«Под Твою милость…»

Знамение

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы собрались почтить одну из главных святынь нашей духовной школы – икону Пресвятой Богородицы «Знамение». К ней мы приходим в наших скорбях и радостях. Мы приклоняем перед ней колена перед экзаменами и зачетами. И все это мы делаем, зная, что Божия Матерь нам непременно поможет, что она не оставит нас одних лицом к лицу с нашими проблемами.

С молитвами к Божией Матери Церковь обращалась с древних времен, не так давно в Египте неподалеку от Александрии был найден[1] папирус, датируемый III веком от Рождества Христова с текстом молитвы известной всем нам: «Под Твою милость прибегаем, Борогодице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная». И вот этот текст никак не изменился за столько столетий. Мы все также его поем, прибегая к помощи Божией Матери. Это еще одно свидетельство в пользу величайшей важности церковного Предания, величайшей важности богословия Церкви. По мысли профессора университета в Салониках Георгия Мадзаридиса «Богословие – не археологическая находка, богословие – не археология и не музей, богословие – это истина и жизнь. А истину и жизнь не нужно консервировать, ее нужно передавать, нужно чтобы ее принимали и передавали, и в таком процессе, в этой традиции и передаче, и есть богословская истина – истина Христова»[2].

Это говорит не только о том, как важно наше обучение в богословских школах, но и о том, насколько важно не просто усваивать это богословие чисто рационально, но и опытно переживать его, восходя к подлинному теоретическому, то есть созерцательному, знанию Божественных истин. А значит важно обращаться за знаниями не только к учебникам, не только к творениям святых отцов и учителей Церкви, но и к тем, кто сегодня переживает это богословие, к современным носителям Предания. Настоятель святогорского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем, на одном из братских собраний говорил о том, что еще недавно была глубокая связь между богословскими школами и монастырями, студенты богословских факультетов приезжали на Святую Гору и в другие монастыри, чтобы увидеть своими глазами богословие осуществляемое на практике. В наше время немногие так поступают. В пример всем отец Ефрем привел уже упоминавшегося профессора Мадзаридиса, который не допускает студентов до экзамена, если те ни разу не были на Святой Горе, до которой из Салоник добраться очень легко.

Из этого следовало бы поучиться и нам. Конечно, позволить себе поехать за границу могут немногие, но и у нас в России можно найти святые обители богатые добродетелью: Валаамский, Псково-Печерский, Соловецкий монастыри находятся не так далеко от нас и посетить хотя бы один из них за время обучения в духовной школе для каждого из нас было бы большим благословением. Ведь по словам митрополита Сурожского Антония: «никто не может отказаться от всего земного и взойти в вечную жизнь, если он не увидит в глазах или на лице хоть одного человека сияние вечной жизни»[3].

Только так через личное общение передается в Церкви опыт духовной жизни, опыт жизни во Христе. Через эту передачу опыта и знаний в Церкви сохраняется благодать Святого Духа, и потому мы как и египетские христиане первых веков, как наши предшественники, молившиеся перед образом Пресвятой Богородицы Знамение «Царскосельская» в этом храме, будем прибегать под милость и покров Той, Которая вместила Невместимого и родила Рожденного прежде всех веков от Отца, Радости всех скорбящих, Утешению всех плачущих, Царице Неба и земли. И подражая Ее бесподобной жизни и святости, почтим ее не только молитвами, но и всей нашей земной, пусть и столь быстротечной, жизнью дарованной нам Ее Предвечным Сыном и Богом. Расширим сердца наши так, чтобы мы обняли всех людей, дальних и ближних, чтобы в наших сердцах не было тесно никому (Ср.: 2 Кор 6:12), и каждому мы могли, подобно Матери Божией, передать огонь той Христовой любви, которую Он непрестанно на нас посылает.

Проповедь студента I курса Библейско-богословского отделения магистартуры Санкт-Петербургской православной духовной академии иеромонаха Афанасия (Букина), произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник иконы Пресвятой Богородицы Знамение «Царскосельская» 10 декабря 2014 г.


[1] См.: В Александрии найдена древнейшая рукопись с молитвой ко Пресвятой Богородице / Православие.ru. – URL: http://www.pravoslavie.ru/news/73495.htm (04.12.2014)

[2] Мадзаридис Г., проф. Крайности в богословии и в жизни [Видео] //  Интернет-журнала «Пемптусия». – URL:  http://www.pemptousia.ru/video/крайности-в-богословии-и-жизни/ (04.12.2014)

[3] Антоний (Блум), митр. Вопрошание и сомнение. / Труды. Книга первая. – С. 182.


Опубликовано 10.12.2014 | Просмотров: 312 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter