Чтец Вадим Чернов. Сомнение, как повод к новой встречи со Христом

Чтец Вадим Чернов. Сомнение, как повод к новой встречи со Христом

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сёстры! Сегодня слова святого Евангелия рассказывают нам о самом первом дне, когда свершилось великое чудо Христова Воскресения. Мы видим, как Господь является Своим ученикам, и они воочию могут убедиться в том, что их божественный Учитель жив. В этом повествовании особое место уделяется описанию встречи, которая произошла между Иисусом Христом и апостолом Фомой. И можно задаться вопросом: зачем евангелист Иоанн, столь подробно изображает этот эпизод? Он заостряет внимание читателей на этом отрывке, чтобы мы как можно лучше прочувствовали и осознали, что же именно пережил апостол Фома, когда вернулся в Иерусалим.

Из текста Евангелия мы знаем, что он приходит в город и встречается там с другими апостолами. И что же он видит? Разительные изменения произошли в облике его товарищей: те, кто всего несколько дней назад испытывали смятение и прятались по домам от гнева иудеев, теперь пребывали в радости и бесстрашно славили Господа. Они начинают рассказывать ему о своей встрече с Воскресшим Учителем. Апостол Фома смотрит в лица своих собратьев и созерцает в них отблески удивительного света некой новой духовной реальности. Это до глубины души поражает его, и в это момент он произносит свои известные слова кажущегося неверия: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25).

Да, апостол Фома, тот, кто, однажды услышав проповедь Христа, оставил свой дом и устремился за Ним, теперь испытывал тяжёлые сомнения. Но это были сомнения не убеждённого скептика с каменным сердцем, глухим к Благовестию. Сказанные слова были пламенным выкриком души, так сильно желающей во что бы то ни стало пережить свою близкую встречу с Воскресшим Учителем, чтобы тоже во всей полноте стать соучастником чуда преображения человеческой личности и обрести веру совершенную.

Каждый из нас хранит в сердце свою личную историю прихода ко Христу. Кардинально могут разниться детали и обстоятельства этого обращения, но общим во всех этих историях является то, что к каждому из нас в конкретный период времени и определённым образом обратился Господь, и мы, услышав этот призыв, последовали за Ним. С этого момента начался наш путь веры. И двигаясь по нему, важно помнить, что наша вера – это не некое одномоментное событие, которое произошло с нами, раз и навсегда застыв в своём первоначальном состоянии. Вера – это особый динамический процесс, который каждый день наполняет духовную жизнь христианина. Известный богослов XX века священник Павел Флоренский определяет сущность веры как «свободный подвиг». «Свободный, – говорит он, – ибо разум может делать усилие и подняться к лучшему, а может и не делать его, оставаясь при том конечном, условном и «хорошем», что он уже имеет. Подвиг: ибо нужно усилие, напряжение, самоотречение, сбрасывание с себя «ветхого Адама», а в это время все данное, — «естественное», конечное, знакомое, условное, — тянет к себе. Нужно само-преодоление, нужна вера». И порой именно искреннее, не дающее покоя, жгущее душу сомнение является признаком того, что мы всё же идём по этому героическому пути. Ведь убеждённый атеист не страдает от сомнений, он просто уверен, что Бога нет. Но сомнения апостола Фомы, сомнения христианина становятся показателем внутренней борьбы, той мысленной брани, когда в настоящем испытываешь тотальную душевную неудовлетворенность, а некий внутренний голос отчётливо говорит, что это не предел, что где-то есть пространство духа, где найдутся ответы на все главные вопросы, и ты сможешь обрести столь желанную ясность мироощущения. Поэтому ученикам Христовым нужно не боятся честно взглянуть в лицо своему неверию и не отворачиваться от той пропасти, которая может отделять нас от Христа. Стремясь к преодолению этого рубежа, важно избежать мнимого успокоения, и не обманываться мыслью о том, что раз мы находимся внутри церковной ограды, то автоматически обладаем даром веры. Ведь, наверное, в течение тех непростых восьми дней, что апостол Фома пребывал в кругу своих собратьев, он тоже не раз испытывал желание пойти по лёгкому пути. Быстро избавится от всех внутренних противоречий, присоединиться к всеобщему ликованию и воскликнуть: «Да, я тоже верую!». Но он остро чувствовал, насколько важным для него является вопрос личной веры, ответ на который может определить всю его жизнь. И без достаточных внутренних оснований он не мог позволить себе исповедовать всеобщую веру, чтобы всего лишь по-человечески обрести единство со своими собратьями. Апостол Фома понимал, что с его стороны это было бы шагом малодушия. Поэтому он просто ждал. Ждал и верил, что его Учитель обязательно придёт и поможет его неверию.

Будем же и мы, братья и сёстры, просты и искренни в движениях своего сердца, чтобы, прежде всего от нас самих не утаилась правда о той внутренней реальности, где происходит борение двух сил – веры и неверия. Будем настойчивы и терпеливы в своём стремлении пережить близкую встречу с Господом. И как показывает пример апостола Фомы, Человеколюбивый Учитель обязательно выйдет навстречу, чтобы дать почувствовать страждущему сердцу Его Божественное присутствие. И тогда все наши страхи и сомнения растворятся в простом и ясном: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28). Аминь.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Вадима Чернова, произнесённая в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за всенощным бдением, в Неделю преподобной Марии Египетской, 24 марта 2018 года.


Опубликовано 25.03.2018 | Просмотров: 127 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter