Чтец Иоанн Моисеев. Айсберги духовной жизни 

Чтец Иоанн Моисеев. Айсберги духовной жизни 

Притча, прочитанная за Литургией в Неделю о Страшном Суде, очень важна для нас в вопросе нашего спасения в Боге, которое является целью и смыслом нашей жизни. Однако необходимо разобраться, что нужно делать, и какие средства приемлемы для достижения этой великой и важной цели. Конечно, Библия, Евангелие и особенно пример земной жизни Иисуса Христа учит нас этому, но притча о Страшном Суде подводит своего рода черту под учением Господа о любви к Богу и ближнему.

Существует несколько мнений о том, кого будет судить пришедший во славе Сын Человеческий на Страшном Суде. Некоторые толкователи считают, что всех людей, другие – только верующих в Пресвятую Троицу и в Богочеловека Иисуса Христа, как Воплотившегося Сына Божия. Для нас имеет значение, что Бог будет судить каждого из нас, а точнее – наши дела будут судить нас перед лицом Божиим.

Из притчи мы видим, что критерием разделения на овец, послушно шедших за своим Пастырем Небесным в течение жизни, которым уготовано «Царство от создания мира», и на бесплодных козлищ, о которых Блаженный Иероним Стридонский говорит как о животных похотливых и бодливых, является соблюдение той самой главной заповеди любви. Причем проявление Любви понимается не только на материальном и моральном уровне, но и на духовном, то есть как молитва за живых и усопших, назидание в вере неведующего, чтобы, как пишет архиепископ Аверкий Таушев, проповедуя другим, самому не погибнуть.

Но что мешает нам, людям, ходящим в храмы Божии и участвующим в Святых Таинствах Церкви, в полной мере исполнять эту заповедь любви, как это делали святые угодники Божии? Одним из важных аспектов этой проблемы является невозможность из-за греховности и поврежденности человеческой природы в той или иной степени адекватно оценивать свое духовное состояние и свои поступки. Практически каждый человек подвержен тому, чтобы льстить себе, но при этом осуждать других. Очень часто мы ищем причины наших проблем не в себе, а в окружающих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) по этому поводу писал, что все люди находятся в прелести, а «величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести». Лесть самим себе мешает нам двигаться в направлении нашей главной цели, уводя нас от Истины. Недаром греческое слово αμαρτία, которым обозначается грех, дословно переводится как ошибка, промах, попадание мимо цели. По словам же святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского «перед нами только два пути: путь приближения ко Христу и путь отдаления от Него». То есть в тот момент, когда мы не приближаемся к Богу, двигаемся мимо цели, мы уже отдаляемся от Него, даже если на первый взгляд не делаем ничего плохого. Об этом же гласит учение преподобного Серафима Саровского, который, говоря о стяжании Святого Духа – непрерывном накапливании и сохранении Благодати Божией, как главной цели христианской жизни, отмечает, что любая остановка этого процесса превращается в расточение этой животворящей и спасительной  Благодати.

Прельщением людей всевозможными способами дьявол и его соработники создают ложный ориентир «истины» и духовности, двигаясь к которому он, в конце концов, разобьется, как волны о скалы, как «Титаник», движущийся на айсберг на полном ходу.

Такие отклонения от Истины часто встречаются в своевольных и горделивых «мнениях» – начиная с псевдоправославных заблуждений и заканчивая явными ересями, когда человек принимает только часть Православного учения, которое ему близко или удобно, и отрицает другие немаловажные его грани. Такая выборка опасна не только для самого человека, но и для окружающих его людей, которые также могут перенять заблуждения у человека позиционирующего себя «православным».

Каков же выход из данной ситуации? Во-первых, по словам того же святителя Игнатия (Брянчанинова), знание того, что все люди находятся в прелести, уже «есть величайшее предохранение от прелести». То есть, нам необходимо со смирением, прося помощи Божией о просветлении ума, находить и искоренять в себе все ложные представления об Истине и остерегаться новых заблуждений, сохраняя духовное бодрствование. Именно со смирением, так как, по словам апостола Иакова, «гордым Бог противится, смиренным же дает благодать» (Иак 4:6). Во-вторых, нам следует жить памятуя о Страшном суде и Втором пришествии Господа. А это значит – все свои поступки стараться сопоставлять с земной жизнью Христа. Проживать день, понимая, что он может быть последним в нашей жизни, а отказ ближнему в помощи или оставление незамеченным нуждающегося, может быть последним выбором в нашей жизни между добром и злом.

Все это необходимо для того, чтобы, мы, представ пред Судом Божиим, услышали с удивлением не суровый приговор,  но пусть с еще большим недоумением слова: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь.

Проповедь студента I курса библейско-богословского отделения магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Иоанна Моисеева, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в День праздника Сретения Господня и Неделю о Страшном суде 15 февраля 2015 года.


Опубликовано 15.02.2015 | Просмотров: 398 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter