Чтец Михаил Петров. О «неверии» апостола Фомы

Чтец Михаил Петров. О «неверии» апостола Фомы.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Христос Воскресе!

Сегодня Святая Церковь вступает во вторую неделю по Пасхе именуемой Антипасха. Само слово в переводе с греческого языка означает то, что вместо Пасхи и в самом названии нет ничего противопоставляющего Светлому Воскресению Христову.

Напротив, каждый из восьми дней Октавы Пасхи считается празднеством пасхального торжества. Число восемь имеет символическое значение восьмого дня существования мира, пред которым будет Страшный суд, придут живые и мёртвые воскреснут. Суд, который вынесет каждому окончательный вердикт характера будущности бытия: Царство Небесное или геенна огненная. Господь отделит праведников от грешников. События сегодняшнего дня раскрывают характер такого обновления «мира» связанных с именем апостола Фомы.

Человек, который проявляет недоверие Богу или относится с некоторым подозрением к другим людям, именуется «Фомой неверующим». Трудно разрушить этот стереотип в сознании современного человека. На первый взгляд обоснованно, но так ли это на самом деле?

При первом явлении Спасителя ко своим возлюбленным ученикам святой апостол Фома отсутствовал и не видел воскресшего Учителя. Когда же он явился, то другие апостолы спешили поделиться этой радостью с ним. Однако апостол Фома усомнился в их словах, мотивируя свое неверие словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

По слову святителя Игнатия Брянчанинова в таком поведении: «выразилось не неверие, враждебное Богу, — так выразилось неизреченная радость; так выразилось, душа перед величием события превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояния человечества. Со Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагой Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желание им удостоверение».

Тогда Господь сжалился над Фомой и явившись обратился к нему, его же словами: «Подай перст твой сюда, и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).

Без сомнения, Господь оказывает Фоме великую милость, давая возможность подкрепить камень его веры.

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании говорит: «Господь, показывая нам, что вера состоит в том, чтобы принимать невидимое, говорит: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Он намекает на учеников, которые не касались ни раны от гвоздей, ни ребра, однако, уверовали, и не на одних только их, но и на тех, которые уверуют впоследствии. Сказал это не с тем, чтобы лишить Фому блаженства, но чтобы утешить невидевших. Ибо многие говорят: «Блаженны очи, видевшие Господа». Он утешает таковых, говоря, что более блаженства в том, чтобы не видеть и веровать».

Мы с вами познаем окружающий нас мир с помощью органов чувств, но наше мироощущение более строится на увиденном. За пределами сотворенного земного мира лежит нечто большее, мир, что мы не можем увидеть своими глазами – Божественный мир. Этот мир не поддается нашему видению, мы можем лишь подчинится важнейшему закону Божьего мира – закону веры, открывающему доступ к этому миру. Сегодняшняя история о Фоме — это история о каждом из нас. Каждый из нас проходил через дорогу сомнений от «неверия, пока не увижу» до «верую, Господи помоги моему неверию». Мы вовлечены самой жизнью в непрерывный процесс поиска веры, ее подтверждения и исповедования и пройдя все сомнения, все испытания мы должны пронести нашу веру в Воскресшего Спасителя, как пронесли ее апостолы и со всей радостью воскликнуть: Христос Воскресе! Аминь.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Михаила Петрова, произнесенная за Божественной Литургией в Академическом храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 22 апреля 2017 года.


Опубликовано 23.04.2017 | Просмотров: 100 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter