В Духовной Академии совершена Литургия апостола Иакова

В Духовной Академии совершена Литургия апостола Иакова

5 ноября 2015 года, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию по чину апостола Иакова, брата Господня.

В Духовной Академии совершена Литургия апостола Иакова

Архиерею сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк и Константин Щербак; иеромонахи Варфоломей (Магницкий) и Никодим (Хмыров); священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов), Феодосий (Желновачев) и Лука (Пронских); священники Владимир Первушин-фон-Дитц, Александр Юй, Евгений Мельников и Филипп Порубаев; протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ранне; иеродиаконы Владимир (Палибрк) и Алексий (Дурнев); диаконы Сергий Муравьев и Георгий Хомицкий.

В Духовной Академии совершена Литургия апостола Иакова

За богослужением пели три академических хора, в храме молились студенты всех отделений Духовной академии, прихожане и гости домового храма Академии. Многие из числа молящихся приобщились Святых Таин.

В Духовной Академии совершена Литургия апостола Иакова

После окончания богослужения архиепископ Амвросий поблагодарил участников Литургии за совместную молитву и поздравил с принятием Святых Тела и Крови Господа и Спасителя нашего.

В Духовной Академии совершена Литургия апостола Иакова


Литургия апостола Иакова несколько отличается от чинопоследований поздних Литургий византийского типа – святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. За Литургией апостола Иакова Священное Писание, в том числе чтение из Ветхого Завета, читается в центре храма лицом к народу, а причащение прихожан совершается отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, как это было принято до V века.

В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, складывался богослужебный чин. Таким образом, образовывались, «выкристаллизовывались» чинопоследования литургий, которые носили имена апостолов. Например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова.

Святой Иаков, составитель литургического чина, был сыном святого праведного Иосифа Обручника от его первой жены, и потому в Евангелии он называется братом Господним. Согласно Преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме – городе, имеющем очень важное значение для христианского мира. Свою жизнь он окончил около 64 года мученической смертью: иудейские начальники сбросили его с портика иерусалимского храма.

Именно апостолу Иакову, брату Господню, Предание приписывает составление древнего чина Божественной литургии, который в первые столетия христианства, вплоть до IX века, был распространен чрезвычайно широко: Литургия апостола Иакова совершалась в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой горе Синай. Однако, начиная с IX века, она почти повсеместно вытесняется.

В России до XX века эту Литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия был подготовлен ее богослужебный перевод, а также песнопения на церковнославянском языке. Впервые в переведенном виде эта Литургия была совершена в Белграде. Примечательно то, в какой тяжелейший период для Русской Церкви начала совершаться Литургия апостола Иакова. Вот какие удивительные, наполненные болью, но и надеждой строки мы встречаем в послесловии к церковнославянскому переводу: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда Церковь Русская в гонении и рассеянии обретается, Литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельми умилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша».

С того времени и начинается возрождение этого редчайшего чина: сначала в Русских Церквах за рубежом, потом, в 70-80-е годы XX века, в Санкт-Петербургской Духовной Академии, где подобная практика возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Долгое время Литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной академии Северной столицы, однако в 90-е годы совершение этой Литургии прекратилось. Впервые после многолетнего перерыва, 5 ноября 2010 года, в академическом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Литургию по чину апостола Иакова, брата Господня, совершил назначенный в 2008 году ректором Духовной Академии епископ Гатчинский Амвросий (ныне архиепископ Петергофский). С тех пор традиция ежегодного служения этой Литургии в стенах Санкт-Петербургской духовной академии не прекращается.

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 05.11.2015 | Просмотров: 1 025 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter