В духовной академии совершена Божественная литургия Великой Субботы

4 мая 2013 года в храме Санкт-Петербургской духовной академии были совершены богослужения Великой Субботы: часы, изобразительны и Божественная литургия свт. Василия Великого в соединении с вечерней.

Служение литургии возглавил епископ Петергофский Амвросий.

Его Преосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и Иларион (Резниченко); священники Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Глеб Санюк, Алексий Красавин, Александр Зиновкин и Иоанн Тарасов; протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Герман Ранне, Андрей Волков, Сергий Мороко; иеродиаконы Виталий (Морозов), Афанасий (Букин) и Сергий (Иванов).

Этот день особенный в Страстной седмице. В богослужебном обиходе, в том числе и великопостном, суббота всегда стоит немного особняком и отличается от прочих седмичных дней. Но Великая Суббота совершенно неповторимый день – это пасхальное предпразднество.

Наступившая вечерня Великой Субботы венчает первою, можно сказать уже пасхальною, литургию Василия Великого. После малого входа с Евангелием перед Плащаницей читаются пятнадцать ветхозаветных паремий, начиная с самого сотворения мира.

Дважды во время паремий отверзаются царские врата храма, и лик гремит, воспевая песнь Израиля по прехождении Чермного моря и песнь отроков, избавленных от пламени в пещи Вавилонской. Оба раза свершилось Божие чудо, избавившее верных Богу от неминуемой гибели, но теперь мы видим, что и те чудеса были лишь прообразом, а главное чудо – избавление от смерти вечной – открывается пред нами лишь сегодня Воскресением Христовым. Там было избавление временное от временной смерти, здесь избавление вечное от смерти вечной.

После этих торжественных победных гимнов совершается чтение Апостола и Евангелия. В Древней Церкви во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. Ко времени же Трисвятого пения епископ вводил в храм новокрещеных, в белых одеждах и со свечами в руках. Церковь приветствовала свое пополнение пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», читался Апостол о таинственной силе Крещения: «[Братие], все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились, погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6:1-3). Затем читалось Евангелие от Матфея о Воскресении и о повелении Господа просветить и крестить все народы. Эти песнопения и чтения присутствуют в литургии Великой Субботы и сейчас. Отсюда становится понятным и обычай священников переоблачаться в светлые ризы после чтения Апостола во время пения стихов: «Воскресни Боже суди земли».

В этот день не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год:

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…»

Это песнопение является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда победа ясна, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере. Этот текст напоминает нам о непостижимости этих событий и о цене этой победы. Он не позволяет нам ликовать открыто, как на Пасху, а заставляет душу радоваться благоговейной, тихой радостью.

По обычаю Церкви, по заамвонной молитве совершено освящение хлеба и вина.

После окончания богослужения владыка Амвросий обратился к присутствующим со словами:

«Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с Преблагословенной Великой Субботой. Осталось всего несколько часов до того мгновения, когда мы вступим в область празднования Воскресения Христова. Сейчас мы только что освятили хлеб и вино. В древности они освящались не просто символически, как мы это делаем сейчас. Это была совершенно естественная потребность – укрепить свои физические силы, потому что в течение всей Великой Субботы, в течение всего дня до самого позднего вечера, до самой глубокой ночи люди оставались в храме. Они слушали чтение Священного Писания и, чтобы поддержать свои физические силы, вкушали хлеб и вино.

Сегодня во время богослужения читалось множество паремий – это те Ветхозаветные Писания, которые говорят нам о Крещении. Они являются прообразом того Самого Крещения, которое мы принимаем как последователи Христа. Именно в Великую Субботу в древней Церкви множество людей принимали Таинство Крещения. И верные ожидали этих людей, пока над ними совершится Таинство, для того чтобы принять их в свое собрание. И, ожидая их, слушали эти паремии. А потом, когда крещаемые заходили в храм, то вместе с ними радовались и восклицали: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

В жизни Церкви очень многое изменилось, особенно в жизни Русской Церкви после двадцатого столетия. Очень многие традиции ушли в небытие, и нам нужно еще много трудиться для того, чтобы возродить смысл совершаемого богослужения. Сегодня, в Великую Субботу, чаще всего мы приходим в храм, чтобы освятить Пасхальные снеди. И это тоже хорошо, но бытовая сторона праздника не должна заслонять собой самое главное – внутреннее сердечное целосоставное человеческое переживание события Воскресения Христова. И поэтому в сегодняшний день за всей этой суетой, за украшением храма, за подготовкой к ночной службе мы не должны забывать самое главное: о нашем Спасителе, Который пока еще пребывает во гробе. Но уже сообщает нам о том, что Он Воскреснет. Это чувство приближающегося Воскресения невозможно выразить человеческим языком. Но те, кто прошел Страстную седмицу, кто вместе с Церковью молился Ее словами, кто пропустил через сердце свое, через слух свой, через весь свой состав все то, что происходило в храме, чувствует приближение этого события – события, которое действительно невозможно описать, но которое всегда можно пережить и испытать. И пусть Господь каждому из нас в грядущую ночь дарует удивительную радость и духовное веселье праздника Святой Пасхи. Аминь.»

 

Сегодня, 4 мая 2013 года, после совершения Божественной литургии состоится освящение куличей и пасок, которое будет проходить с 12:00 до 19:00.

В 20:00 состоится чтение Деяний святых апостолов.

В 23:15 будет совершена Пасхальная полунощница.

В 00:00 – начало Крестного хода. Пасхальная утреня. Часы Пасхи. Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста.
 

Пресс-служба СПбПДА


Опубликовано 04.05.2013 | Просмотров: 119 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter