Иеромонах Геннадий (Поляков). Святитель Филипп и отношение к светской власти

Иеромонах Геннадий (Поляков). Святитель Филипп и отношение к светской власти

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Самим происхождением Господь вознёс святого Филиппа на высоту, недоступную подавляющему большинству людей. Он родился в аристократической семье Колычёвых, которые занимали видное место в Боярской Думе. В молодости святитель стал приближённым царской семьи, его полюбил юный царь Иоанн. Многие люди на его месте почитали бы себя на вершине счастья, однако юноша тяготился рассеянной светской жизнью, его влекли суровые подвиги монашества. Его решение о постриге прекрасно опровергает иногда внушаемую нашему обществу идею о том, что христианином, а тем более монахом, может стать только человек бедный, несчастный, потерпевший неудачу в светской жизни, или что монашество можно принять только из карьеризма, из желания подобным путём достичь земных благ. Решив принять постриг, святитель Филипп удалился не в какой-нибудь столичный монастырь, где можно было бы вести довольно обеспеченую жизнь, он уходит на Соловки, находившиеся на самой окраине Русского государства, в суровых северных условиях.

В Соловецком монастыре святой стал игуменом и понёс много трудов по устройству обители. Возможно, что его жизнь так и закончилась бы в этих краях, но Господь призвал его на более высокое служение, по сути на Голгофу. Святитель Филипп по приглашению царя Иоанна Грозного становится митрополитом. Это произошло не в светлый юношеский период правления Иоанна, но в то время, когда в стране уже шла ожесточённая политическая борьба, когда достигали своего пика зверства опричного террора. Запуганное русское общество молчало, молчало и духовенство. Не смолчал только святой, чьим призванием было заступничество за опальных. Сначала он тайно увещевал царя прекратить казни, а затем, когда это не подействовало, открыто обличил его в жестокости. Расправа над святым была предрешена, но характерно, что её совершило само же испуганное духовенство. Святитель сначала на соборе был лишён сана, а затем и убит Малютой Скуратовым.

Святой Филипп занимает особое место в ряду подвижников, которых дала миру Русь. Своей судьбой он указывает на вечный вопрос, стоящий перед Церковью, — отношение к светской власти. Православная Церковь всегда исповедовала уважение к государству, всемерную поддержку его благополучия. Святой апостол Петр пишет: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа». Однако это уважение не безгранично, превыше государственного блага стоит нравственный закон, данный Богом. Этот закон требует, чтобы Церковь не молчала в том случае, когда светская власть совершает очевидную несправедливость и попирает те нормы, которые она сама же и установила. Конечно, не следует провоцировать конфликты и отказываться от благоразумных компромиссов, поскольку от поведения духовенства зависит благополучие всех верующих. Но подобные компромиссы допустимы только до определённых пределов, за которыми начинается предательство того служения, которое поручено Церкви Богом. История даёт нам поучительные примеры того, как сначала Церковь безусловно поддерживала существующую власть и закрывала глаза на любые её беззакония, а затем по причине такой политики оказывалась виноватой перед новой властью, пришедшей на смену старой. Так было во время прихода коммунистов, затем при их падении, такое может повториться и сейчас, и в будущем.

Русская Церковь живёт в сравнительно благополучное время, когда государство благоприятствует нашей деятельности. Но нет никаких гарантий того, что это благоприятствование будет вечным, оно может закончиться в любой момент. И здесь ярким примером для нас является судьба архимандрита Ефрема Ватопедского, который в настоящее время находится в заключении. В XX веке Греция не испытала того ужаса безбожных гонений, которые произошли у нас. Некоторым русским православным людям Греция может даже показаться каким-то идеалом симфонии между Церковью и государством. Но и там далеко не всё благополучно, и там в обществе распространились равнодушие или даже откровенная враждебность к Церкви. И в этой обстановке страдания принимают на себя такие знаковые фигуры, как отец Ефрем, пользующийся большим авторитетом в православном мире. В какой-то мере и он уже разделил исповеднический подвиг Московского митрополита Филиппа. Пусть же святитель Филипп своими молитвами укрепит его и всех нас в твёрдом стоянии за Православие, в готовности пожертвовать своим благополучием, а может, и своей жизнью, ради верности Христу до конца. Аминь.

Проповедь, произнесенная на Божественной литургии в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Опубликовано 26.01.2012 | Просмотров: 167 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter