Анатолий Холодюк. Святыни германского Лимбурга.

Анатолий Холодюк. Святыни германского Лимбурга.

В статье рассказывается о знаменитой византийской святыне – «Лимбургской ставротеке» и ее Святом Кресте, посохе апостола Петра и других уникальных реликвиях, хранящихся в Святилище Домского собора и Епархиальном музее Лимбурга. Некоторые изложенные в этом материале сведения ранее не публиковались в российской печати.

Вот уже более полувека в небольшой город Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен) самый большой наплыв паломников из двух основных христианских церквей в Германии приходится исключительно на середину сентября. В это время здесь проходит традиционная Неделя Креста, в центре которой находится почитание главной реликвии города – Креста Господня. Основные мероприятия происходят в основанном в 1235 году Кафедральном cоборе святого Георга, называемого местными жителями Домским собором, во всех городских церквах и на открытых площадках города.


Домский собор в Лимбурге

Главная же святыня – «Лимбургская ставротека» с вложенным в нее византийским Святым Крестом (X в.) и другие ценные реликвии неразделенной Церкви хранятся в богатейшем собрании Святилища Домского собора и Епархиального музея, расположеннного совсем неподалеку от Соборной площади. Первоначально этот основанный в 1905 году музей ставил своей главной задачей рассказать с помощью церковных документов и экспонатов об истории создания в 1827 году католического епископства (диоцеза) в Лимбурге. В 2011 году музей значительно расширил свою экспозицию и теперь в шести его залах демонстрируются произведения сакрального искусства из двенадцати столетий, среди них – и бесценные реликвии из Константинополя и Трира.

Византийская ставротека

Небольшое подвальное помещение квадратной формы «Камера реликвий», где тщательно охраняются ставротека и другие реликвии Сокровищницы, своею единственной стальною и массивною дверью с электронными замками чем-то напоминает затемненную часовню-сейф. По ее периметру изготовлены из камня длинные сидения, предназначенные, вероятно, для небольших групп верующих, участвующих здесь в редко проводимых богослужениях. В стилизованной алтарной части этой оригинальной часовни находится большой напрестольный крест с реликвиями. Главная же святыня находится в самом центре – за витринным стеклом специальной тумбы. Ставротека в открытом виде с ее выдвижной крышкой находится в вертикальном положении, поэтому паломники и посетители музея могут обозревать их со всех сторон.


Ставротека

По мнению экспертов, эта заключенная в выставочную витрину ставротека – и есть тот бесценный императорский реликварий из Константинополя, содержащий самые знаменитые в христианском мире части Древа Честного Креста. По месту своего нынешнего хранения византийская святыня получила название «Лимбургская ставротека».

В древние времена в Царьграде эту святыню на праздник Воздвижения Креста Господня выносили для поклонения верующим из императорской сокровищницы патриаршего православного собора во имя святой Софии – Премудрости Божией, (иначе – святой Софии Константинопольской, Айя-Софии). За праздничным богослужением Патриарх, стоя на амвоне посреди храма, воздвигал Святой Крест, составленный из частей Животворящего Древа и вложенный в ставротеку. По данным германского учёного Маттиаса Клофта, эту ставротеку, называемую в народе еще и реликварием, изготовили между 945 – 959 гг. на пожертвования византийских императоров церковно-ювелирные мастера Константинополя. Первоначально она принадлежала императору Константину VII (905 – 959), а позже перешла к его сыну – императору Роману II (938 –963). Владельцем уникальной святыни был и император Василий II Болгаробойца (958 – 1025) – cын императора Романа. Ученые обнаружили на поверхности ставротеки надпись, где упоминается незаконный сын императора Романа I Лакапина ( ок. 870 – 948) Василий Лакапин (2, c. 6), имевший почетный титул проедра и оскопленный по приказу отца в раннем детстве, чтобы он не мог претендовать на императорский титул.

Между 968 и 975 годами византийские мастера основательно подновили ставротеку, увеличили ее размеры по ширине и дополнительно украсили драгоценными камнями и перегородчатой эмалью ( 2, с. 6), что было сделано, вероятно, по инициативе Василия Лпкапина. Приблизительно в это же время на поверхности ставротеки появились специальные ковчежцы-контейнеры, куда поместили 10 ценных реликвий, речь о которых пойдет ниже.


Ставротека с выдвижной крышкой и ковчежцами-контейнерами

Общеизвестно, что «Лимбургская ставротека» была принесена на немецкую землю из Константинополя после завершения Четвертого крестового похода 1202–1204 гг. рыцарем Генрихом Ульменским (ок. 1175–1234). По преданию, этот крестоносец происходил из горной области Айфель, расположенной на западе немецких земель и ограниченной рекой Мозель с юга и Рейном на востоке. Для Генриха Ульменского крестовый поход в превратился из «пути ко Гробу Господню» в разграбление латинянами Константинополя 13 апреля 1204 года. Письменные рассказы участников предыдущих крестовых походов об «изобилии богатств всякого рода, золота, серебра, разнообразных тканей и священных реликвий» Константинополя разжигали воображение и страсть к наживе, чем отличались воины крестоносных армий, среди них был и рыцарь Генрих Ульменский. Подробная информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах в руках у рыцаря из гор Айфеля оказалась ставротека, истории доподлинно неизвестны.

По возвращении крестоносцев из Константинополя византийская святыня находилась во владении Генриха Ульменского, проживавшего с семьей в Ульменском замке, от которого остались только развалины. Ныне в городе Ульмен, расположенном в федеральной земле Рейнлад-Пфальц, имеется улица, увекочившая своим названием имя известного в округе и Германии рыцаря-крестоносца.


Руины замка в Ульмене, где первоначально хранилась ставротека из Константинополя

В 1207 или 1208 году ставротека появилась в епископстве Трира, в августинском женском аббатстве Штубен (1137-1802), располагавшемся на реке Мозель, недалеко от современного населенного пункта Брем. Крестоносец из Ульмена передал великую святыню в дар монастырю Штубен, где находилась и его родная сестра. Сохранились сведения, что в дарственном документе Генриха Ульменского, датированном 1208 годом, имеются несколько витиеватых строк о том, что «вечером накануне праздника в честь св. Лаврентия», даритель признается, что воистину счастлив лишь тот, кто «владеет земными сокровищами и кто надеется посредством их обрести сокровища вечные». Далее Генрих Ульменский пишет, что византийская реликвия является тем единственным сокровищем, которое «дороже его сердцу всех земных владений», но, несмотря на это, он преподносит сокровище в дар женской обители «на благо и во спасение души своей и души его супруги Имгардис (Ирмгарды)».


Руины монастыря Штубен

В 1275 году специально для хранения византийской ставротеки в монастыре Штубен, справа от его главного алтаря, строители воздвигли специальную Крестовую часовню, чьи сохранившиеся до сих пор руины показывают паломникам и туристам.


Руины бывшей Крестовой часовни в монастыре Штубен, где хранилась византийская реликвия

Более пяти столетий ставротека находилась в августинском аббатстве, куда на поклон святыне приходили многочисленные пилигримы из соседних земель. Во времена секуляризации монастырь в 1802 (или 1803) году был упразднен и закрыт. По некоторым данным, святыня временно была передана на хранение во вновь построенную неприступную крепость Эренбрайтштайн, расположенную на высоком берегу Рейна, напротив знаменитого Немецкого угла. Затем византийская cвятыня перешла во владение представителей графского рода Нассау-Вайльбург (позже – герцогство в составе Священной Римской империи, существовавшее самостоятельно до 1866 года). Не позднее 1835 года ставротека вместе с посохом апостола Петра и другими реликвиями в качестве дара была передана герцогoм Вильгельмом I основанному в 1827 году епископству Лимбург, где она и хранится по сегодняшний день. В 1954 году ставротеку отреставривал известный в Мюнхене ювелир Иоганн Михаэль Вильм (1885 -1963). Через пять лет католический епископ Вильхельм Кемпф (1906 -1982) учредил в епархии празднование христианами Святого Креста, которое проходит и по сей день в Лимбурге.

Выставленная в музее «Лимбургская ставротека» весом 11 кг имеет следующие размеры: длина – 48 см, ширина -35 см и высота – 6 см. По данным ученых, деревянной ее основой является сикомор ( 2, с. 4) или так называемая «библейская смоковница». Это дерево из семейства тутовых неоднократно упоминается в Cвященном Писании (Амос.7:14; Ис.9:10). В синодальном переводе Библии сикомор заменен на смоковницу (Лк.19:4) – дерево, на котором сидел Закхей, высматривая на дороге Иисуса Христа. Согласно одной коптской легенде, под сикомором укрылось Святое семейство во время бегства в Египет.

Выдвижная крышка c застежкой внизу имеет несколько декоративных розеток в виде лепестков распустившегося цветка, богато украшенных природными драгоценными камнями: изумрудами сапфирами, гранатами и жемчужинами. Центральная часть крышки украшена 9-ю эмалевыми изображениями святых и имеет перегородки с узорами. Обратная сторона крышки представляет собою защитную мягкую поверхность из белой замши, предохраняющей Святой Крест от повреждений.


Обратная сторона ставротеки. Фото автора

В центре самой ставротеки, в специальном крестообразном углублении, выдолбленном в крепкой древесине сикомора и обитом позолоченным серебром, находится главная реликвия – шестиконечный Святой Крест. Его поверность покрыта 7-ю соединенными между собой тонкими, миллиметровой толщины фрагментами-щепочками Животворящего Честного Древа Господня. Эти святые частицы Древа мастерски вмонтированы и укреплены на деревянной основе креста, cоставленного также из сикомора и обрамленного в золотую оправу с драгоценными камнями.


Фото Святого Креста

На обратной стороне золотого корпуса Святого Креста записаны красивой вязью имена императоров Константина VII и Романа II, что и дало повод немецким ученым датировать его изготовление между 945-959 гг. – времени соправления отца и сына. Слева и справа от Креста находятся эмалевые изображения иерархии небесных чинов. Ученые, исследовавшие поверхность ставротеки, обнаружили на ней надпись следующего содержания: «Как прежде Христос, сокрушив Крестом силы ада, воскресил мёртвых, так и нынче венценосные Его полководцы с Его помощью сокрушают дерзость варваров». По сторонам от крестовидного углубления, среди херувимов и серафимов, находятся 10 правильной формы потайных контейнеров-ковчежцев c открывающимися дверками и предохранительными стеклянными рамками внутри. Они предназначались для хранения в них ценных реликвий из жизни Спасителя и Божией Матери, но в настоящее время ковчежцв пусты. По всему периметру ценной реликвии, имеющей в верхней ее части металлическую петлю для подвешивания, на ее боковых стенках и внизу находятся гравированные письменные и орнаментальные ленты.


Обратная сторона ставротеки

На всем позолоченном поле обратной стороны ставротеки, выгравированы две звезды и между ними большой патриарший крест, украшенный в основании листьями и усиками травянистого растения аканта, произрастающего в Средиземноморье.


Крест-реликварий


Фото креста-реликвария

В той же «Камере реликвий» у центральной его стены находится и большой крест-реликварий с уникальными святынями. Прежде, а именно до 1908 года, они хранились в десяти маленьких контейнерах-ковчежцах на византийской святыне. Одна из надписей на ней гласит, что изображения с перогодчатыми эмалями на реликвии были изготовлены при участии паракипеона, то есть верховного правителя Византии с 945 по 985 год, Василия Лакапина (или Лакапиноса, Лекапеноса; умер ок. 985). По одним данным, первоначально в ставротеке хранились: капли Святой Крови Спасителя на ткани; шип от Тернового венца; часть пеленок Богомладенца; фрагменты убруса для омовения ног и Плащаницы; части плата и пояса Богородицы; части льняного сукна из туники и багряницы Иисуса Христа; часть губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть волос и кровь Иоанна-Крестителя (2, с. 6).

В других источниках встречаются незначительные отличия. Так, на левой стороне византийского реликвария (сверху – вниз) хранились: части Тернового венца Спасителя; пеленок Богомладенца; «гробового покрова» Иисуса Христа (вероятно, имеется в виду не Плащаница, а «Sindon Munda» – т.е. погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте; либо ткань, покрывавшая мраморный Гроб Cпасителя. – Примечание А.Х.); частицы плата Божией Матери и пояса Пресвятой Девы Марии ( «от епископа фон Цела»). На правой стороне хранились частицы: багряницы Иисуса Христа; Плащаницы; губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть пояса Богородицы; часть волос Иоанна-Крестителя (См.:5).

Когда в 1835 году ставротека поступила в Лимбург, в ее ковчежцах находилось всего лишь семь реликвий. В течение ряда столетий некоторые из спрятанных в ставротеке реликвий изымались или обменивались на другие. История происхождения самих реликвий из Византиии до конца не изучена. Некоторые аналогичные реликвии находятся в Ахене, Корнелимюнстере и Кельне. В настоящее время десять реликвий «Лимбургской ставротеки» сохраняются за небольшими кристаллическими окошками в кресте-реликварии.


За окошком креста-реликвария хранится частица багряницы Спасителя. Фото из собрания епископства Лимбург

Он изготовлен в городе Фульда одним из самых известных церковных ювелиров Германии Вильгельмом Раушером (1864-1925), чьи литургические предметы – чаши, дарохранительницы и др. хранятся ныне в ризницах ряда крупных соборов европейских стран.

В «Камере реликвий» хранится и посох апостола Петра (вернее, только его часть, которую специально нарастили. – Примечание А.Х.), а также футляр для него, изготовленный трирскими церковными мастерами.


Посох апостола Петра с футляром-реликварием

Посох длиною около 175 см имеет форму длинного жезла. Он состоит из полого и покрытого золотой фольгой деревянного вала, украшенного золотыми ожерельем и кольцом, а также сферическим навершием, украшенным драгоценными камнями, жемчугом и эмалевыми изображениями.


Навершие посоха апостола Петра

Около 980 года архиепископ Трирский Эгберт (ок. 950–993) распорядился украсить посох драгоценными камнями. Лучшие ювелиры Трира превратили эту ценную реликвию в одно из известных в Германии произведений церковно–ювелирного искусства, изготовленного в традициях Средневековья в областях Рейна и Мааса. Посох святого Петра как уникальная реликвия служил символом власти архиепископов Трира и, вероятно, они не использовали его в качестве обычного епископского посоха. Когда-то этот посох был целым, но в X-м веке его разделили на две одинаковые части, доставшиеся епископствам Кельна и Трира. Этим можно и объяснить, почему ныне в Германии хранятся два посоха апостола Петра в сокровищницах Домских соборов Кельна и Лимбурга. В Кельне хранится деревянный посох.


Деревянный посох апостола Петра, хранящийся в Кельне

Об истории происхождения посоха апостола Петра рассказывает древняя немецкая легенда: апостол Петр послал своих учеников Евхария, Валерия и Матерна миссионерствовать в Галлии. Матерн скончался по дороге, а его спутники возвратились в Рим. ( Согласно другой версии, в Рим возвратился один Евхарий. – Примечание А.Х.). Узнав о случившемся, апостол Петр вручил ученикам свой деревянный посох, который миссионеры приложили к телу Матерна и воскресили его. Другой вариант предания гласит, что Матерн был воскрешен к жизни «странническим или дорожным посохом» апостола Петра. Легенды об этом посохе были широко известны в среде западных христиан, в том числе и польскому писателю Генриху Сенкевичу. Церковные предания вдохновили мастера пера на написание целого романа «Камо грядеши». Вспомним лишь один эпизод из этого литературного произведения.

…Pимские христиане очень боялись, что Петра подвергнут тяжелейшим пыткам и издевательствам и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге Петр увидел идущего к нему навстречу Христа.

«…Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: «Христос! Христос!». И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика: «Quo vadis, Domine?»( Куда идешь, Господи? (Лат.)). До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:»Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо: «Quo vadis, Domine?». «В Рим», – тихо отвечал апостол». 

…Жившие в середине III века Евхарий и Валерий были первыми епископами Трира, а святой Матерн († около 328) стал первым епископом Кельна. Посох апостола Петра считался драгоценной реликвией для обоих епископств, которые не раз оспаривали между собой, где должен храниться апостольский посох. После его разделения часть посоха с навершием хранилась вплоть до 1802 года в ризнице Трирского собора , а потом он попал во владение герцогов Нассау. В середине 30– годов XIX века герцог Вильгельм I подарил знаменитый посох вместе с другими реликвиями основанному в Лимбурге епископству.
Если бы в Россию…

Другие залы Епархиального музея в Лимбурге представляет собою выставку богатых коллекций церковной утвари и предметов религиозного искусства германских ювелиров от Средневековья до XX-го века. Здесь выставлены полотна Ганса Гольбейна Старшего, представлены церковные композиции и произведения в стиле рококо и позднего барокко, средневековые реликварии-бюсты (без мощей), деревянные и терракотовые фигурные группы времен поздней готики и др. В музее проходят исторические и церковные выставки, а его посетителям предлагается принять участие в обсуждении современного искусства Церкви. Сокровищница и Епархиальный музей работают только с середины марта и до середины ноября. В зимние месяцы они закрыты для посетителей. Однако и в другие времена года здесь тоже нет очередей у кассы и у входа в музей. Автором этих строк замечено, что в летнее время в «Камере реликвий» и у витрины византийской ставротеки совсем немноголюдно. На собственном опыте проверено, что сразу же после открытия музея и в первой половине дня у Святого Креста можно, не торонясь, успеть прочитать вслух весь текст акафиста Честному и Животворящему Кресту Господня с молитвой «Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми…», а потом молча – «Слово прп. Ефрема Сирина на Честной и Животворящий Крест» и тебя, за редким исключением, никто из посетителей может вообще не потревожить. Другое дело, когда cреди дня музей посещает группа организованных паломников с экскурсоводом, но таких групп больше всего не здесь, а в Домском соборе, повествование об истории и уникальной архитектуре которого тоже заслуживает особого рассказа.

…Однажды по завершении чтения акафиста у «Лимбургской ставротеки» у автора этих строк возникли такие мысли: «… Вот если бы с Божией помощью из Германии удалось доставить великую христианскую святыню для поклонения православным верующим в России! Окажись и я в центре торжеств в те исторические для Русской Церкви дни, cмог бы, например, простоять день и ночь в огромной очереди, чтобы позже хотя бы в течение нескольких секунд поглядеть на святыню и прочитать перед нею первые слова молитвы Святому Кресту?! Широко известный в церковном мире Фонд святого апостола Андрея Первозванного мог бы взяться за реализацию этой идеи – принесения в пределы Русской Православной Церкви византийской святыни, попытавшись для начала провести переговоры с известными инстанциями на территории Германии…». Именно эти размышления и побудили соотечественника взяться за перо и подготовить для читателей этот небольшой материал о святынях германского Лимбурга, в центре которых – ставротека из Константинополя с самыми знаменитыми в христианском мире частями Древа Честного Креста.


Литература:

  1. Der Dom.Limburg an der Lahn.- .-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2013.
  2. Domschatz und Diözesanmusem. Limburg an der Lahn.-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2008.
  3. B. Kreutz. Heinrich von Ulmen (ca. 1175–1234). Ein Kreuzfahrer zwischen Eifel und Mittelmeer. .В кн: Porträt einer europäischen Kernregion. Der Rhein-Maas-Raum in historischen Lebensbildern. Trier 2006, S. 80–91
  4. Kloft M.-T. Dom und Domschatz in Limburg an der Lahn .- Limburg: Die Blauen Bücher, 2013.
  5. Die Klosterruine Schtuben. – http://www.bremm.info/fl_xga.htm?/staurothek.htm
  6. Ševčenko N. The Limburg Staurothek and its Relics // THYMIAMA. -Athens, 1994, P. 289- 294.


Опубликовано 26.09.2013 | Просмотров: 191 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter