Александр Аникин. Призвание христианина

Александр Аникин. Призвание христианина

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Центральной идеей сегодняшнего Евангелия от Луки звучит тема призвания святого первоверховного апостола Петра. «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк 5:10). Чуть позже, листая страницы Священного Писания, мы столкнемся с событиями обращения ко Христу и остальных апостолов, каждого из которых Господь призвал при различных жизненных обстоятельствах и в разное время, Своим особым, необходимым для каждого способом.

Внешне события, предшествовавшие обращению апостола Петра, не предвещали ничего особого. Проповедь Иисуса Христа только началась, появляются первые ученики, совершаются первые чудеса, и люди, пока что более пораженные исцелением различных болезней и изгнанием нечистых духов, нежели словами Спасителя, только начинают обращать свои сердца к учению Господа. В подобных обстоятельствах был обращен и Симон Петр. Изумленный чудесным ловом рыбы, произошедшим с ним по слову Спасителя, и призванный «…отныне ловить человеков» (Лк 5:10), он оставляет прежнюю жизнь и следует за Господом. Нетрудно понять, какие чувства и переживания были в этот момент на сердце будущего первоверховного апостола. В душе его возгорается тот огонек веры, который делит его жизнь на два совершенно разных отрезка. Он ещё не знает во что, а точнее в Кого, он верит, не знает основания своей веры, но уже движимый ей он оставляет все, что было ранее, и идёт за Спасителем мира. Подобные чувства ещё не совсем осознанной, только зародившейся внутри нас веры испытывали мы в момент нашего призвания.

Несложно вспомнить те события, после которых вектор всех наших устремлений кардинально сместился от каких-то первоначальных, порой эгоистических целей, желаний и жизненных приоритетов к Богу. У каждого из нас это происходило по-разному. Одни воспитывались в вере с рождения, другие пришли в Церковь в определенном возрасте. Для кого-то этот выбор был обусловлен внутренним душевным поиском, кто-то оказался в сложной, подчас казавшейся неразрешимой, жизненной ситуации, а многие пришли в Церковь благодаря близким людям. Каждый из нас в разное время услышал свой особый призыв Господа на служение, в корне поменявший всю нашу жизнь.

Сердце вновь начинает биться сильнее, вспоминая то благоговение и то трепетное состояние души, когда мы впервые переступали порог храма, обращали наши первые, совсем ещё детские по восприятию молитвы к Богу, принимали участие в первых Церковных таинствах и впервые причащались Святых Христовых Таин. В то время у нас не было многого из того, что мы имеем сейчас. Не было ни знаний о том, какой же Он, Бог, не совсем понимали мы, что представляет из себя Церковь, не разбирались во всех тонкостях христианского вероучения и догматической науки. Но в тот момент у нас было нечто несравненно большее, безгранично важнейшее в жизни христианина: была наша горячая, во многом очень наивная и детская вера. Это не означает, что пропорционально полученным знаниям о Боге и Церкви, приобретаемому духовному опыту, мы теряем нашу веру. Наоборот, все эти неотъемлемые части христианской жизни должны подобно плоти крепиться на скелет нашей первоначальной веры и только укреплять её и делать сильнее, но как порой горько и тяжело смотреть на то, что должное расходится с реальным. Вместо благоговейного и ревностного в вере мужчины, способного в будущем встать у кормила церковного или нести церковное послушание, мы получаем скептика, критика и маловера. Вместо благочестивой девушки или женщины, украшенной женскими добродетелями и скромностью, мы получаем далекую от понимания истинных семейных ценностей сплетницу и модницу. Вместо умудрённых долгой жизнью и опытом пожилых людей часто видим в храмах высокомерие и всезнание. С сожалением приходится отмечать, как приобретаемые со временем знания влияют на качественный показатель нашей веры, приземляют её, делают холодной, отличной от той, что испытывали мы в то время, когда впервые услышали призыв Господа последовать за Ним. Знание это огромная ответственность.

Как мы видим из Священного Писания, и апостолы, слышавшие на протяжении последних лет жизни Господа Иисуса Христа его слова и поучения, после Крестной смерти своего Божественного Учителя колебались в вере, и даже первоверховный апостол Петр несколько раннее отрекся от Него на суде. Но затем видим и то, как эти же люди с помощью Божией вновь горящие той первоначальной верой, зажигали такие же огоньки в сердцах людей и приводили к Богу целые народы. Нам жизненно необходимо поддерживать этот огонек в наших сердцах. Именно сейчас учиться сообразовывать нашу веру и знания без ущерба для первой. Духовная жизнь динамична, это видно из нашего личного опыта и примера святых. Мы никогда не стоим на месте. Мы или приземляем своё внутреннее состояние до мирских интересов, имеющих ценность только в этой кратковременной жизни и ведущих к погибели души, или внимаем учению Церкви, опыту святых и поддерживаем в себе веру, тем самым возрастая в Боге и исполняя Его замысел о всех нас, зовущий каждого по силам и на своем месте служения, соразмерно с нашими талантами и возможностями сделаться ловцами человеков, в чем да поможет нам Господь молитвами святого первоверховного апостола Петра. Аминь.

// Проповедь студента II курса Санкт-Петербургской православной духовной академии Александра Аникина, произнесенная 7 октября 2012 года в Иоанно-Богословском академическом храме за Божественной литургией


Опубликовано 07.10.2012 | Просмотров: 195 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter