Архиепископ Верейский Евгений: Задача Церкви — противостоять вызовам современности

Архиепископ Верейский Евгений: Задача Церкви - противостоять вызовам современности

Начинаем публикацию интервью, посвященных Болонскому процессу. Сегодня предлагаем вниманию наших читателей беседу с Председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректором Московской духовной академии, профессором архиепископом Верейским Евгением.

— Ваше Высокопреосвященство, какие первоочередные задачи в связи с интеграцией духовных учебных заведений в Болонский процесс стоят перед Учебным комитетом Русской Православной Церкви? В чем на данный момент заключается главная задача текущих реформ?

Вступая в Болонский процесс, мы входим в образовательное пространство не только нашей страны, но и европейского сообщества в целом. Долгие годы Церковь жила в условиях притеснений со стороны государства, и наша система духовного образования не была исключением. В конце 80-х — начале 90-х годов, получив свободу, мы стали самостоятельно разрабатывать образовательные программы, учебные планы. Но на определенном историческом этапе мы поняли, что можем многое извлечь от общения со светской системой. Поднимая свой уровень, мы в то же время в качестве миссии влияем на светскую систему образования. Сейчас идет дискуссия, насколько это нужно и полезно. Нет ни одной идеальной системы. Есть определенная данность, и она такова, что Россия вошла в Болонский процесс, и вся система отечественного образования будет переходить на новые рельсы. Мы не должны отставать.

Иногда путают схему образования с его содержанием. Согласно схеме выполненного учебного стандарта, мы сможем быть аккредитованными и получить диплом государственного образца. А вот внутреннее содержание — вопрос, решение которого зависит от нас. Поэтому стоит задача сохранить те традиции, которые сложились в нашей системе образования и в Церкви в целом, и преподнести их современному миру. Это своего рода миссия.

— Нет ли опасности в связи с Болонским процессом потери наработанного веками потенциала нашей системы духовного образования?

— Такая опасность существовала всегда. Почему мы думаем, что застрахованы от нее сегодня? Опасность не в системе, понимаемой как схема, как некий скелет образования. Опасность исходит от вызовов современного общества, которые мы можем наблюдать: размывание нравственных корней, влияние средств массовой информации на душу молодого человека, оказывающее разлагающее действие на его нравственное состояние. Задача Церкви — противостоять подобным вызовам современности.

В данном случае, если бы Болонский процесс по своей сути противоречил Православию, мы бы не согласились участвовать в нем. Если на определенном этапе мы поймем, что аккредитация для нас неполезна, можно просто от нее отказаться, и государство не будет выдавать диплом государственного образца. При этом мы не окажемся за бортом законодательного поля нашей страны, поскольку без лицензии мы не имеем права жить, а без аккредитации можем.

— В высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви сложились свои традиции в преподавании тех или иных богословских дисциплин, в воспитании будущих пастырей Церкви. Предусматривает ли Болонский процесс сохранение данных традиций? В какой форме, на Ваш взгляд, сочетаются традиция богословского образования и образовательные западноевропейские принципы Болонского процесса?

— Болонский процесс не ставит целью отмену системы образования того или иного государства. Он лишь унифицирует все системы образования, дает ориентир, понимание того, какому уровню соответствует то или иное учебное заведение. При такой унификации мы сможем более широко пользоваться интеллектуальным потенциалом европейских православных учебных заведений. Нельзя полностью перечеркивать западный опыт. Например, богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов готовы, но не могут принять наших студентов до тех пор, пока нас не признает государство.

— Болонский процесс, так или иначе, подразумевает идею о единстве научного исследования и учебного процесса. Не приведет ли это к «уравниванию» образования богословских учебных заведений Русской Церкви?

— Я думаю, не приведет, а, наоборот, подтолкнет учебные заведения, качество образования в которых уступает другим, стремиться к тем, которые стоят на более высоком уровне. Здесь действует соревновательный принцип в хорошем смысле этого слова. После десятилетий советского режима мы до сих пор не восстановили приходскую жизнь, систему образования. Когда в начале 90-х годов открывались первые духовные учебные заведения, мы не задумывались о том, существует ли для этого необходимая учебно-методическая база, есть ли столовая, жилье для студентов. Сейчас система другая: прежде всего, подготовка, а потом открытие. Если в системе духовного образования не будет никакой централизации, мы рискуем «вариться в собственном соку», оказаться самодостаточными. Я считаю, что вхождение в единое пространство Болонского процесса позволит нам не успокаиваться, а постоянно стремиться к улучшению ситуации.

Беседовал: Вадим Лозовский


Опубликовано 23.12.2010 | Просмотров: 175 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter