Диакон Алексей Заруцкий. День покоя — день святости

Диакон Алексей Заруцкий. День покоя — день святости

Сегодня за Божественной литургией, мы слышали отрывок из Евангелия от Марка, в котором речь идет о том, как Господь в день субботний, вопреки мировоззрению фарисеев, нарушает пост и исцеляет сухорукого.

По замечанию святителя Иоанна Златоуста: «Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним». В этот день Творец повелел человеку отдыхать от своих обычных земных дел, посвятить себя Богу, молитве, чтению Священного Писания, подвигу духовной жизни. Но не только человек должен был почить, должна была почить вся природа. Становится ясно, что суббота — это такой день, когда человек должен употребить все силы на то, чтобы дело Божие довести до совершенства, не заковывая его в такие законы, которые не дают ни человеку, ни твари, ни остальному миру дышать, действовать, возрастать, перерастать свое естественное состояние и из плотского делаться духовным. И в этом евангельском повествовании Христос говорит именно об этом.

Однако фарисеи так старались извратить закон данный Моисеем, чтобы можно было его употребить для осуждения, — и в данном случае против Христа. Поэтому Христос говорит им: «разве вы не помните, что Давид сделал?», – царь Давид, который считается величайшим праведником Ветхого Завета, — и прибавляет: «Суббота для человека, а не человек для субботы…» (Мк 2:28). Митрополит Антоний Сурожский, рассуждая над этими словами говорит: «все правила, которые даны в Ветхом или в Новом Завете, даны для человека, для его пользы, для его спасения, а не для того, чтобы его сломать, разбить и поработить».

Но не напоминает ли это зачастую и наше отношение к Священному Писанию? Как мы вчитываемся во все правила, как мы притязаем на то, что все исполняем, и как мы эти правила оборачиваем в орудия для осуждения нашего ближнего. К себе мы этого не применяем, утешаем свою совесть, говорим ей: «ничего страшного». Если попытаться мысленно перенестись во времена евангельских событий, то можно задать себе вопрос: «а не становимся ли мы зачастую на место тех фарисеев, которые сопротивляются Христу?».

Мы узнаем из первых глав Книги Бытия, что Бог в седьмой день почил от дел Своих. Этот седьмой день и есть суббота, день отдыха. Но что случилось в этот день? Бог почил, но Он не отвернулся от Своего творения.

В прочтенном евангельском отрывке, Господь исцеляет человека с иссохшей рукой. Что такое исцеление? Это значит, что существует нечто искаженное, поломанное нашим грехом. Исцеление есть возвращение к первозданному, чистому состоянию. Произошедшее чудо ясно показывает нам, что Бог не отворачивается от нас, что Господь пришел не разрушить, а восстановить и преобразить человека.

Братия и сестры! В сегодняшнем Евангелии акцент ставится на том, чтобы человек очистил свое сердце, свой ум, выправил свою волю, и чтобы та правда, которая живет в глубинах его души, нашла себе выражение вовне. Книжники и фарисеи из-за своей успокоенности и лжеправедности творили зло тем, что отказывались творить добро. Будем же избегать подобного осуждения добра, чтобы законами и предписаниями еще больше не ожесточить наши сердца. Соберем свои мысли в молитве, в покаянии, сосредоточимся на исполнении Божиих заповедей, и сколько есть наших сил, будем уклоняться от зла, от всего того, что противно Богу. Тогда и Господь исцелит наши души, и научит нас, как творить истинное добро!

Проповедь студента 4 курса бакалавриата диакона Алексея Заруцкого, произнесенная за Божественной литургией в субботу первой седмицы Великого поста в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 4 марта 2017 года.


Опубликовано 05.03.2017 | Просмотров: 105 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter