Евгений Гараев. Христианский взгляд на расовую концепцию Жозефа Артура де Гобино

Евгений Гараев. Христианский взгляд на расовую концепцию Жозефа Артура де Гобино

Вместе с эволюционной теорией Ч. Дарвина в Европе в середине ХIX в. получили широкое распространение расовые взгляды. Основной проблемой этих расовых взглядов заключаются не в различении антропологических особенностей народов или рас. Расовые особенности наблюдаются на уровне обычного зрительного восприятия. Предметом изучения этих теорий состоит в другом. Имеет ли этнический и расовый фактор влияние на ход исторического и цивилизационного процесса. И если имеет влияние, то какое?

Впервые кто попытался ответить на этот вопрос в 19 веке был французский мыслитель Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882), написав свой труд «Опыт о неравенстве человеческих рас[1]». Актуальность данного труда состоит в том, что идейные вдохновители расового и национального противостояния опираются на псевдонаучные расовые теории. Актуальным в исследовании Ж. А. де Гобино является также необъяснимость факта ведущей роли европейских народов в культурном и социальном развитии.

Каковы же основные тезисы «расовой теории» Гобино? Эта теория от- носится не к разряду «расовых», а скорее к разряду «цивилизационных», т. к. основным предметом для исследования в работе французского мыслителя, — это причины возникновения и упадка цивилизаций. По каким причинам возникают и приходят в упадок цивилизации? — вот вопрос, которым задается автор. Ж. А. де Гобино в начале своей работы отказывается видеть в гибели цивилизаций экономические, политические и моральные причины. «Расовое смешение», приводящее к «расовому вырождению», — вот глубинная причина упадка всех цивилизаций. «Ни один народ никогда бы не умер, если бы состоял из одних и тех же национальных элементов», и «сохрани персы и римляне целостность крови, они бы жили и царили еще долго[2]».

Однако же это «расовое смешение» по мнению расового мыслителя является залогом для становления и развития древних цивилизаций, при условии, что в «расовом смешении» будет участвовать благородная «арийская кровь». Метизация арийской расы с коренным населением приводит к «внутреннему вырождению» самой этой «арийской расы», а для других рас смешение с белыми народами является катализатором их культурного развития. Среди белой расы наиболее способными к цивилизаторской деятельности являются «арийские народы», а среди арийцев — «германская раса[3]».

Арийская раса, по мнению Гобино, является флагманом человечества в силу своих интеллектуальных способностей и благородных качеств. Согласно его теории все цивилизации развивались и достигали пика своего совершенства с приходом туда белого арийского населения. Расовый мыслитель видел след арийцев даже в глухих местах Африки и Азии[4]. Исходя из интеллектуальных способностей, Гобино проводил иерархию человеческих рас. Согласно его теории, на пьедестале мировой истории находится белая раса, затем желтая и в конце самая неразвитая раса — чёрная.

В расовой концепции Ж. А. де Гобино можно найти аспекты, которые не согласуются с христианским мировоззрением. Например, это взгляд на происхождение человека и естественное равенство все народов.

В представлении на происхождение человеческих рас Ж. А. де Гобино близок к концепции полигенизма (полицентризма), в соответствии с которой различные человеческие расы произошли от разных прародителей[5]. Такой взгляд расходится с библейским учением о происхождении человека от одного прародителя. И поэтому как традиционалист и католик свою симпатию к полигенетической концепции он высказывает очень сдержанно, иначе это неминуемо столкнуло бы его с христианским взглядом на антропогенез. Поэтому он ограничивается указанием на то, что рассматривает человека не на исходном этапе его тво- рения, но на вторичном, обходя стороной первоначального «адамова индивида[6]». Его взгляд на происхождение различных человеческих рас от разных прародителей имеет общие черты с эволюционный взглядом на происхождение человеческих рас.

Расовому детерминизму Ж. А. де Гобино можно противопоставить библейский взгляд на происхождение рас и народов, который рассматривает расы и народы в их интеллектуальном и культурном многообразии.

Библейское повествование (Быт.10) о происхождении народов является самобытном памятником древней литературы, подобного которому нет у греков. Родословие народов остается точным документом, отражающим актуальный взгляд на национальные и языковые особенности современного мира [7].

Отрывок из книги Бытия 9:25-27 дает описание личных качеств (интеллектуальные и духовные) народов. Зная, что все народы мира произойдут от трех его сыновей. Ной произносит пророчество о миссии его сыновей в дальнейшей истории человечества.

Возможно, пророчество Ноя о роли потомков трех его сыновей в мировой истории, основывалось на наблюдениях за ростом сыновей и зная, что в их потомках обнаружатся характерные черты родителей. В зависимости от того, к какой сфере (материальной, интеллектуальной, духовной) были предрасположены сыновья Ноя, он соответственно произносил пророчества и над их потомками[8]. Сим был предрасположен к духовной сфере, и поэтому Ной сказал о нем: «Благословен Господь Бог Симов», — тем самым пророчествуя о том, что через Сима сохранится и распространится представление об истинном Боге. Такие монотеисти- ческие религии как иудаизм, ислам и христианство — распространялись потомками Сима[9].

По пророчеству Ноя, Бог «распространит Иафета», который «вселится в шатрах Симовых». Возможно, это касается интеллектуальной сферы, и потомству Иафета предсказано было развивать свою культуру, философию и науку по всей земле[10].

Если Сим и Иафет были призваны развивать духовную или соответственно интеллектуальную сферу, то предназначение Хама носило характер материальный, физический. Однако физический не значит рабский, среди потомков Хама, куда предположительно входят шумеры, египтяне, финикийцы, хетты, народы юго-восточной Азии, а также, американские индейцы, эскимосы и племена тихоокеанского региона. Эти народы не внесли большого вклада в копилку научных открытий , но сделали многого в сфере развития технологий и благ цивилизаций[11].

Библейский взгляд на происхождение народов хотя бы отчасти, но объясняет ведущую роль европейских народов в социально-историческом развитии, не унижая при этом ценность остальных рас и народов. По мнению американского ученого Генри Морриса «библейский текст, непосредственно повествующий о частном сотворении, о потопе и рассеянии народов из Вавилона, вполне удовлетворительно объясняет все известные языковые феномены и различия в физическом облике, по ошибке раздутые до эволюционистской теории различных человеческих рас»[12].

Весьма интересен взгляд Гобино на христианство. Положительно оценивая христианскую Церковь, Гобино все таки отказывает Ей роль в развитии цивилизации, наряду с мировыми религиями. Христианство принимая в свою орбиту различные народы, не может изменить их глубинных черт и предрасположенностей[13].

Важность «мистики крови» в работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. де Гобино берет свое научное обоснование, по мнению некоторых исследователей, в произведении французского историка и философа Виктора Курте «Политическая наука, основанная на науке о человеке». Новизна теории Курте заключается в том, развитие человеческой истории вызвано не только межрасовым противостоянием- на «физическом» уровне, но и на более мистическом уровне, варьирующимися смешениями крови на «химическом» уровне[14].

Какие же были движущие мотивы Ж. А.де Гобино при написании своей работы — жажда научных открытий в области антропологии или идеологические цели? За время написания своей работы, как считают некоторые исследователи французский мыслитель ни разу не выезжал за пределы родной Франции для своих научных изысканий[15]. А вот вероятность того, что при написании своей работы расовый мыслитель преследует идеологические цели является наиболее правдоподобной.

Для Гобино важно было противопоставить демократическим ценностям французской революции: свободе, равенству и братству свои контридеи в виде иерархии, но уже не социальной, а расовой. Идея равенства во всех ее видах вызывали у Гобино отвращение. Сам он происходил из разорившегося дворянского рода и всегда искал общественного признания.

Концепция Гобино была рассмотрена и прошла критику в разных аспектах. В этих обсуждениях участвовали историки и социологи, философы и антропологи. По мнению Э. Кассирера, важным аспектом теории Гобино является не превозношение расы как таковой. Гордость за своих предков является естественным для человека. Сама по себе она не подрывает основы социальной и нравственной жизни человека. Но то, что есть у Гобино, это совершенно другой взгляд. Это «попытка уничтожить все остальные ценности[16]». Для расового мыслителя важно было не изложить то, что является очевидным фактом. Он хотел показать, что «раса-– это единственный властелин и правитель в историческом мире; что все остальные силы — только его подчиненные или спутники[17]».


Примечание:

[1] В настоящее время книга в российской печати негласно находится под запретом. В русском переводе работа Гобино выходила дважды: в 2001 г. в издательстве «Одиссей» и в 2006 — 2007 гг. в издательстве «Самотека».

[2] Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. http://www.hrono.ru/libris/lib_g/ gobino30.php ((дата обращения — 07.04.2017)

[3] «История, — пишет Гобино, — «показывает, что всякая цивилизация берет начало от белой расы и ничто не может долго продержаться без ее участия, что общество может быть великим и процветающим лишь в той мере, в какой оно сохраняет сотворившую ее благородную группу…» URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_g/gobino30.php (дата обраще- ния — 07.04.2017)

[4] Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. http://www.hrono.ru/libris/lib_g/ gobino30.php (дата обращения — 07.04.2017)

[5] Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. http://www.hrono.ru/libris/lib_g/ gobino30.php (дата обращения — 07.04.2017)

[6] Гофман А. Б. Элитизм и Расизм: философско-исторические воззрения А. Де Гобино // Общество и Право, 2004, № 4 (6) с.25

[7] W. F. Albright, Recent Discoveries In Bible Lands.-New York: Funk and Wagnalle, 1965, p. 70.

[8] Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.: Библия для всех, 1995. С. 437.

[9] Там же. С. 437.

[10] Там же С. 437.

[11] Там же С. 438.

[12] Там же. С. 672.

[13] Гофман А. Б. Элитизм и Расизм: философско-исторические воззрения А. Де Гобино. С. 26.

[14] Поляков Л. Арийский миф. Исследование истоков расизма. СПб.: Евразия, 1996. С. 245.

[15] Гофман А. Б. Элитизм и Расизм: философско-исторические воззрения А. Де Гобино. С. 25.

[16] Cassirer E. The Myth of the State. — New Haven and London: Yale University Press, 2008. p.232.

[17] Исаева А. В. КРИТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА В «МИФЕ ГОСУДАРСТВА» Э. КАССИРЕРА // III Межд. науч.-практ. конф. «Проблемы войны и мира в свете практической философии: неокантианство и современный мир», 22 апреля 2016 г., г. Саратов.

Источники и литература

1. Гобино Ж. А. де. Опыт о неравенстве человеческих рас / Ж. А. де Гобино ; М. : Одиссей, ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 765 с.

2. Гофман А. Б. Элитизм и Расизм: философско-исторические воззрения А. Де Гобино // Общество и Право. 2004. № 4 (6) — С. 23-30.

3. Исаева А. В. КРИТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА В «МИФЕ ГОСУДАРСТВА» Э. КАССИРЕРА // III Межд. науч.-практ. конф. «Проблемы войны и мира в свете практической философии: неокантианство и современный мир», 22 апреля 2016 г., г. Саратов. С. 47-51.

4. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.: Библия для всех, 1995.

5. Поляков Л. Арийский миф. Исследование истоков расизма. СПб.: Евразия, 1996.

6. Cassirer E. The Myth of the State. — New Haven and London: Yale University Press, 2008.

7. Albright W. F. Recent Discoveries In Bible Lands.-New York: Funk and Wagnalle, 1965.


Опубликовано 20.12.2017 | Просмотров: 69 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter