Уроки «Нравственные основы семейной жизни»

Уроки «Нравственные основы семейной жизни»

В 2014-15 учебном году преподаватель Основ православной культуры О.С. Затеева и студент Духовной академии А. Черников, – выпускники магистратуры «Духовно-нравственное воспитание» РГПУ им. А.И. Герцена, продолжили занятия по курсу «Нравственные основы семейной жизни» в 58 школе Санкт-Петербурга. Данный курс является факультативным и проводится уже четвертый год для учеников старших классов.

Он строится на основе одноименного курса «Нравственные основы семейной жизни» священника Димитрия Моисеева и кандидата психологических наук монахини Нины (Крыгиной). В качестве учебника по курсу школьникам выдается бестселлер – книга священника Илии Шугаева «Один раз на всю жизнь».

 Занятия проводились в трех 9-х классах с периодичностью 1 раз в 2 недели. Для более эффективного преподавания мальчики и девочки занимали отдельно, у первых преподавал Алексей, у девочек – Ольга Сергеевна. Девочки занимались практически только по темам, посвященным отношениям и семье, а в программу для мальчиков были включены уроки на военно-патриотическую тему: «А.В. Суворов как образец воина-христианина», «Подвиг 6 роты ВДВ и пограничника Евгения Родионова», урок об особенностях переходного возраста, о смысле жизни, и др. Если девочки начинают интересоваться семейной жизнью раньше мальчиков, и практически все темы из курса занятий им интересны, то для мальчиков семья видится еще как весьма отдаленная перспектива, да и в 14-15 лет для них гораздо увлекательнее приключения, героизм, определение своего места в жизни и будущей профессии и т.д. Поэтому в занятия для мальчиков были включены соответствующие темы.

Уроки «Нравственные основы семейной жизни»

На последнем занятии мы попросили школьников написать отзыв о курсе. Нужно было ответить на 3 вопроса: 1) считают ли они, что данный курс нужен в старших классах школы и почему; 2) узнали ли они что-то новое для себя; 3) оценка методики преподавания: что понравилось, что нет, их предложения по улучшению уроков.

Опрос проводился анонимно, поэтому мы надеялись, что ребята будут отвечать честно. Эти опросы позволяют в какой-то мере оценить преподавательскую работу.

По результатам опроса большая часть мальчиков считает, что предмет «Нравственные основы семейной жизни» в старших классах школы нужен. Далее несколько отзывов: «Нужен, потому что идет подготовка к взрослой и ответственной жизни», «Да, иногда рассказывались полезные вещи», «Для дальнейшей жизни и для поднятия нравственности», «Много узнаем о семейной жизни, и в будущем будет легче», «Это важно».

Негативные отзывы также имели место. Вот некоторые из них: «В старших классах учатся в основном уже сформированные личности и их точку зрения не переделать», «В наше время это бесполезно», «Нынешние подростки решают все сами», «Сейчас такое поколение, которое все знает и во всем просвещается само».

Перейдем к тому, что написали девочки: «Нужен, так как некоторые люди не осознают сути семейной жизни», «Для того, чтобы более четко осознавать важность будущего», «Этот курс подготавливает нас к реальной жизни», «Не все родители могут объяснить детям об этом», «Чтобы знали, что делать во взрослой жизни. Надо побольше таких уроков, ведь они очень нужны».

Отрицательные отзывы: «Нет, так как на нравственности идут слишком личные вопросы. Мы сами вправе решать их», «Современные дети не применяют это, и все это и так знают», «Школьник самостоятельно, от родителей и из специализированной литературы может узнать о браке и семье», «Человек сам должен проживать свою жизнь, строить ее».

В целом, более 2/3 школьников считают, что курс нужен. Конечно, хотелось бы, чтобы все старшеклассники разделяли это мнение. Но с учетом того, что у ребят не было резких негативных отзывов по методике преподавания (старшеклассники писали в основном о том, что можно было бы добавить больше интерактивности: споров, обсуждений, – хотя на занятиях мы старались вовлечь в общение как можно более учеников), то, видимо, разногласия вызывает содержание курса. Среди ответов есть такие: «Слишком много говорится о Боге, православии», «Слишком много про Бога. Вы не понимаете нас, мы дети 21 века». Эти отзывы не совсем справедливы, так как курс является светским, и мы, обсуждая какие-либо темы, прежде всего, исходили из психологического учения о семье. Но всякое психологическое учение базируется на мировоззрении, которое может быть атеистическим или религиозным. Поэтому там, где исчерпывались психологические аргументы в вопросе о том, какое поведение является правильным (например, сохранение целомудрия до брака, недопустимость сожительства и абортов, др.), мы говорили, что религия, в частности православное христианство, считает определенные поступки греховными. Мы не старались навязать свою точку зрения. Просто для того, чтобы иметь возможность выбора, нужно ознакомиться с разными мнениями, иметь доступ к информации. У части же ребят словно срабатывал какой-то штамп: «Нам говорят про религию, закрываем уши!» Мировоззрение молодого поколения сейчас формируется СМИ, которые подчас несут далеко не традиционные ценности, и поэтому последние все более утрачивают значимость для юношей и девушек. Но, слава Богу, есть ребята, для которых наши занятия важны, которые могут взять из них полезное для себя и своей будущей семейной жизни. Хочется верить, что и те, которые считают пребывание на уроках пустой тратой времени, смогут вспомнить о том, что говорилось на них, когда они встанут перед необходимостью принятия важных решений.

Менее половины старшеклассников узнали что-то новое для себя. Это говорит о том, что традиционные правильные представления о семье у них есть, но их необходимо актуализировать и придать им значимость на фоне того, что предлагают современное общество и СМИ. Что же нового узнали ребята? «Узнал, как принимать верные, разумные решения», «Объяснение, что значит любовь», «Информация о мужчинах, их складе ума», «Рассказанное обычно только дополняло известное мне».

В будущем учебном году мы надеемся продолжить занятия. Планируем включить уроки из 2-го года обучения: кризисы семейной жизни и пути их преодоления, супружеские конфликты, радости и трудности многодетной семьи, воспитание детей и др. А также учесть пожелания и замечания школьников – больше использовать активные методы обучения: семинары, диспуты, проектную работу, тематические экскурсии и проч, через которые ребята смогут глубже прорабатывать материал и развивать свои творческие способности. Известная заповедь учителя гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь».

Алексей Черников

Пресс-служба СПбПДА


Опубликовано 30.05.2015 | Просмотров: 350 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter