В Неделю святителя Григория Паламы в академическом храме совершены священническая и диаконская хиротонии

В Неделю святителя Григория Паламы в академическом храме совершены священническая и диаконская хиротонии

Во вторую неделю Святой Четыредесятницы Церковь Христова празднует память одного из величайших богословов восточного христианства – Фессалоникийского архиепископа Григория Паламы, изложившего и мужественно отстоявшего православное учение о действии благодати Божией в мире и возможности для человека быть ее причастником.

В Неделю святителя Григория Паламы в академическом храме совершены священническая и диаконская хиротонии

7-8 марта 2015 года в домовых храмах Санкт-Петербургской православной духовной академии прошли всенощное бдение и Божественная литургия второй Недели Великого поста. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова богослужения совершил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. За Литургией владыка рукоположил студента 4 курса бакалавриата диакона Владимира Первушина-фон-Дитц в сан пресвитера, а магистранта II курса церковно-практического отделения иподиакона Рустика Антонова возвел в сан диакона.

Накануне в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий в сослужении протоиерея Виталия Грищука,  проректора по воспитательной работе, иеромонаха Марка (Святогорова), старшего помощника инспектора, и духовенства академического храма совершил воскресное всенощное бдение.

В Неделю святителя Григория Паламы в академическом храме совершены священническая и диаконская хиротонии

В память святителя Григория Паламы учащиеся Факультета иностранных студентов Духовной академии архимандрит Тимофей (Цисмалидис) и Мильтиадис Драйнакис исполнили тропарь святого на «Бог Господь» и великое славословие византийским распевом на греческом языке.

Перед чтением первого часа архиепископ Амвросий возвел чтеца Рустика Антонова в иподиакона.

В воскресный день за Божественной литургией святителя Василия Великого владыке ректору сослужили: архимандрит Софроний (Смук); архимандрит Тимофей (Цисмалидис); иеромонах Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе; священник Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Евгений Миози и Александр Дорохов; протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Герман Ранне и Владимир Первушин-фон-Дитц.

Пели мужской хор Духовной академии под управлением студента 3 курса бакалавриата Марка Качанкина и смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной). В храме молились сотрудники и студенты всех отделений Духовной академии, прихожане академического храма.

После чтения Евангелия магистрант курса библейско-богословского отделения чтец Сергей Пономарев произнес проповедь.

За Литургией духовенство, учащиеся и прихожане академического храма молились о мире на Украине – после сугубой ектении архиепископ Амвросий прочитал молитву об утешении  страждущего братского народа, о скорейшем прекращении вражды и ненависти.

На заупокойной ектении Духовная академия молилась об упокоении новопреставленных митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила и настоятеля Тихвинского монастыря архимандрита Евфимия (Шашорина).

В Неделю святителя Григория Паламы в академическом храме совершены священническая и диаконская хиротонии

После великого входа владыка ректор рукоположил диакона Владимира Первушина-фон-Дитц во пресвитера, а по окончании евхаристического канона совершил диаконскую хиротонию иподиакона Рустика Антонова.

Обращаясь к молящимся с архипастырским словом после литургийного отпуста, владыка подчеркнул, что вспоминая во вторую Неделю Святого поста память святителя Григория Паламы, посвятившего жизнь опытному познанию действия в человеке Божественной благодати, Церковь напоминает своим чадам, что каждый христианин призван к тому, чтобы увидеть духовными очами нетварный Фаворский Свет благодати и через восприятие благодати достичь цели человеческой жизни – обожения.

«Всех Вас, дорогие отцы, братья и сестры, хочу поздравить с воскресным днем и днем памяти святителя Григория Паламы, говоря о котором, мы мысленно переносимся в лето, в тот самый период, когда Церковь празднует Преображение Господне, потому что с именем святителя связано учение о нетварном свете, просвещающем всякого человека, грядущего в мир, том свете,  который всякий человек, способен узреть настолько, насколько он очистит свое сердце. “Сердце чисто созижди во мне Боже и дух правды обнови во утробе моей…” Эти слова мы произносим каждый день, может быть и по несколько раз, но к сожалению, не всегда задумываясь над их значением,  заключающемся для нас в том, что мы подобно Петру, Иакову и Иоанну можем узреть этот нетварный свет Божества, явленный на горе Преображения. Видение ими нетварного света означает, что не сколько Христос – Истинный и Неизменный Бог, преобразился перед ними, но то, что  Он открыл им то внутреннее зрение, которое потенциально есть в каждом человеке, те глаза, которые способны увидеть нетварный свет, но зачастую по нашей свободной  воле закрыты пеленой греховности. Только чистые сердцем узрят Бога, узрят Его не в виде осязаемых образов, от чего предостерегает нас Церковь голосом подвижников и отцов, а подобно тому, как видели Бога святые апостолы, преподобные Силуан Афонский и Серафим Саровский и многие другие подвижники благочестия, подвиг которых кажется нам недосягаемым. Однако же на самом деле результат этого подвига может быть достигнут и каждым из нас в меру очищения нашего сердца, в меру того, насколько Дух правый “обновится во утробе нашей”. 

Один из насельников Св. горы Афон, выступавший против мирского правительства на этом монашеском полуострове, приводил очень сильные аргументы, говоря о том, что монашество, а особенно афонское, должно всегда оставаться исихастичным. Именно исихия (от др. греч. ἡσυχία – тишина, спокойствие) – практика умно-сердечной молитвы, приводящей к созерцанию нетварного Света, – главный признак монашеского делания.

Продолжая эту мысль можно говорить о том, что не только монахи призваны к зрению Бога чистым сердцем, но и все мы призваны к главной цели нашей жизни – обожению. И если западный образ жизни даже в христианской среде направляет человека на внешнее делание, которое, безусловно, является признаком, выражением внутреннего состояния, хотя и может абсолютно свободно и благополучно существовать без  внутреннего состояния, то Православная Церковь призывает выйти не во вне, а углубиться в себя и именно из этой глубины потом выходить в мир, делами и словами свидетельствуя о том опыте богообщения, через который прошли многие святые отцы и подвижники нашей Церкви. 

В этом смысле исихастична должна быть вся Церковь и ее служители и особенно те, кто учится и стремится стать священником или церковнослужителем. Ведь не секрет, что можно проучиться четыре года, восемь и более лет, можно даже прослужить всю жизнь у престола Божия внешним образом, подчас даже искренне, имея особые озарения и просветления в определенные моменты своей жизни, и остаться абсолютно глухим к опыту Восточной Церкви, остаться абсолютно слепым перед светящим нетварным светом Божества. Об этом очень хорошо говорил свт. Игнатий Брянчининов, критикуя духовные учебные заведения, которые, осуществляя свою внешнюю деятельность, не сообщали воспитанникам ни опыта молитвы, ни опыта зрения своих собственных грехов, ни опыта предстояния перед Богом. Можно по многу раз в течение дня заходить в храм, в течение всей учебы много времени проводить там, но так и не научиться молиться, так не испытать те плоды Духа, которые есть мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание.  

Вчера вечером во время богослужения, и особенно после него, после трапезы, когда как будто какая-то внутренняя сила вырвалась на свободу и огласила шумом эти стены, я вспомнил о том времени, когда нес послушание регента хора, временами тяготившее меня тем, что в хоре пели люди, далекие от опыта церковной жизни. Когда проходила Страстная седмица или первая седмица Великого Поста, они вроде как приходили в себя, как-то удавалось привести их в некое особое состояние, но и через неделю, когда мы снова встречались с ними на спевке и на службе, я не знал, что с ними делать. Рассеяние, опустошение, внутренняя растрепанность, которую они приобретали в последующие дни вне опыта молитвенной жизни Церкви, очень сильно ощущалось, она не давала сделать пение по-настоящему церковным, по-настоящему осмысленным и подвигающим к молитве. 

То же самое, отчасти, произошло и с нами во вторую седмицу Великого Поста. Очень многое в нашей жизни имеет смысл: то, как говорится слово, то, какие жесты мы совершаем, то насколько громко мы произносим слова, кричим, радуемся, или наоборот высказываем негодование – все это свидетельствует о нашем внутреннем состоянии. Вчера, когда после ужина в храме совершалась исповедь, а выходящие из трапезы студенты начали громко что-то обсуждать, громко произносить какие-то фразы и даже кричать, это вновь напомнило мне печальный опыт управления хором, когда с таким трудом построенный домик внутреннего состояния человека легко разрушался, и приходилось все строить заново. 

В нашей жизни так происходит постоянно, и мы призваны не только сами строить домик своего сердца, но и способствовать в этом и другим людям – насколько нам позволяет мудрость, насколько у самих хватает сил. Но мы должны не забывать главного: цель нашей жизни – это обожение, и все в нашей жизни должно служить именно этой цели. Что бы мы ни делали в Церкви или в повседневной своей жизни, нам следует думать только об этом, потому что Господь уже определил нас, как народ избранный, как царственное священство. Шествуя к обожению многотрудным путем очищения сердца, мы должны во всякое время и на всякий час памятовать о том, что в ответ на эти, может быть, многолетние усилия Господь  обязательно даст узреть нетварный Божественный свет. И та радость истинной жизни, которую мы получим через приобщение этому Свету, станет ответом на все наши усилия, на все наши борения, на все наши страдания переживания и скорби, превзойдя по силе своей годы всей нашей жизни, все то, что было тяжелым и что так нам с трудом давалось». 

Архиепископ Амвросий сердечно поздравил с хиротониями священника Владимира и диакона Рустика, пожелав им благословения и помощи Божией искренне и ревностно продолжать служение Господу и Его Святой Церкви.

Также архиепископ Амвросий со словами поздравления обратился к сотрудницам, студенткам Духовной академии и прихожанкам академического храма. Владыка подчеркнул, что Православная Церковь не отмечает праздник 8 марта как женский день, однако следуя заповеди любви к ближним и во внимание к тому, что традиция даты прочно вошла в сознание наших сограждан, подарить любимым женщинам внимание, радость и цветы не является чем-то предосудительным и недопустимым.

В Неделю святителя Григория Паламы в академическом храме совершены священническая и диаконская хиротонии

По благословению владыки ректора всем девушкам и женщинам – участницам сегодняшнего богослужения в академических храмах, были подарены тюльпаны.

В храме Двенадцати апостолов богослужения совершил священник Александр Кузнецов в сослужении иеромонахов Варфоломея (Магницкого) и Сергия (Шардакова); иеродиаконов Феодосия (Желновачева) и Владимира (Палибрка); диаконов Евгения Мельникова и Антония Данилова.

В Неделю святителя Григория Паламы в академическом храме совершены священническая и диаконская хиротонии

Пел женский хор под управлением Лидии Масловой.

Проповедь по запричастном стихе произнес магистрант I  курса библейско-богословского отделения иеродиакон Феодосий (Желновачев).

О святителе Григории Паламе

Празднуя память святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста, в то время как на Первой неделе празднуется Торжество Православия, Святая Церковь оценивает деятельность святителя подобно второй победе Православной веры, тем самым свидетельствуя о значении его трудов для Вселенского Православия.

Святитель Григорий родился в конце XIII века в благочестивой аристократической семье. Его отец, Константин Палама, был сенатором императора Андронника II, при дворе которого Григорий получил воспитание и образование. Около 1316 г. Григорий решается оставить мир и стать монахом. Местом подвигов он избирает Афон, который в XIII веке уже стал широко известным духовным центром православного монашества, а также, благодаря научным богатствам монастырских библиотек, одним из важнейших интеллектуальных центров православного мира. На Афоне получил не только духовное воспитание, но и глубокое интеллектуальное образование в патристике и других богословских предметах.

На Афоне Григорий следует практике исихастов – делателей Иисусовой молитвы. Традиция Иисусовой молитвы восходила к первым египетским монахам (конец III в.), к Евагрию Понтийскому (IV в.), к преп. Иоанну Лествичнику (VII в.) и к преп. Симеону Новому Богослову (948-1022). Впоследствии она раскрывается в трудах и жизни преп. Никифора Исихаста (XIII в.).

В то время через своих учеников Григорий получает несколько трактатов Варлаама Калабрийца – ученого-богослова, получившего образование в латинских странах, но в противоположность Западному богословию жестко и решительно выступавшего против схоластических методов в богословии и любых попыток как рационального, так и вообще любого познания Божества. Он был приверженцем и проповедником крайнего апофатического богословия, отрицающего любую возможность для человеческого разума постичь Божественные тайн, так как это познание предполагает единение с самой сущностью Божества. Варлаам отвергал способность человека к богопознанию, так как, по его мнению, причастие Божеству невозможно. В своих сочинениях калабриец нападал не только на Западных схоластов, но и на Восточных подвижников, в особенности исихастов, считая их молитвенные практики безумными и бессмысленными, а цель недостижимой.

Однако Григорий решительно восстал против такого взгляда. Опираясь на огромный святоотеческий опыт, он написал несколько трудов, где доказал, что Бог может открываться людям и как человек может стать причастником Божества. Григорий писал, что человек является единым целым, единством духа, души и тела. При этом дух человека неотделим от жизни Самого Бога – от Духа Святого. Если человек отказывается от этого природного, естественного родства с Богом, то он подвергает себя смерти, теряет свою человечность. Ипостась Логоса принимает на себя человеческую природу, умирает, а затем воскресает из мертвых. Хотя человеку открыто и нравственное учение, но достигнуть его человеческими силами невозможно. Спасение дается нам лишь через причастие Христу.

Но что это за причастие? Причастие чему? Божественной природе? Или чему-то иному? Некоторые, отвечая на этот вопрос, утверждали, что человек действительно причащается Божественной природе, Божественной сущности. Св. Григорий Палама отвечал, что мы причащаемся особым Божественным энергиям. Лишь три Ипостаси Божества участвуют в Божественной сущности. Ни одна тварь, по определению, не в состоянии войти в сущность Божества, иначе она перестала бы быть тварью. Следовательно, обожение подразумевает благодать, или энергию Божества. Энергия – видимое проявление всякой природы. Нет предметов, не обладающих энергией; напротив, при отсутствии энергии перестает существовать и сам предмет. Природа Спасителя – Божественна, Его энергии божественны и нетварны. На Фаворской горе нетварный Свет Божества пронзает человеческую природу Иисуса, а после искупительной жертвы Спасителя он становится доступен каждому человеку, обращающему все свое существо, все свои силы к Созерцанию Божества. Божественность и есть нетварность, это качество, способное передаваться от одной природы к другой. Обожение означает процесс, когда тварь, причащаясь Богу, обретает «божественность», становится «нетварной», приобщается вечной жизни. Благодать не является чем-то внешним по отношению к Богу – она есть Сам Бог. Пребывая во Христе, мы тоже приобретаем божественную природу по благодати. Божественные энергии не сотворены, не сделаны из ничего, но вечно изливаются из самой сущности Пресвятой Троицы. Они являются в какой-то степени «переизбытком» Божественной природы, Которая не может ограничить себя, Которая больше, чем ее сущность. И стать причастником этой энергии призван каждый из нас.

Впоследствии учение Григория вызвало многочисленные споры в церковной среде. Было созвано несколько соборов Восточной церкви. После тщательного изучения отцами Церкви на соборе 1341 г. в Константинополе взгляды Григория Паламы были приняты в качестве церковного учения Восточной православной церкви.

Сам же св. Григорий в мае 1347 г. был хиротонисан в архиепископы города Фессалоники. Как пастырь он отличался добротой и состраданием. Его проповеди отличались ясностью, простотой и глубиной содержания. Святитель уделял много внимания социальным проблемам своей паствы. Он скончался в Салониках 27 ноября 1359 г. Через 9 лет Вселенский Патриарх Филофей Коккин – ученик и друг святителя Григория, канонизировал своего учителя, причислив его к лику святых Греческой Церкви.

Практика петь службу святителю Григорию Паламе во Вторую неделю Великого поста возникла не ранее 2-й полвины XV века. В России же она распространилась после Церковной и богослужебной реформы, проведенной в соответствии с новыми греческими богослужебными книгами в XVII веке.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 08.03.2015 | Просмотров: 1 047 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter