Священник Глеб Санюк. История одного предателя

История одного предателя

В сегодняшний день, накануне страданий нашего Спасителя, Церковь предлагает нам вспомнить о печальной истории предательства Господа одним из самых близких его учеников – Иудой Искариотом. Наверняка у многих поколений христиан, в том числе и у нас, при чтении Евангелия возникал вопрос: «Почему же Иуда становится предателем, за что он отрекается от своего Божественного Учителя?»

Казалось бы, если бы речь шла только о сребролюбии, то 30 сребреников разве та цена, из-за которой стоило становиться сыном погибели? А с другой стороны, почему же он все-таки отказывается от взятых денег, когда видит, что «предал кровь неповинную»? И вот эта недоговоренность, неясность вновь и вновь заставляет поколения христиан всматриваться в евангельское повествование.

Нужно сразу понять, что мы никогда не узнаем точный мотив предательства ученика. Но думать об этом полезно. Ведь чем ближе мы всматриваемся в этот образ предателя, тем яснее мы видим там свои собственные черты. И вот эту глубину человеческого падения, тайну человеческой трагедии поможет нам приоткрыть, как ни странно, наш личный опыт греха.

Что мы знаем об Иуде? Он, как и многие, ожидал царства Мессии, поэтому, когда повстречался со Спасителем, не мог быть не вдохновлен Его образом, Его поступками, Его проповедью. Бесспорно, у него была сильная вера и решимость служить Христу. Ничем он не был обделен. Он обладал теми же харизматическими дарами, которыми Бог наделил всех остальных апостолов. Так же, как и другие апостолы, он исцелял, творил чудеса, проповедовал и радовался о том, что и бесы повинуются ему о Имени Христа. Будучи свидетелем многочисленных чудес, вдохновенных проповедей Спасителя, Иуда, как и все остальные, не сомневался в том, что перед ним Мессия.

Но когда Иуда приближался ко Христу, происходили ли в нем те изменения, которые происходили в других апостолах, хотел ли он меняться? Господь знал, что Иуда совсем иначе понимает Его миссию. Для него Христос – это в первую очередь лидер, способный покорить все народы. Да, именно этой хорошо известной идее так ревностно служил Иуда. Он видел, что рядом с Христом выгодно и хорошо: к Нему идет народ, Он приобретает популярность, делает великие чудеса и даже позволил творить чудеса ученикам. Иуда мечтал, что вот-вот и наступит то долгожданное царство, которого так все ожидали, счастливая жизнь в достатке и исполнении всех обетований.

Но он начинает разочаровываться. Господь постоянно говорит о Своей смерти, Ему безразличен государственный строй, безразличны слава и национальные амбиции. Иуда видит, что Христос, вместо того, чтобы объявить Себя Мессией, приходит в Иерусалимский храм, и устраивает там погром, вместо того, чтобы заручиться поддержкой сильных мира сего, Он изгоняет торговцев, ругает книжников, обличает фарисеев. В конце концов, жадная душа Иуды не выдерживает того, что происходит, ему невозможно слышать то, что Христос говорит не о власти, а о своей скорой смерти. Он понимает, что всему, на что он так надеялся, приходит конец. В душе-то он наверняка уже ощущал себя по правую руку желанного Мессии-победителя, а в итоге, что он получил?

После того, как предательство состоялось, и над Христом начался суд, Иуду посещает раскаяние. Он спешит отдать злополучные 30 сребреников обратно. И тут закрадывается надежда, что Иуда, раскаявшись, обратится к Христу, Который уже простил его! Но нет, он оказался неспособным на такое, его мертвое раскаяние приводит к тому, что он совершает самоубийство. Он помешал Господу исцелить рану предательства, вновь не захотел дать возможность изменить себя.

Пример Иуды, дорогие братья и сестры, это горькое напоминание нам о том, кто мы есть. Наша жизнь в Церкви начинается так же, как и у апостолов, и в том числе, как и у Искариота. Господь призывает нас, доверяет нам, дает нам почувствовать Его Царство в своем сердце. Но как часто мы при этом остаемся двуличными, не хотим меняться, пытаемся удержаться за свои привычки и пороки, пытаемся научиться совмещать несовместимое. К сожалению, так случается, что человек может быть внутри Дома Божия, и в то же время предавать Господа, называться учеником Христовым, и быть лицемерным, жить двойной жизнью. И вот эта двойственность поистине является величайшей трагедией человеческой личности.

Именно поэтому каждому христианину полезно было бы чаще думать о поступке Иуды. Ведь это размышление ставит перед нами важнейшие вопросы о смысле нашего земного бытия, о тех целях, которые мы торопимся достичь. Да, Евангельские заповеди невыполнимы в своей полноте, их высота недосягаема, но зато они не терпят компромисса, не знают уступки и поражают человека в самое сердце. Они зовут нас сделать правильный шаг, выбрать жизнь, выбрать Бога и не повернуться к Нему спиной.

Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии священника Глеба Санюка, произнесенная за Литургией Преждеосвященных Даров в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Страстную среду 8 апреля 2015 года.


Опубликовано 28.04.2016 | Просмотров: 212 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter