Григорий Великий возлагал на доверенных субдиаконов особые поручения, касающиеся, выражаясь современным языком, церковной «кадровой политики». Субдиакону Равенны Иоанну св. Григорий велел провести «тщательное исследование» жизни и деятельности монаха Мавра, с тем, чтобы выяснить, достоин ли он занять должность аббата монастыря[17]. Анфиму, субдиакону Кампаньи, свт. Григорий велел произвести такое же «тщательное исследование» вместе с епископом Неаполя Фортунатом о достоинстве пресвитера Аманда, избранного епископом г. Сорренто (Surrentum)[18]. Позже к тому же субдиакону Анфиму Григорий Великий писал: «Дошло до нас, что наш брат и со-епископ Пасхазий настолько празден и невежественен во всем, что его нельзя даже признавать епископом; так, что ни его Церковь, ни монастыри, ни кто-либо из чад Церкви, ни  притесняемые бедняки, не видят с его стороны никакого усердия и любви к себе. Он оказывает никакой  справедливой помощи тем, кто просит его об этом, и  (что более важно, о чем следует сказать), он не терпит никаких мудрых советов, ни  разумных увещаний , как следует поступать,.. оставляя без внимания вещи, относящиеся к пастырским обязанностям, он занимает себя полностью бесплодным интересом к строительству  кораблей, отчего, как мне сообщили, случилось, что  он растратил 400 солидов, или больше. … Если это так, то знай, что это-не без твоей вины, ибо ты медлил с тем, чтобы сделать ему внушение и обуздать его, как это положено. Итак, видя, что все это не только позорит его, но очевидно навлекает упрек на служение священства мы желаем, чтобы ты призвал его перед собранием пресвитеров или кого-либо из благородных людей, и   призвал его  к тому, чтобы стряхнув себя медлительность, он не был бы ленивым, но бдительным впопечении о Церкви, и о монастырях, показывал отеческую любовь к своим чадам, защищал бедных, руководствуясь справедливостью, и охотно принимал советы мудрых, с той целью, чтобы город был утешен его заботливостью и он сам преуспел в  исправлении своих проступков из-за лености.»[19] В наше время сложно себе даже представить, чтобы церковнослужитель перед лицом собрания клира и мирян делал выговор епископу. Однако в Римской церкви раннего средневековья это было в обычном порядке вещей. Средневековые латинские канонисты различали церковную субординацию «по чину» (ordo) и «по положению» (dignitas), которое клирик мог занимать в практической жизни.  Например клирик, состоявший в низшем сане, мог иметь высокие административные полномочия или выполнять ответственное служение, как, например архидиакон или окружные диакона в сравнении с титулярными пресвитерами, и даже субдиакон, выполняющий миссию, порученную папой.

Литургический чин ординации. Во все степени Ordines minores кандидатов епископ производил или во время мессы, или приватно посредством traditio instrumentorum, т. е. вручения принадлежностей, которые использовались в соответствующем служении.  Остиарию епископ вручал ключи, чтецу—богослужебные книги (codices), экзорцисту  — книга с заклинательными молитвами, аколиту — подсвечник с незажженной свечей и шейный мешок для ношения хостии (хлеба для евхаристии) и пустой кувшин для вина от архидиакона. Субдиакону -пустая патена и чаша.   Sacramentarium Gregorianum[20] содержит особые начальные молитвы (Collectae) и благословения для месс, за которыми совершались поставления Ordines minores.

Упразднение Ordines minores.  Как иерархический институт в клире в Римо-Католической Церкви, Ordines minores существовали до 15.08. 1972 г.. В этот день папа Павел VI опубликовал motu proprio «Ministeria Quaedam»[21], в котором объявил об упразднении тонзуры и Ordines minores, как церковно-иерархических степеней. Был упразднен субдиаконат, причисленный папой Павлом VI, в соответствии со средневековой канонической традицией, к Ordines Majores. Павел VI установил, что служения — ministeria аколита и лектора (чтеца) предназначены мирянам. Обязанности субдиаконов, — в том числе и все те, которые они выполняли за Мессой, включая приготовление евхаристических сосудов во время оффертория, право преподавать Причастие в качестве «экстраординарного служителя» в отсутствие пресвитера, —  также переданы мирянам. Хотя в документе предписано, что «в соответствии с древней традицией Церкви, установление служений чтеца и аколита закреплено за мужчинами» (п. 7.) во многих католических диоцезах и приходах, особенно в тех странах, где сильно влияние идей либерализма, феминизма, «гендерного равенства» и т. п.,  часто можно встретить женщин и девушек, читающих первое  (ветхозаветное) чтение на Мессе или прислуживающих в одеждах министрантов в пресвитерии.

Доклад на научном семинаре «Церковнослужитель и его место в церковной иерархии» 5 октября 2015 г. Москва. Историческая резиденция московских митрополитов в Черкизове.


[1]  см. William Durand. On the Clergy and Their Vestments. A New Translation of Books 2-3 of the Rationale Divinorum Officiorum. Translated by Thimothy M. Thibodeau Chicago 2010. c. 101.

[2]  Там же с. 102.

[3] Свщмч. Ипполит Римский. Апостольское предание.11.

[4]  Апостольское предание.13.

[5] Апостольское предание. 34.

[6] The Book of the Popes (Liber pontificalis).vol. I. To the Pontificate of Gregory I. Translated by Louis Ropes Loomis. NY. 1916  c. 10.

[7] Deacons. Статья в электронной энциклопедии: http://www.newadvent.org/cathen/04647c.htm

[8]Liber pontificalis  примечание на с. 14.

[9] Стациональная месса (Missa stationis) — торжественная месса, совершавшаяся папой или  кем-либо из семи викарных епископов Римской церкви (episcopi hebdomadarii), которую предваряло шествие духовенства и народа от Латеранского дворца к базилике или к церкви, в которой было назначено совершение мессы.

[10]E. G. Cuthbert  F. Atchley Ordo Romanus I. Translation with Introduction and Notes. London 1905 c. 38.

[11] См. там же с. 36.

[12]см. Siricius, Papa.  Epistola I Ad Himerium Episcopum. 11

[13] см. там же

[14] Современное название—корпорал, постилаемый во время Мессы под патену и чашу. Соответствует илитону.

[15] Innocentius I . Epistola ad Descentium . 8.   см.  G. Ellard, SJ. How Fifth-Century Rome Administered Sacraments. St. Innocent Advises Umbrian Bishop  Theological Studies. 9. 1. 1948 .c. 9 . Электронный ресурс: http://cdn.theologicalstudies.net/9/9.1/9.1.1.pdf

[16]см. E. G. Cuthbert  F. Atchley Ordo Romanus I. Translation with Introduction and Notes сс. 34-35.

[17] Gregorius Magnus. Register Epistolarum.  Lib. XII, ep. XXVI

[18]Gregorius Magnus. Register Epistolarum.  Lib. X, ep. XIX

[19] Gregorius Magnus. Register Epistolarum.  Lib. XIII. ep. XXVI

[20] PL. vol. 78.

[21] Электронный ресурс:  http://www.ewtn.com/library/papaldoc/p6minors.htm


Опубликовано 16.10.2015 | Просмотров: 488 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter