В Великий Четверг епископ Амвросий совершил уставные богослужения и чин омовения ног

Вечером 20 апреля и утром 21 апреля 2011 г. ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий совершил уставные богослужения Великого Четверга Страстной седмицы, а также возвел проректора по учебной работе священника Владимира Хулапа в сан протоиерея. (видео)

В среду вечером в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова были совершены малое повечерие, утреня и присоединенный к ней первый час, также были прочитаны каноны ко причащению.

После чтения канона диаконы Кирилл Журавлев, Глеб Санюк, монах Матфей (Шаров) в сопровождении смешанного  хора исполнили светилен «Чертог Твой».

На малом повечерии Трипеснец Триоди творения прп. Андрея Критского и канон на утрени прочитал епископ Амвросий.

В Великий Четверг, после чтения 3-го, 6-го и 9-го часа и изобразительных началась вечерня с Литургией Василия Великого.

Его Преосвященству сослужили преподаватели и студенты в священном сане: проректор по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, архимандрит Софроний (Смук), и.о. секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Димитрий Сизоненко, иеромонахи Кирилл иМефодий (Зинковские), Геннадий (Поляков), Амвросий (Хорозидис) и Серафим (Бубнов), священники Максим Квасов, Андрей Парафенюк, Сергий Петров, Александр Кузнецов, Алексий Раздоров, диаконыКирилл Журавлев, Глеб Санюк и Василий Соколов, иеродиакон Николай (Дроздов).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на малом входе священник Владимир Хулап епископом Гатчинским Амвросием был возведен в сан протоиерея.

После чтения Евангелия протоиерей Владимир Хулап обратился к молящимся с проповедью (аудио).

За богослужением пели мужской хор под управлением монаха Матфея (Шарова), женский хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной), смешанный хор под управлением И.Ю. Хмелевской.

После чтения 33-го псалма к молящимся с проповедью обратился священник Алексий Раздоров.

По окончании чтения заамвонной молитвы епископ Гатчинский Амвросий совершил чин умовения ног.

По окончании богослужения Его Преосвященство поздравил молящихся с принятием Святых Христовых Таин.

Пресс-служба СПбПДА

 

О чине омовения ног

Чин омовения ног — редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается также в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.

По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части «Архиерейского чиновника», Чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг.

После пения «Буди имя Господне» архиерей садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.

Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет умилительную стихиру «Союзом любве» и другие песнопения Великого Четверга.

После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: «о еже освятитися умовению сему». После ектении архиерей читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей. Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» предстоятель снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия он берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно.

Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент архиерей поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.

Когда же он доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что предстоятель отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих».

Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от Патриарха: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего архиерей говорит: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси» и умывает ноги старшему священнику.

После омовения священники садятся на свои места, а предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения.


Опубликовано 21.04.2011 | Просмотров: 132 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter