Иеродиакон Даниил (Пронин). Да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая

Иеродиакон Даниил (Пронин). Да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая

Спустя два дня Святая Церковь будет праздновать один из любимейших на Руси праздников, посвященных Божией Матери – Покров Пресвятой Богородицы. Имеет ли смысл говорить о том, как почитаем он был на Руси? Чего стоит один тот факт, что событие праздника, произошедшее в величественном Константинополе, столетиями оставалось незамеченным на родине; на Руси же оно стало отмечаться особым церковным почитанием еще в ХII веке. А если вспомнить, что по одной из версий того, когда и как это произошло, именно русы, наши предки (вероятно князья Аскольд и Дир) напали  на Константинополь, и лишь предстательством Пречистой Девы, Ее небесным Покровом город был спасен, а враг повержен, станет понятно, какое впечатление это произвело на некогда воинственных язычников-варваров: Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Когда же православная вера распространилась на Руси, главным событием в жизни русичей стало богослужение, а главным источником примеров благочестия и нравственной жизни – агиографическая литература.

Праздник Покрова установил на Руси святой князь Андрей Боголюбский, который очень почитал своего небесного покровителя – блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Именно это житие и дает нам описание события праздника.

И вот об установлении праздника святым князем Андреем мы читаем в русском Прологе ХII века: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». Он же начал строить храмы Покрова по всей Руси, (одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли). Сегодня название этого праздника мы можем видеть в топонимике нашей необъятной родины, в именах (как в имени нашего выдающегося профессора литургики и археологии Василия Николаевича Покровского).

Жизнь и быт нашего народа мало переменился, однако народный календарь получил привязку к календарю церковному. Ко дню Покрова Пресвятой Богородицы обычно завершали полевые работы и собирали последний урожай, все готовилось к встрече зимы.

И с этих пор крестьяне уже собирались по домам, читать «про священное», то есть жития святых, целиком вверяя свою жизнь небесному Покрову Божией Матери. Ват как художественно пишет об этом Иван Шмелев: «…ухитимся потеплее, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем… и скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет». Вот тебе и – Покров. Так вот что это – Покров! Это – там, высоко, за звездами: там – Покров, всю землю покрывает, ограждает. Потому и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом: роботай-знай – и живи, не бойся, заступа у нас великая. И земле ухититься тоже надо: мороз ударит. Благослови ее, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть. Покров и над нею будет».

В чем же соль этого праздника, почему он так полюбился нашему народу? Ответ на этот вопрос, как ни странно, кроется в Священном Писании. Евангелие дает нам очень немного сведений о Пречистой, и в этом смысле выделяется из всех святой апостол и евангелист Лука, который говорит о некоторых событиях Ее жизни и до воплощения через Нее Сына Божия, и по Его славном Вознесении на небо, но не он дает нам ключ.

Ключ нам дает наш с вами небесный покровитель – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Самое первое чудо, совершенное Господом Иисусом, происходит в Кане Галилейской по ходатайству его Пречистой Матери. И Он, как любящий Сын, и ради Ее любви вот к этим простым людям, хотя видимо возражает, исполняет просьбу Ее (Ин 2:1-11).

С самых первых веков христианства Божия Матерь предстает как заступница усердная за род человеческий и ходатаица перед Своим Божественным Сыном.

Нашему народу никогда не жилось легко, потому он всегда мечтал жить под нежным покровом Всемилостивой Царицы. Как пишет протоиерей Сергий Булгаков: «Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство».

И в последующие годы сколько раз наш народ мог в этом убедиться! Сколько чудес совершала всемилостивая Царица, больших – в масштабах целой страны, и малых – для одного, но не менее ценного для Нее человека, через Свои чудотворные образы. Через те образы, которые здесь, в нашем молитвенном собрании, и царскосельский образ «Знамения» и «Взыскание погибших». Как здорово просто знать, что всегда, в любую минуту можно обратиться к Божией Матери, попросить у Нее помощи, Покрова, и Она всегда поможет.

Но мы не должны забывать и «завещания», что оставила Пречистая на том же браке в Кане Галилейской слугам, а через них всем нам: «что Сын Мой скажет вам, то сделайте». Она навсегда наша заступница, но мы, хотя бы ради любви к Ней, должны всегда слушать и исполнять слова Сына Ее возлюбленного и нашего Господа Иисуса Христа.

Проповедь иеродиакона Даниила (Пронина), произнесенная за вечерней с Акафистом Пресвятой Богородице в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 12 октября 2016 года.


Опубликовано 13.10.2016 | Просмотров: 108 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter