Чтец Хорошилов Александр. Крест Христов – великое мерило Божие.

Чтец Хорошилов Александр. Крест Христов – великое мерило Божие.

Святые отцы в своих трудах также писали о мере. Преподобный Григорий Синаит утверждал, что она прекрасна. По выражению святого Максима Исповедника «не пища зло, но чревоугодие… не деньги, но сребролюбие, не слава, но тщеславие, а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления». Нам остается найти эту меру, указанную святыми отцами. В нахождении этой меры нам поможет святой Крест Христов. Крест как великое мерило Божие.


Дорогие отцы, братья и сестры! В сегодняшнее воскресенье, неделю по Воздвижении, мы вновь воздаем благоговейное поклонение Животворящему Кресту Господню. Традиция чествования Креста – глубокая и древняя, восходящая к периоду раннего иерусалимского богослужения. Важнейшим литургическим элементом чествования святого Креста являлось чтение Евангелия, посвященное Крестным страданиям Спасителя. Евангельский отрывок, который мы сегодня слышали, повествует нам о Кресте Господнем, крестном пути, а также нашем следовании за Христом Спасителем. В Евангелии Господь говорит: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк. 8, 34). Прежде чем взять крест свой и идти за Христом нам следует отвергнуться себя: своего эгоизма, тщеславия. При этом Евангелие не побуждает нас отрешиться своей личности или отказаться от всего земного, как поступали ученики Стоической философской школы.

Отвергнувшись себя, Спаситель призывает взять крест свой. Что означает взять крест свой? Святые отцы в лице святителей Филарета Московского, Николая Сербского увидели в этих словах несколько значений. Во-первых, это непрестанное следование за Христом, если это необходимо, вплоть до принятия мученичества. Во-вторых, это перенесение тягот и неудобств, по словам святителя Феофана Затворника, «налегающих… на пути добросовестного исполнения заповедей Господних». Немаловажным значением рассматриваемых евангельских слов является то, что наш крест представляется мерилом правды Божией, и взятие на себя креста означает соблюдение меры во всех наших делах и поступках. По мысли святителя Филарета Московского «крест наш есть нечто подобное тому, что называется Крестом Христовым». О Кресте же Христовом на девятом часе мы слышим следующие слова, написанные художественно-образным языком: «Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся Крест Твой». Как на Голгофе для двух разбойников, так и для нас крест является весами нашего внутреннего состояния, нашей совести, души.

В нашей духовной жизни мы нуждаемся в мере вследствие поврежденной грехом природы. Излишества оказываются болезненными для нашей души: «Какая польза человеку, – слышим мы из евангельского повествования, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Известно, что вопрос о мере, правосудии привлекал внимание еще античных философов. Так, Протагор считал, что «человек есть мера всех вещей». Критерием здесь выступает сам человек, который измеряет все вещи, весь мир. В противоположность антропологическому подходу Протагора Аристотель указывал, что скорее вещи являются мерой для человека, а не сам человек. К примеру, о знании философ писал: «Знание измеряется тем, что познается». По Аристотелю добродетель – это середина между двумя крайностями, которые он называл пороками. Например, мужество – это середина между безрассудством и трусостью, скромность – между бесстыдством и застенчивостью. Таким образом, мера, согласно античному философу, – это добродетель.

Святые отцы в своих трудах также писали о мере. Преподобный Григорий Синаит утверждал, что она прекрасна. По выражению святого Максима Исповедника «не пища зло, но чревоугодие… не деньги, но сребролюбие, не слава, но тщеславие, а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления». Нам остается найти эту меру, указанную святыми отцами. В нахождении этой меры нам поможет святой Крест Христов. Крест как великое мерило Божие. Через Честный Крест, по мысли святителя Иоанна Златоуста, будет осуществляться Страшный Суд Христов. Наша совесть, внутренний голос, как способность нравственного самоконтроля, не всегда определяет границу, меру совершаемых нами поступков. Через Крест Христов нам предоставляется возможность увидеть эту меру. Через Крест мы способны подражать жизни Спасителя, в частности Его добродетели умеренности. Из Евангелия мы знаем, что Христос совершал чудеса, великие деяния в надлежащее время, своевременно. На просьбу Своих братьев пойти в Иудею Господь сказал: «Мое время еще не настало» (Ин. 7, 6). Господь был умеренным в еде и одежде. С другой стороны Христос не чуждался отдыха, подкрепления сил, праздников, когда, например, находился на браке в Кане Галилейской. Господь для нас является великим примером, что мы можем проследить через Крестный путь Спасителя, начиная от Рождества и заканчивая Голгофой. Через образ Креста мы видим пример, образец жизни Спасителя.

Мера нравственности, мера правосудия символично отражены в нашем русском шестиконечном, или восьмиконечном кресте, где нижняя перекладина справа поднята вверх, а слева опущена. Крест знаковым образом представляется перед нами весами, мерой истины. Крест, словно Божий компас, указывает нам верный путь ко Христу Спасителю.

Будем же, братья и сестры, от всего сердца благодарить Господа за то, что Он даровал нам такой великий символ, символ спасения – Славный и Животворящий Честный Крест. Будем осознавать, что Крест Христов является для нас великим мерилом Божиим и правды. Аминь.


Список основной литературы

  1. Григорий Синаит, преп. Наставления безмолвствующим // Христианская психология и антропология. / URL: http://www.xpa-spb.ru/oppspb.html (дата обращения: 09.09.2013).
  2. Иоанн Златоуст, свт. О Кресте и разбойнике. Беседа первая // Christian classics ethereal library. / URL: http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlat21/Cross1.htm (дата обращения: 09.09.2013).
  3. Максим Исповедник, преп. Главы о любви. Сотница третья // Pagez.ru: библиотека трудов святых отцов и учителей Церкви. / URL: http://pagez.ru/lsn/0171 PHP (дата обращения: 09.09.2013).
  4. Николай Сербский (Велимирович), свт. Евангелие о кресте и спасении души // Православие.ru. / URL: http://www.pravoslavie.ru/put/45544.htm (дата обращения: 09.09.2013).
  5. Феофан Затворник, свт. О Кресте. Мысли на каждый день года по церковным чтениям Слова Божия // Православие.ru. / URL: http://www.pravoslavie.ru/put/1650.htm (дата обращения: 09.09.2013).
  6. Филарет Московский, свт. Слово в неделю Крестопоклонную, 1835 г. // Азбука веры. / URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Filaret_Moskovskij/slova_1=120 (дата обращения: 09.09.2013).
  7. Аристотель. Метафизика. Кн. 10. Гл. 1. // Philosophy.ru: философский портал. / URL: http://philosophy.ru/library/aristotle/metaphisic/book10.html (дата обращения: 09.09.2013).

 Проповедь аспиранта II курса Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Хорошилова Александра, произнесенная 29 сентября 2013 года в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией


Опубликовано 29.09.2013 | Просмотров: 192 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter