Диакон Глеб Санюк. Апостол для апостолов

Диакон Глеб Санюк. Апостол для апостолов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

То, о чем мы услышали в сегодняшнем евангельском чтении, является для нас очень важным, и в то же время может показаться несколько необычным. Святой апостол Иоанн Богослов повествует нам о том, как рано утром Мария Магдалина пришла на гроб Спасителя, чтобы помазать Его Тело, как она плакала о том, что не обнаружила Тела Христа, как не узнала Его, приняв за садовника, и как обрадовалась, узнав в этом садовнике Своего Господа.

Конечно, все это является очень важным для нас. Но хотелось бы особо обратить внимание вот на что. Мария, после того как Господь назвал ее по имени, наконец узнает в садовнике своего возлюбленного Учителя. Но в тот момент, когда она, еще не придя в себя от восторга и радости от неожиданной встречи, пытается припасть к Его ногам и обнять их, Господь не позволяет ей сделать этого, но говорит: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин 20:17).

Почему же Господь запрещает Марии прикасаться к Нему, по какой причине Он отталкивает ее от Себя, когда в это же утро другие мироносицы, как повествует св. апостол Матфей, при встрече со Христом «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф 28:9)? Что же случилось? Ведь из другого евангельского повествования мы знаем, как Христос, в один из дней по Своем Воскресении явившись посреди Своих учеников, и обратившись к сомневающемуся апостолу Фоме, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:27). Мы видим, как Господь здесь прямо повелевает Своему ученику осязать Свое Тело для того, чтобы тот на собственном, личном опыте убедился в истинности Воскресения и больше не сомневался. Так почему же сейчас Он запрещает Марии Магдалине прикасаться к Нему? Неужели она не была достойна припасть к Тому, Которого так любила и о потере Которого так скорбело ее сердце?

Для того чтобы лучше в этом разобраться, нам необходимо обратиться к греческому евангельскому тексту. По-гречески слова «не прикасайся ко Мне» звучат как «Μη μου άπτου», что в более широком значении можно перевести как не удерживай, не привязывай Меня. Это значит, что Господь в сердце Марии еще был привязан, ассоциировался с тем Иисусом из Назарета, сыном обычного плотника, Который был ей так хорошо знаком и привычен. Она протягивает к Нему руки, совершенно не осознавая всей важности, всей величественности произошедшего события Воскресения. Апостол Иоанн в своем Евангелии говорит об учениках Христа: «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин 20:9). Значит Мария, не зная Писаний, интуитивно протягивает руки ко Христу, как к давно знакомому учителю, но не как к воскресшему Господу Славы – в ее сердце Он еще не восшел к Богу Отцу. Она готова была плакать над Телом Усопшего, но пока еще не была готова к встрече с Воскресшим, не была готова к тому, чтобы последовать за Ним.

И что же происходит далее? Господь посылает Марию к Своим ученикам. Он говорит ей: «иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).

Итак, что же мы видим? «Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» (Ин 20:18). Господь посылает ее к апостолам возвестить им о Своем Воскресении! Тем самым, Он делает ее Своей истинной последовательницей, Он делает ее проповедницей, апостолом для апостолов!

Мария Магдалина свидетельствует ученикам Христа, она становится для них вестником новой жизни, делает то, что в принципе женщинам того времени было не свойственно и не положено. Мария становится для апостолов в какой-то степени учителем. Словами «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» она должна была напомнить апостолам о тех уникальных, непостижимых отношениях между Божественным Сыном и Отцом, о которых Спаситель так часто говорил в Своей земной жизни.

Святая Мария Магдалина и теперь, через две тысячи лет, напоминает нам о той простой, но очень важной истине, которую некогда возвестила апостолам. Своим примером она напоминает нам, что не только это событие, но и все евангельское повествование посвящено именно этой теме уникальности отношений между Богом Отцом и воплотившимся Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, Который открывает нам тайну этих взаимоотношений через Свою проповедь, через Свою жизнь, через Свою смерть и Воскресение, через всё то, что Он говорит и делает.

Эти взаимоотношения Сына с Отцом, оставаясь всегда уникальными, через Воскресение становятся доступными и для всех нас, для тех, кто стремится быть верным последователем и учеником Христа. С этого времени Бог — это не только Его Отец, но и Отец всех тех, кто уверовал в Его как в своего Господа, с этого времени Он — Отец и Бог всякого ученика Своего возлюбленного Сына. Аминь.

// Проповедь, произнесенная 22 октября 2011 года за всенощным бдением на евангельский отрывок: «Ин 20.11-18».


Опубликовано 23.10.2011 | Просмотров: 202 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter