Иеромонах Лука (Пронских). Особенности социального служения сестричеств конца XIX века

Иеромонах Лука (Пронских). Особенности социального служения сестричеств конца XIX века

В XIX веке в России, главным образом в Петербурге и Москве, по образцу западных обществ благотворительности, создаются общества милосердия. Возникновение сестричеств в столичных городах связано прежде всего с удобством организации деятельности: это и возможность служения в больших социальных учреждениях (больницах, приютах, тюрьмах и т. д.) и возможность обеспечить бытовые условия сестер милосердия.

Первой официальной организацией являлся, учрежденный императрицей Марией Федоровной институт сердобольных вдов, открывшийся в 1814 г. в Петербурге и в 1818 г. в Москве. Эта организация была прототипом общины сестер милосердия. Многие считают, что это была попытка создания благотворительной организации, взявшей на себя уход за больными. Однако, вернее признать сердобольных вдов особой российской формой милосердного служения, ввиду их многолетнего и многоопытного существования, их заслуг, как в мирное, так и в военное время. В Петербурге отделение сердобольных вдов было закрыто в 1892 г. по причинам, скорее материальным – дешевле Мариинской больнице обходилось содержание сестер общины св. Георгия, которые сменили сердобольных. Основным служением был уход за больными в Мариинской, а позже и в Александринской больнице. В Москве сердобольные вдовы существовали до революции, и окормляли Московскую больницу для бедных. Кроме того, они в свободное время от дежурств, ходили для ухода за больными в частные дома.

Первая российская община, которая возникла и развивалась как полумонашеская – Свято-Троицкая община1. Это связано с существовавшими тогда традициями в России влияния монастырей на благотворительную деятельность2. Такой тип общин послужил образцом для других, возникавших позднее.

Первые общины сестер милосердия, были созданы как учреждения частной благотворительности по инициативе особ из Царского Дома и знатных дворянских родов. В Петербурге помимо Свято-Троицкой общины (1844 год основания) вскоре появились: община во имя Христа Спасителя (1846 г.), Крестовоздвиженская (1854 г.) и Покровская (1858 г.); в Москве – Никольская (1848 г.). Сначала под началом Общества попечения о раненых и больных воинах при Московском Дамском комитете официально утверждена община «Утоления печали» (1865 г., позднее Александровская «Утоли моя печали»). В порядке перечисления этих общин важны имена их основательниц: княгиня М. В. Барятинская, великая княгиня Елена Павловна, великая княгиня Александра Петровна, княгиня Софья Степановна Щербатова, княгиня Наталья Борисовна Шаховская. Основательницы выступали также главными попечительницами и благотворительницами своих общин.

До возникновения Российского общества Красного Креста3 (РОКК) в 1867 г. (официально 1879 г.) было основано ещё две общины: Одесская Стурдзовская община сердобольных сестер (1850 г.) и сельская община сестер милосердия св. Марии Магдалины (1862 г.). Первая – возникла по инициативе А. С. Стурдзы, человека небогатого, но сумевшего привлечь к делу большое число местных благотворителей и заручившегося покровительством Императорского человеколюбивого общества, вторую устроила в своем родовом имении княгиня М. В. Дондукова-Корсакова в селе Буриги, Порховского уезда, Псковской губернии.

Первые общины, за исключением Одесской и Крестовоздвиженской, не только оказывали медицинскую помощь, но занимались воспитанием детей и уходом за бедными.

Безусловно, названные общины были учреждениями частной и, отчасти, общественной благотворительности, а не церковными организациями, в чем заключается их существенное отличие от западных католических и протестантских общин.

Вопрос о том, какими должны быть общины сестер милосердия – светскими или церковными – встал после возвращения с Крымской войны Крестовоздвиженской общины и горячо обсуждался в переписке главного врача общины Николая Ивановича Пирогова с её начальницей Е. М. Бакуниной. По мнению Н. И. Пирогова, если общине будет дан религиозный характер, то в неё нужно принимать лишь православных, и тогда «удобнее было бы определить для этой цели один из женских монастырей». И далее: «Я сам клонюсь более в сторону нравственно-филантропического направления, и думаю, что оно более соответствует духу и потребности нашего времени»4.

Свято-Троицкая община

В 1844 г. учреждено благотворительное заведение в Петербурге «Община сестер милосердия». Вновь образованная Община сестер милосердия имела целью «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся пороку, воспитание детей бесприютных и исправление детей с дурными наклонностями»5. При организации общины ее создательницы пользовались примером общины диаконисс, «чтобы с одной стороны, избежать неудобства чисто светского общежития, с другой стороны, не подчинять сестер милосердия строгостям монашеских уставов»6.

В доме располагалось шесть отделений общины: отделение сестер милосердия, женская больница, пансион, приют, исправительная школа и отделение кающихся. Позже здесь разместилась и богадельня для неизлечимых. В сентябре 1844 г. была освящена православная домовая церковь во имя Живоначальной Троицы. По ее названию общине сестер милосердия в 1873 г. было дано собственное название – Свято-Троицкая. Храму общины был передан главный иконостас из церкви св. Марии Магдалины, некогда существовавшей в воспитательном обществе благородных девиц (Смольном монастыре). Одновременно в общине действовала небольшая евангелическая церковь Св. Троицы, где проходили не только протестантские, но и католические богослужения. Однако после 1855 г., когда в общину стали приниматься только женщины православного вероисповедания, евангелическая церковь была закрыта.

В 1848 г. императором Николаем I был утвержден устав общины. Регламентированная этим документом система управления общиной была достаточно сложна и громоздка. Управлял Общиной Комитет во главе с председательницей. Непосредственное руководство деятельностью общины осуществлялось начальницей, которая избиралась Комитетом из своей среды. Из числа наиболее достойных сестер милосердия Комитетом избиралась надзирательница, которая занималась наблюдением за сестрами, порядком в общине, распределением различных поручений и контролирование их исполнения.

Источником средств для существования общины были проценты с капитала, оставленного великой княгиней Александрой Николаевной, частные пожертвования и средства, вносимые некоторыми из сестер при вступлении в общину.

Количество сестер, входящих в состав общины, никогда не было особо велико. Первоначально их было 18, в конце 1850-х гг. – 24, а к концу XIX века количество сестер возросло до 80 человек7.

Не менее важную помощь на протяжении всего своего существования оказывали сестры милосердия и беднейшим жителям Петербурга. В среднем за год в общину обращалось около 20 тыс. человек8.

 В 1885 г. руководство общины приняло решение отбросить все иные направления деятельности и сосредоточиться только на помощи больным. Особой известностью пользовалась женская больница общины. В 1882-84 гг. возводится мужская больница.

После октября 1917 г. Свято-Троицкая община сестер милосердия прекратила свое существование, однако лечебные учреждения продолжали функционировать. Они получили название «Больницы им. 5-летия Октябрьской революции». В 1931 г. на ее базе была открыта первая в городе станция переливания крови. К маю 1932 г. станция была преобразована в Ленинградский институт переливания крови. С 1993 г. он носит название Российского НИИ гематологии и трансфузиологии.

Никольская община (г. Москва)

В Москве существовало семь общин сестер милосердия. Никольскую общину при Дамском Попечительстве о бедных организовала во время эпидемии холеры 1848 г. супруга московского генерал-губернатора княгиня Софья Степановна Щербатова. Сестры ухаживали за больными в Первой городской больнице и в больнице для чернорабочих. При общине находились сиротский приют и богадельня для престарелых женщин. В 1855-1856 гг., во время Крымской войны, сестры Никольской общины вместе с сердобольными вдовами и сестрами петербургской Крестовоздвиженской общины оказывали помощь раненым в госпиталях Крыма.

К 1874 г. в Никольской общине осталось несколько пожилых сестер милосердия, которые перешли в богадельню. Община прекратила свое существование, но в 1914 г., с началом Первой мировой войны, она была восстановлена по инициативе попечительницы Лефортовского отделения Московского Дамского попечительства о бедных Ольги Львовны Еремеевой.

В 1865 г. тридцать сестер Никольской общины во главе с княгиней Наталией Борисовной Шаховской переселились в дом на Покровской улице, положив начало общине «Утоли моя печали». В 1872 г. община переехала в Лефортово. Госпитальная площадь, где постепенно открылись несколько благотворительных учреждений: детский приют, женское училище, больница, амбулатория, аптека и, наконец, убежище для престарелых сестер милосердия9.

Одесская Стурдзовская община

Одесская Стурдзовская община сердобольных сестер, была основана в 1850 г. под названием Одесская богадельня сердобольных сестер. Основатель и благоустроитель – бывший государственный сановник-дипломат Александр Скарлатович Стурдза, в свое время известный как церковный писатель, переводчик, цензор и благотворитель. Жизнь и творчество Стурдзы отмечены просвещенной ревностью о Православии, чем он, во многом обязан своему духовному наставнику свт. Филарету, митрополиту Московскому.

Хотя Одесская богадельня сердобольных сестер внешне была сходна со столичными образцами, она строилась твердом в церковном отношении, основании. Изначально она имела и собственное помещение с церковью и Устав. Принимались вдовы и девицы православного исповедания. Очевидно, что церковная община может существовать лишь на основе евхаристического общения её членов, которое отсутствует в межконфессиональных обществах.

Тихоновская община

Ведя речь о первых отечественных общинах, нельзя не упомянуть об очень интересном и малоизвестном факте. В 1851 г. свт. Филарет представляет обер-прокурору «прошение Тихоновского общества сестер милосердия, около сорока лет существовавшего в Задонске, без сего наименования и без законного утверждения, а ныне по завещанию учредительницы Матроны Наумовой ищущего законного утверждения… И хорошо, — пишет далее св. Филарет, — что Тихоновское общежитие образовалось не по иностранным образцам, но в простоте духа православного и русского».

В действительности, в 1824 г. в Задонске, исцелившаяся у мощей свт. Тихона Матрона Наумовна Попова, устроила страннопримный дом, собрав вокруг себя нескольких благочестивых девиц. С тех пор они принимали и лечили, как могли, множество болящих, стекавшихся к мощам святителя. Особо заботились о холерных путниках, воспитывали сирот и подкидышей. Ещё в 1846 г. намеривалась узаконить свое заведение как общину сестер милосердия. Только 1860 г. её мечта сбылась: с разрешения Св. Синода в Задонске утвердилась Тихоновская община cecтер милосердия. В 1886 она превратилась в Свято-Троицкий Тихоновский монастырь.

Община Христа Спасителя

Первоначально Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя именовалась Общиной сестер милосердия Литейной части. Дата основания 15 мая 1853 г. Однако, фактически она возникла раньше: в различных источниках, в том числе и документальных, время основания Общины датируется 1844-м или 1846 годом.

Предметом опеки сестер стали, прежде всего, жители Литейной части, поэтому они и стали называть себя Общиной сестер милосердия Литейной части. Вскоре в том же доме был учрежден приют для детей в возрасте до трех лет (ясли). Для девочек постарше (8-10 лет) в помещениях дома князей Барятинских открылась школа рукоделия, где их учили грамоте, вязанию, кройке и шитью.

Для того, чтобы расширить поле своей деятельности, на месте деревянного дома по Сергиевской улице, где располагался Мариинский приют, Община воздвигла пятиэтажное каменное здание. Мариинский приют был передан приходу лютеранской церкви св. Анны. В 1853 года состоялось освящение нового здания Общины и домовой церкви св. Марии Магдалины, размещавшейся в его верхнем этаже. Значительную часть здания (более 70 комнат) заняло отделение пансионерок — женщин, «не имеющих возможности, по домашним или семейным обстоятельствам, к приличному содержанию собственным отдельным хозяйством». В пансионерки принимались женщины разных сословий и вероисповеданий, при необходимости им оформлялся вид на жительство в Санкт-Петербурге. Плата за полное содержание одной подопечной, обычно вносимая различными благотворителями, была чрезвычайно низкой и составляла от 60 до 150 рублей серебром в год.

На первом этаже общинного здания располагались детские ясли, на 24 места, устроенные для того, «чтобы бедным матерям дать возможность заниматься в течение дня работою». Плату за содержание младенцев в размере 60 рублей серебром вносили благотворители.

Помимо ухода за бедными больными в их жилищах, сестры Общины были обязаны: специально отыскивать «стыдящихся» бедных и заботиться о них; устраивать детей бедных родителей в учебные заведения или ремесленные мастерские; родителей их «побуждать к полезным трудам»; искать места для безработных или предоставлять им надомную работу; малолетних девочек обучать различным женским рукоделиям.

Возникновение новых лечебных учреждений явилось следствием развитием благотворительной деятельности Общины. Оказание врачебной и другой медицинской помощи стало одним из главных направлений деятельности Общины. В 1871 году Община открыла женскую больницу на 8 кроватей.

Характерной особенностью Общины во имя Христа Спасителя являлась то, что здесь с 1861 г. заботились о сестрах, потерявших трудоспособность по болезни или выслуживших свой срок – 15 лет. Если сестра поступала в Общину в 20 лет, то к 35 годам она могла оставаться в ней на покое, проживая во Вдовьем доме и имея, кроме полного содержания, также пенсию.

Община во имя Христа Спасителя во время войн и бедствий, как и все общины сестер милосердия, принимала у себя раненых и пострадавших.

В 1900 г. Община во имя Христа Спасителя имела 37 сестер милосердия и 10 испытуемых. В XX веке характер деятельности Общины не претерпел существенных изменений.

Вторая по времени возникновения российская община сестер милосердия имела широкие благотворительные задачи и сохранила эту особенность вплоть до своего закрытия. Из межконфессиональной, объединившей сестер-лютеранок и православных сестер, она превратилась в общину, стоявшую на цельном духовном фундаменте. Деятельность Общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя, характеризуется скромностью, продуманностью программы и методичностью ее выполнения.

Основанные на принципах гуманизма и патриотической идее, общины сестер милосердия сыграли главную роль в становлении новой женской профессии, но такие «монашеские особенности» жизни сестер, как строгое общежитие, безбрачие и бесплатная служба, уже в начале XX века оказались тормозом для её развития.

Создавая в 1909 г. Марфо-Мариинскую обитель милосердия, святая великая княгиня Елизавета Феодоровна, видела в ней организацию иного типа, прежде всего – церковную, чем подвела итог драматичной истории общин сестер милосердия, все попытки «воцерковления» которых потерпели крах, и отыскивала новую форму женского церковного служения10.

Российское Общества Красного Креста (РОКК)

Огромную роль в формировании обществ сестер милосердия как социального института сыграло РОКК, образованное в 1876 г. характер и особенности служения членов РОКК главным образом определялись исторической обстановкой. Общество было создано по примеру европейского и позиционировало себя как организация, содействующая помощи и обеспечению воинским подразделениям в период войны. Однако, в мирное время Красный Крест также стал «чрезвычайно востребованным для оказания помощи погорельцам, голодающим, пострадавшим при эпидемиях, переселенцам и т. п.»11

Основой Российского Общества Красного Креста были сестра милосердия, поскольку являлись работниками среднего звена, на которых ложилась основная часть работы по осуществлению идей и принципов Общества. Основными задачами сестры милосердия были не только уход за больными, но и помощь в госпиталях, оказание помощи на поле боя. Эта тяжелая работа предполагала в том числе и моральную поддержку страдающим. Сестрам приходилось писать письма родным, помогать молитвой. Сестры разделялись на сестер-фельдшериц и собственно сестер милосердия. В Обществе были свои уставы, правила и положения, по которым жили и трудились сестры12.

Из рассмотренных общин сестер милосердия в России можно сделать вывод о том, что они представляли собой учреждения общественной и частной благотворительности. Общины строились не от Церкви, имели основателями светских людей, чаще всего благотворителей из княжеских родов. Хотя общества милосердия открывались по образцу западных католических и протестантских общин, они не были открытыми Церковью. Нужно отметить, что общины имели церковный характер, это связано с тем, что Православие было господствующей религией в России.


Литература:

  1. Общины сестер милосердия и Православная Церковь // Карпычева Л. А. На небесах уготовится истина Твоя. СПб., 2009. С. 264-265.

  2. Оксенюк Е. В. Деятельность Российского Красного Креста в начале ХХ века. М.: ПСТГУ, 2014.
  3. Очерк о возникновении и деятельности Российского Общества Красного Креста. СПб., 1913. С 1-3.
  4. Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. С. 137-138.

  5. Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. С. 55.

  6. Волькович А. Ю. Свято-Троицкая община сестер милосердия // Сайт Покровской общины / URL: http://www.omophor.ru/articles/svyato-troickaya-obshchina-sester-miloserdiya (дата обращения 17.03.2015).

  7. Сестры милосердия / Сайт Церковно-науного центра «Православная энциклопедия» Седмица.ру // URL: http://www.sedmitza.ru/text/415394.html (дата обращения 16.03.2015).

// Лука (Пронских), иером. Особенности социального служения сестричеств конца XIX века. Православная культура и практика воспитания личности: традиции и современный опыт. Материалы международной научно-практической конференции Пятые Пюхтицкие чтения 11-12 декабря 2016 г. Пюхтицкий Успенский монастырь. Куремяэ, Эстония, 2016. С. 101-110.

1 См.: Общины сестер милосердия и Православная Церковь // Карпычева Л. А. На небесах уготовится истина Твоя. СПб., 2009. С. 264-265.

2 Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. С. 55.

3 См.: Очерк о возникновении и деятельности Российского Общества Красного Креста. СПб., 1913. С 1-3.

4 Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. С. 137-138.

5 Цит. по: Волькович А. Ю. Свято-Троицкая община сестер милосердия // Сайт Покровской общины / URL: http://www.omophor.ru/articles/svyato-troickaya-obshchina-sester-miloserdiya (дата обращения 17.03.2015).

6 Там же.

7 Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. С. 55.

8 Там же.

9 См.: Сестры милосердия / Сайт Церковно-науного центра «Православная энциклопедия» Седмица.ру // http://www.sedmitza.ru/text/415394.html (дата обращения 16.03.2015).

10 См.: Общины сестер милосердия и Православная Церковь // Карпычева Л. А. На небесах уготовится истина Твоя. СПб., 2009. С. 270-271.

11 Цит. по: Оксенюк Е. В. Деятельность Российского Красного Креста в начале ХХ века. М.: ПСТГУ, 2014. С. 7.

12 См.: Оксенюк Е. В. Деятельность Российского Красного Креста в начале ХХ века. М.: ПСТГУ, 2014. С. 36-37.


Опубликовано 15.12.2016 | Просмотров: 261 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter