В Духовной Академии совершено уставное всенощное бдение в соответствии с Типиконом

В Духовной Академии совершено уставное всенощное бдение в соответствие с Типиконом

14 октября 2015 года Святая Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Накануне и в день празднования памятного события явления Божией Матери святому Андрею во время богослужения во Влахернской церкви в 910 году, в двух академических храмах прошли торжественные богослужения.

В ночь с 13 на 14 октября 2015 года в храме Двенадцати апостолов было совершено всенощное бдение в соответствии со всеми требованиями Типикона и Божественная литургия. Богослужение возглавил иеромонах Афанасий (Букин) в сослужении иеромонаха Сергия (Иванова), священника Филиппа (Порубаева), иеродиакона Алексия (Дурнева).
В Духовной Академии совершено уставное всенощное бдение в соответствие с Типиконом

Богослужение началось чтением 9-го часа и малой вечерней. После трапезы молящиеся вернулись в храм и было отслужено всенощное бдение по всем требованиям Типикона, которое продлилось с 22:00 до 4:00.

На утрене, после третьей песни канона в соответствии с Уставом были прочитаны жития апостола от семидесяти Анании, преподобного Романа Сладкопевца и выпускника Санкт-Петербургской Духовной Академии священномученика Алексия Ставровского.

По окончании бдения были совершены службы 1, 3 и 6-го часов, и Божественная литургия.

После чтения Евангелия иеромонах Афанасий (Букин) обратился к молящимся со словом проповеди, в котором призвал каждого сохранить в сердце те духовные переживания и особое понимание богослужения, которые в эту ночь почувствовали все молящиеся.

В Духовной Академии совершено уставное всенощное бдение в соответствие с Типиконом

В Санкт-Петербургской Духовной Академии подобное уставное богослужение совершается во второй раз. В прошлом учебном году участники богослужения выразили надежду на повторение подобной службы. В связи с этим по благословению ректора Академии Архиепископа Петергофского Амвросия таким богослужением студенты встретили праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В Духовной Академии совершено уставное всенощное бдение в соответствие с Типиконом

Всенощное бдение накануне праздника и Литургию в торжественный день в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил архимандрит Софроний (Смук). Ему сослужили: иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Александр Кузнецов; иеромонах Виталий (Морозов); священники Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Юй; иеродиаконы Лука (Пронских), Владимир (Палибрк) и диакон Сергий Муравьев.

За богослужениями пели смешанный хор Академии под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.

В Духовной Академии совершено уставное всенощное бдение в соответствие с Типиконом

По окончании Литургии в храме Иоанна Богослова было пропето славление в честь праздника Покрова Пречистой Владычицы нашей Богородицы, после которого с проповедью к присутствующим обратился иеромонах Виталий (Морозов):

«Нынешний праздник особо чтим не только в Константинополе. Удивительно видеть, с каким пламенным сердцем обращаются верующие люди к Божьей Матери именно в этот день. Ее забота и милосердие – вот то, чем сегодня согреваются сердца христиан.

Святитель Димитрий Ростовский сказал удивительные слова: «Всегда Она на небе, ибо стерла главу невидимого змия и попрала адскую силу. Сильна Она и на земле, ибо своими молитвами связывает невидимого Бога с людьми. Известный ученый, профессор, доктор математических наук, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры старец иеросхимонах Моисей (Боголюбов), в своем удивительном труде «Заступница Усердная» написал такие строки о Матери Света:

«Казалось бы, после смерти Христа, жизнь Богородицы должна была бы уподобиться жизням сотен других матерей, потерявших своих сыновей. Беcконечная скорбь по почившему, жизнь, ушедшая в воспоминания… Но нет, Ее великой душе был открыт новый подвиг – светлая, творческая, радостная жизнь, подвиг спасения людей. Указывая на то, томящимся в сомнениях, Господь дал уверовавшим в Него право называть Его Мать своей Матерью. В моменты Своего великого страдания Господь дал Ей право молитвы и обещание, что последняя будет услышана за каждого слабого, падшего, вечно нуждающегося в защите и помощи. Господь как-то сказал: «Все им прости безграничностью Своей Материнской любви».

Дорогие братья и сестры! Помолимся перед образом Покрова Пресвятой Богородицы, попросим Ее благодатного покрова и заступничества во всех обстояниях нашей жизни. Храни вас Господь!».

Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Божией Матери – один из самых почитаемых Богородичных праздников в Русской Церкви. Он имеет очень интересную историю. Его происхождение относится к X веку и связано с явлением Пречистой Владычицы святому Андрею, Христа ради юродивому, во время богослужения во Влахернской церкви Константинополя. Это произошло в 910, по некоторым источникам в 902 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, в то время, когда Византийская империя вела войну с сарацинами. (Хотя в Русском церковном предании существует склонность отождествлять время этого чудесного явления Богородицы со временем похода на Константинополь киевского князя Аскольда или же полулегендарным походом Вещего Олега).

В Духовной Академии совершено уставное всенощное бдение в соответствие с Типиконом

Скорее всего, в народном сознании произошло смешение двух разделенных несколькими десятилетиями событий: спасения Константинополя от войск Аскольда (около 860 года) и видения Андрея Юродивого (самый конец IX — начало X веков).

Однако исторические разногласия по данному вопросу не влияют на суть праздника. Находясь в крайней опасности и не рассчитывая уже на собственные силы, жители города во множестве поспешили во Влахернский храм, где хранилась величайшая святыня христианского мира – пояс Пресвятой Владычицы. В числе молившихся был святой Андрей, Христа ради юродивый. В четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, Андрей увидел идущую по воздуху в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова Пресвятую Богородицу, озарённую Небесным Светом и окружённую ангелами и сонмом святых. Пречистая Владычица, спустившись к престолу, сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, свидетельствуя тем самым о том, что своими молитвами она непрестанно защищает человеческий род от врагов видимых и невидимых.

Интересно отметить, что в самой Византийской империи традиция праздника Покрова Пресвятой Богородицы не сохранилась. На Руси, напротив, начиная с ХII века и по сей день , Покров остается одним из самых любимых и празднуемых дней Церковного календаря. История появления этого праздника в нашем Отечестве связана с именем князя Андрея Боголюбского. Узнав из жития своего небесного покровителя о чудесном предстательстве Пресвятой Богородицы, князь Андрей, в благодарность за одержанные в войне с камскими болгарами в 1164 году победы, установил в честь этого события церковный праздник. В одной из рукописей ХII века приводятся такие слова князя: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». О том, что праздник быстро получил общее признание и широкое распространение, свидетельствует тот факт, что вскоре после установления Покрову стали посвящать вновь построенные храмы, первый из которых – храм «Покрова на Нерли», построенный князем Андреем в память о погибшем в лютой сече юном сыне. До сего дня эта жемчужина древнерусского зодчества продолжает поражать нас своей неземной красотой и совершенством форм, дивной гармонией с окружающей природой.

Такое необыкновенное внимание русских христиан к чудесному событию, произошедшему с враждебным народом и в тех условиях противостояния имевшему противоположный национальным интересам итог, такая торжественно отмечаемая память об уязвляющей историческую память неудаче свидетельствуют о том глубинном, чистейшем понимании христианства, как свободного от национальных, политических, идеологических установок, которое было свойственно нашим предкам в те времена. Это было и есть то единственно верное понимание надмирного и наднационального Царства Божия на земле, где, по слову апостола, «нет ни эллина, ни иудея, <…> нет варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». (Кол. 3:11)

Почитание праздника Покрова Пресвятой Владычицы говорит и о том особенном отношении наших отцов к Матери Божией, как к Заступнице и Ходатаице, об их горячей любви к Ней, в полной мере ощущение силы Ее молитв, Ее предстательства, Ее заступничества перед Сыном и Богом.

Во все времена, даже в годы самого разгула отчаянного богоборчества, в годы торжества сатанинской злобы и ненависти, истинно верующие русские люди свято верили в то, что Пресвятая Богородица простирает над нашей многострадальной землей свой Пречистый омофор. Эти полные надежды и любви чаяния нашли свое отражение в замечательных словах известного русского богослова и мыслителя ХХ века протоиерея Сергия Булгакова, произнесенных им в самом начале безбожного антирелигиозного беснования на нашей земле: «…Не только тысячу лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром, и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. <…> Грех и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания…».

Стоит отметить, что, как уже было сказано выше, долгое время праздник Покрова, несмотря на греческие корни, отмечался только в России. Но в нынешнем веке он вернулся и в Греческую Церковь. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, во свидетельство о явном заступничестве Пресвятой Богородицы в годы Второй Мировой войны, помогшей греческому народу освободиться от фашистских завоевателей. В честь праздника составлена особая служба. Особо почитается праздник Покрова и на Святой Горе Афон.

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 14.10.2015 | Просмотров: 1 030 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter