Апостолам единонравные

Апостолам единонравные

Сегодняшний день в Церковном календаре, празднуемый как Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, является еще одной яркой гранью ответа на вопрос, который на протяжении долгого времени, в том числе и от проповеди к проповеди, произносимых в стенах нашей Духовной школы, получает свое планомерное развитие. А именно, каким образом человек, следующий за Христом, должен осуществить в жизни самый важный замысел Творца о себе? Как стать святым?

Безусловно, рассуждение на эту тему может показаться достаточно дерзновенным. Мы знаем, что освящение человека, будучи самым важным событием в деле его Спасения, есть процесс таинственный и сокровенный. Кроме того, у каждого человека свой, личный путь ко Спасению. Но вместе с тем, Святая Церковь наряду с великой и освящающей каждого из нас благодатью Святаго Духа, предлагает нам и вполне определенную схему в образе жизни, следуя которой, каждый верующий способен совершать свое освящение в отведенной ему мере. Удивительно, но рекомендации человеку на пути к святости были сформулированы уже на самом начальном этапе существования Церкви Христовой. Они обнаруживают себя, в том числе, и в словах апостола Павла в послании к Евреям, которые мы сегодня слышали за Божественной литургией. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр 13:7). Святая Церковь вторит ему, прославляя великих тружеников на ниве Христовой, именуемых Вселенскими учителями и святителями. Вот яркий пример людей, которые в полной мере смогли реализовать указанный апостолом путь в вечную жизнь.

Определяющее значение и вклад, который эти святители внесли в дело становления учения Святой Православной Церкви, очевидны. Говоря о богословии, исследованиях Священного Писания, развитии литургической практики, стоит отметить, что их вклад в развитие христианского богословия был настолько велик, что все последующие авторы, несмотря на собственные, весьма значительные достижения, по большей части лишь развивали и совершенствовали положения, заложенные этими святыми мужами. Не случайно, восхваляя их жизнь и труды, святитель Прокл Константинопольский, один из ближайших преемников Иоанна Златоуста, восклицал: «Кто же по достоинству может восхвалить этих святых угодников?! Пожалуй, никто, разве кто другой бы такой явился, как и они».

Более того, как говорит нам Предание Церкви, авторитет их был настолько велик, а пастырская деятельность столь разнообразной, что после того, как каждый из них окончил свою земную жизнь, образовались отдельные группы их почитателей, споривших друг с другом о том, кто из этих святых мужей теперь выше в своем предстоянии перед Богом. По этой причине, Святая Церковь и объединила в один день празднование памяти святителей, указывая таким образом, что вклад каждого из них является общим в созидании Тела Церкви Христовой.

Что же в их жизни, стоящей на несоизмеримо высокой для нас нравственной высоте, может стать примером духовного становления и развития для нас? Для тех, кто на несколько лет, покидая родной дом и близких ему людей, находясь в учебных трудах, стремится овладеть тем богатством святоотеческого наследия, которое несет в себе духовное образование?

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же, взывает к нам апостол, — Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца» (Евр13:8-9). Эти слова, красной нитью проходящие через труды святителей, указывают нам на особую важность знания истинного учения Церкви, как залога благодатного освящения человека. По словам святителя Василия Великого, необходимо каждое слово «сличать с учениями, преданными ими от Духа, то, что найдется с ними согласным, принимать, а что им противно, тому не верить и бежать от того, как от врага». Ведь, действительно, как в прошлые времена, так и сегодня существуют опасность и соблазн в философских и, к сожалению, в псевдо-христианских интеллектуальных системах, столь привлекательных своей логической стройностью и кажущейся простотой.

Но не только этим для нас важен пример святителе «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Ев 13:16). Этими словами, апостол указывает на начавшиеся формироваться уже в то время тенденции «неживого» и бездеятельного богословия. И здесь мы вновь видим яркий пример из жизни святителей, чьи научные труды и молитвенные подвиги были сопряжены с беспрецедентными в истории Церкви актам благотворительности и любви к ближнему. По словам святителя Иоанна Златоустого «правая вера возможна только в любви…и без любви рассудочное богословие становится замкнутым лабиринтом». Но и этим не ограничивается для нас пример святителей, как и не ограничен призыв апостола Павла к своим пасомым. Сравнивая жертву Христа с ветхозаветными жертвоприношениями, сжигаемыми вне стана, апостол указывает на жертву Христа, как «жертву совершенную вне врат» (Евр 13:11-12). «Итак, — продолжает апостол, — выйдем к Нему за стан, нося Его поругание… ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13:13-14). Именно эти слова и приближают нас к самой вершине всей жизни святителей, к плодам всех их молитвенных трудов и богословских исследований — это полное уподобление Христу в принятии не только радости богообщения, но в самоотречении до полного послушания воли Бога о себе. По словам святителя Григория Богослова «для человека благочестивого неизбежны скорбь, теснота и лишения». Заметьте, не слава святительского служения, вполне ими заслуженная трудами и ученостью, стала итогом их подвига веры, но отречение от видимого комфорта и собственной безопасности через следование Христу, как залог сохранения внутренней духовной свободы.

Вспомним ответ святителя Василия Великого императору, требовавшему от него поступиться со своей совестью через отречение от правой веры: «Ты мне угрожаешь конфискацией имущества, но оно ничего не значит для человека, который ничего не имеет…Изгнание? Но вся Земля принадлежит Богу, поэтому везде на ней я лишь гость…Смерть? Но она приведет меня к Творцу, для которого я и живу сейчас». Эти слова были сказаны более полутора тысяч лет назад, но как современно они звучат!

Дорогие отцы, братья и сестры! Призыв к святости обращен к каждому из нас. Для этого Церковь Христова своей Благодатью и примером жизни святых угодников являет нам все необходимое на этом пути. Будем же и мы открыты этому призыву, изучая Слово Божие, прося у Него решимости и сил, во всем полагаясь на Его святую волю! Выйдем же за врата своих забот об излишнем комфорте и безопасности к нашему Господу Иисусу Христу, став жителями небесного града, через освящение благодатью Святаго Духа.

Проповедь студента II курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Георгия Бекетова, произнесенная на всенощном бдении в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 12 февраля 2016 г.


Опубликовано 12.02.2016 | Просмотров: 193 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter