«Поем Господеви, славно бо прославися…»

«Поим Господеви, славно бо прославися…»

11 апреля 2015 года, в Великую Субботу, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении духовенства академического храма совершил великую вечерню с Литургией святителя Василия Великого.

«Поим Господеви, славно бо прославися…»

За богослужением пели мужской хор под управлением студента 3 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении Каньшиной и женский хор под управлением Лидии Масловой.

Богослужение Великой субботы – словно ангельское благовестие женам-мироносицам. Песнопениями и чтениями этого дня Святая Церковь сообщает нам радостную весть о воскресении Победителя смерти и готовит нас к торжественной встрече с ним, заповедуя пребывать в «молчании со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя…».

«Поим Господеви, славно бо прославися…»

На вечерне, соединенной с Божественной литургией святителя Василия Великого, после входа с Евангелием читаются 15 ветхозаветных паремий, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви.

За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Кирилл Дашевский, Владимир Первушин-фон-Дитц и Адам Бокарев; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, иеродиаконы Феодосий (Желновачев), Владимир (Палибрк) и Алексий (Дурнев); диаконы Евгений Мельников и Антоний Данилов; иеродиакон Лука (Пронских).

Для Духовной академии праздник Великой Субботы в этом году отмечен особым торжеством – во время часов и вечерни в нижнем Успенском храме священник Глеб Санюк совершил Таинство Крещения над воспитанниками реабилитационных программ благотворительной организации «Линия жизни». «Линия жизни» занимается реабилитацией наркозависимых, людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, бывших заключенных. По благословению архиепископа Амвросия с организацией сотрудничают руководители социального служения Духовной академии, студенты, проходящие социальную практику, осуществляют духовное окормление реабилитантов. Решение воспитанников принять Святое Крещение – во многом результат духовно-просветительской работы студентов Академии и их наставников. В течении Святой Четыредесятницы подопечные «Линии жизни», пожелавшие креститься, участвовали в огласительных беседах, проводимых студентами Духовной академии.

В Великую Субботу, по древней христианской традиции, они приступили к Таинству Святого Крещения.

Во время чтения паремий архиепископ Амвросий спустился в Успенский храм и совершил миропомазание новопросвещаемых.

«Поим Господеви, славно бо прославися…»

В белых одеждах и с зажженными свечами в руках новокрещенные поднялись в академический храм при пении «Елицы во Христа крестистеся…», трижды обошли Святую Плащаницу. Именно так, согласно раннехристианской традиции, сразу после миропомазания новые члены Церкви, облаченные в белые одежды, со свечами в руках и сопровождаемые священнослужителями, направлялись в храм, где их ожидала община, чтобы вместе с ними совершить Литургию и приобщиться Святой Евхаристии.

После чтения апостола духовенство сменило черные ризы на белые. Эта традиция – воспоминание события, когда ранним утром, «еще сущей тьме», мироносицы, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

«Поим Господеви, славно бо прославися…»

Проповедь после чтения Евангелия проповедь произнес иеромонах Афанасий (Букин) магистрант курса библейско-богословского отделения Духовной академии.

По окончании богослужения согласно церковному обычаю, по заамвонной молитве было совершено освящение хлеба и вина. Это благословение совершается в Великую Субботу в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь.

«Поим Господеви, славно бо прославися…»

Обращаясь к молящимся после богослужения, архиепископ Амвросий пожелал всем в духовной радости и торжестве встретить Светлый Праздник Христова Воскресения. Владыка сердечно поздравил новопросвещенных с Таинством Крещения и первым в их жизни причащением Святых Христовых Таин.

Великая Суббота

Великая Суббота совершенно неповторимый день – это пасхальное предпразднество, это начало великого торжества.

Вечерня Великой Субботы  венчается первой, можно сказать уже пасхальной, литургией святителя Василия Великого. После малого входа с Евангелием перед Плащаницей читаются пятнадцать ветхозаветных паремий, начиная от события сотворения мира.

Дважды во время чтения паремий отверзаются царские врата храма, и хор с особой торжественностью воспевает победную песнь израильского народа по прохождении Чермного моря и песнь отроков, избавленных от пламени в пещи Вавилонской. Оба раза свершилось Божие чудо, спсасшее верных Богу от неминуемой гибели, но теперь мы видим, что те чудеса были лишь прообразом, а главное чудо – избавление от смерти вечной – открывается пред нами лишь сегодня Воскресением Спасителя. Там было избавление временное от временной смерти, здесь избавление вечное от смерти вечной.

После паремий и Апостола начинается праздник Воскресения Христова. Хор протяжно и торжественно поет: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а  в это время за занавешенной катапетасмой в  алтаре черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые.

После пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.

Со времен Древней Церкви с Великой субботой связан обычай крещения оглашенных, совершавшегося во время чтения паремий. Ко времени же пения Трисвятого епископ вводил в храм новокрещеных, шедших в белых одеждах и со свечами в руках. Церковь приветствовала пополнение Христова воинства пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», читался Апостол о таинственной силе Крещения: «[Братие], все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились, погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6:1-3). Далее следовало Евангелие от Матфея о Воскресении Христа и о повелении Господа просветить и крестить все народы. Эти песнопения и чтения присутствуют в литургии Великой Субботы и сейчас.

В этот день не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…»

Это песнопение является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда победа ясна, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере. Этот текст напоминает нам о непостижимости этих событий и о цене этой победы. Он не позволяет нам ликовать открыто, как на Пасху, а заставляет душу радоваться благоговейной, тихой радостью.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 11.04.2015 | Просмотров: 886 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter