Богослужения Великой среды прошли в академическом храме

Богослужения Великой среды прошли в академическом храме

5-16 апреля 2014 года ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил богослужения среды Страстной седмицы в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Накануне Великого Четверга и воспоминания Тайной Вечери, в храмах Духовной академии совершается чин исповеди.

Во вторник вечером были совершены великое повечерие, утреня и 1 час, 16 апреля – великопостные часы и Божественная литургия Преждеосвященных Даров. За Литургией архиепископу Амвросию сослужили: протоиерей Василий Стойков, первый проректор; архимандрит Софроний (Смук); иеромонахи Геннадий (Поляков), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне, Евгений Миози, Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Хорошилов.

Во время причащения духовенства магистрант I курса церковно-практического отделения чтец Рустик Антонов произнес проповедь.

После окончания богослужения духовник академии протоиерей Вячеслав Харинов прочитал молитвы перед Таинством Исповеди. Перед началом чинопоследования протоиерей Вячеслав обратился к студентам и прихожанам академического храма с краткой проповедью:

«Эти дни, в которые мы переживаем духовный смысл вхождения во Иерусалим, Николай Сербский объяснял вхождением Бога в душу человека. В начале поста мы с вами пели о том, чтобы отверзлись «покаяния двери», чтобы Господь вошел в нашу душу. Время пришло. Пришли те дни, когда Он входит, но не в Иерусалим, как двадцать веков назад, а входит в нашу душу. Как мы Его примем? Останутся ли двери нашего сердца закрытыми, как двери гадаринских домов, жильцы которых предпочли своих свиней и своих бесов Господу и Спасителю, попросив Его оставить их пределы? Или как принял Его Иерусалим, сделавший Его узником, подвергнувший унижению и позорному судилищу? Или же, быть может, мы примем Его так, как принял начальник налоговой службы Иерихона Закхей, несмотря на ропот нашего внешнего и внутреннего Иерихона?  Примем же Его и принесем то покаяние, которое принесет спасение нашему дому…

Вчера был день прощания Христа с храмом Иерусалимским. «Ныне оставляется дом ваш пуст» (Мф 23:38) – сказал Христос в своей последней проповеди. Ужасно будет, если и наш внутренний дом останется пуст после прохождения Великого Поста, после прохождения этих великих дней, когда Он входит в нашу душу. Именно об этом писал Святитель Николай Сербский, прошедший Дахау, знающий, что такое на самом деле Бог, в душе человека.

Через несколько дней мы будем праздновать Пасху Христову. Мы будем праздновать сошествие Христа во ад. По мысли Преподобного Макария Египетского, адом является наше сердце, если в нем живет грех, если в нем живет начальник зла или его слуги. Это настоящий гроб, настоящая могила, настоящий ад. Так позволим Христу сойти в этот ад, зайти в наше сердце. Позволим Ему вывести оттуда нашего первоначального Адама, который живет в нас, этого маленького ребенка, пятилетнего мальчика или пятилетнюю девочку – наши внутренние идеалы».

Сегодня в течение всего дня священнослужители Санкт-Петербургской духовной академии будут совершать Таинство Исповеди для всех желающих. Исповедь будет проходить в притворе храма апостола Иоанна Богослова и возле Успенского храма на первом этаже.

Завтра, 17 апреля, в Страстной четверг, когда Святая церковь воспоминает Тайную Вечерю Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, за Божественной литургией святителя Василия Великого, все православные христиане, по традиции, причащаются Святых Христовых Таин. Богослужение в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершит архиепископ Амвросий. Начало в 8:30.

Великая среда – день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В среду Страстной седмицы на утрени Евангельское чтение повествует нам о том, как эллины – обращенные в иудейскую веру из языческих народов, захотели видеть Иисуса. Христос в последний раз строго обличает народ. Он говорит, что ожесточилось сердце их, глазами смотрят и не видят, ушами слышат и не разумеют, что к ним по Своей неизреченной любви пришел Сам Господь, но, как повествует сегодняшнее евангельское чтение, исполнилось слово пророка Исаии – они «возлюбили славу человеческую больше, чем славу Божию» (Ин 12:43), и не услышали слов Христа.

А ведь Господь говорил о Своем служении, о Своем предстоящем страдании и смерти, о тайне спасения человеческого рода. «Настал час, да прославится Сын Человеческий… ныне душа Моя возмутися и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего: но ради сего часа Я пришел. Отче, прославь имя Твое! Прииде же глас с Небесе: и прославих и паки прославлю…»(Ин 12:23, 27-28). И далее: «Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети…» (Ин 12:31-33), «Аз свет в мир приидох, да всякий верующий в Меня, во тьме не пребудет…» (Ин 12:46), «Я не пришел, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир…» (Ин 12:47).

В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Теперь земные поклоны отменяются до праздника Пятидесятницы. В этот же день в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи…».

«О Иудина окаянства! Зряше блудницу целующую стопы, и умышляше лестью предания целование. Оная власы разреши, а сей яростию вязашеся, нося вместо мира злосмрадную злобу: зависть бо не весть предпочитати полезное. О Иудина окаянства! От негоже избави Боже, души наша» (стихира на «Хвалитех» утрени).

В Великую среду в песнопениях и в евангельском чтении на Литургии вспоминаются события предшествовавшие Тайной Вечери и молитве в Гефсиманском саду: женщина, помазавшая Господа миром, и предательство Иуды. В Вифании, в доме Симона, где Иисус проводил ночи после вхождения во Иерусалим к Нему подошла женщина и возлила на Его главу драгоценное миро. Ученики негодовали, что такое дорогое миро лучше было бы продать и раздать деньги нищим. Но, Господь сказал им, что этим своим поступком женщина приготовила Его к погребению и что через проповедь Евангелия об этом будет рассказано во всем мире. Напоминая о близости Своей смерти, Господь хочет отвратить Иуду от предательства. Но сребролюбивый Иуда, которому в общине учеников было поручено носить денежный ящик, настолько был огорчен потерей прибытка, что окончательно подпал под действие и обольщение диавола. Именно тогда Иуда пошел к иудейским начальникам и предложил предать им Иисуса. Они же положили Иуде за это цену в тридцать сребренников.

Удивительный контраст – один из ближайших ко Христу людей становится предателем, а презренная грешница не только получает отпущение своих проступков, но слышит, что о ней будет проповедано в Книге Жизни. Этим поразительным примером Святая Церковь напоминает нам о том, чего нам следует остерегаться, чтобы самим не сделаться предателями Истины. В то же время Христос вновь и вновь призывает грешников не отчаиваться, но с плачем и раскаянием принести к ногам Спасителя миро своего сердца, пожертвовать самым драгоценным, что у нас есть, ради того, чтобы и самим получить прощение и вечное блаженство.

Сегодня также читался очередной отрывок из книги Иова. Господь позволяет дьяволу еще раз испытать смирение праведника. У Иова не осталось никакого имущества и близких ему людей, а теперь он разбит еще и тяжкой болезнью. И вновь праведник не возроптал на Творца, зная, что на все Его воля, и враг рода человеческого вновь оказался посрамлен.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 16.04.2014 | Просмотров: 161 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter