- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://spbda.ru -

Епископ Петергофский Серафим. Готова ли наша душа к принятию Божественной истины?

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Началом веры является Слово Божие, восприятие которого требует от человека соответствующего внутреннего состояния и твердой интенции. Без благонамеренного слушания Слова и его исполнения невозможно по-настоящему уверовать, а, следовательно, и войти в Царство Божие.

В сегодняшний воскресный день, Неделю 22-ю по Пятидесятнице, для размышления нам предлагается притча о сеятеле (Лк 8:5-15). Притча – это иносказательная форма повествования, которую Спаситель довольно часто использовал для того, чтобы приблизить к людям глубокий духовный смысл Своего спасительного учения, выражая его в понятных бытовых категориях.

Посыл притчи о сеятеле заключается в необходимости подготовки нашей души к принятию Божественной истины и построению жизни на ее основе. Христос выделяет четыре основных типа человека, полагая в основу данной градации критерий акцептации Слова Божия.

Первый из них Спаситель уподобляет придорожной почве: когда на нее падает семя, то чаще всего его либо топчут прохожие, либо клюют птицы. Как правило, это душа людей, слушающих Слово Божие, но затем с легкостью поддающихся дьяволу, который делает все, чтобы оторвать их от Бога и лишить спасения.

Второй тип людей Христос сравнивает с каменистой почвой, на которой упавшее семя засыхает, ибо нет влаги, и отсутствует возможность пустить глубокие корни. Такого рода человек с радостью слушает и принимает Слово Божие, но не пропускает его через свое сердце. Поэтому он верует только до тех пор, пока его не постигают искушения и испытания, а затем под их воздействием он отпадает от Господа.

Третью группу людей Спаситель сопоставляет с ситуацией, когда семя падает между терниями и сорняками: последние вырастают и заглушают культурное растение. Слово веры в душе такого человека вытесняется повседневными земными заботами, стремлением к тленному богатству, временным наслаждениям и комфорту. В данном случае Бог постепенно вытесняется из жизни, и в результате люди не приносят никакого духовного плода, необходимого для наследования вечной жизни.  

Наконец, четвертый тип человеческой души Господь отождествляет с хорошей, взрыхленной и удобренной землей, падая на которую семя всходит и приносит сторичный плод. Это человек с чистым и добрым сердцем, который не только слушает Слово Божие, но поступает в соответствии с ним: работает над собой, стойко переносит скорби и трудности, совершенствует свою душу и в терпении приносит большой плод духа.

Внимательно и объективно проанализировав себя, каждый из нас может определить, к какой из описанных разновидностей относится его душа и, соответственно, какова степень его близости к Богу. Предложенная притча помогает нам ответить на вопрос о том, что вообще представляет собой наша душа. Она – проезжая дорога, по которой может пройти или проехать все, что угодно? Или же моя душа – это тяжелый бесчувственный камень, неспособный к ощущению Бога и боли ближнего? А может, моя душа лишена широты и представляет собой лишь узкую совокупность земных пристрастий? Могу ли я сказать, что моя душа, хотя бы отчасти, является доброй, пригодной почвой, способной принести пользу?

Первые три вида почвы в притче о сеятеле выводят основные грехи, которые отрывают нас от Бога – малодушие, жестокосердие и обмирщенность. Необходимо противопоставить этим порокам духовную твердость, искренность и преданность вечным ценностям, чтобы в нашей душе произросла подлинная и глубокая вера, соединяющая нас с Господом. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как земля, необрабатываемая руками земледельца, глохнет и зарастает кустарником, так и душа, не пользующаяся духовным наставлением, произращает терния и волчцы».

Помимо строгого соответствия одному из предложенных Христом видов душевного состояния, нередко бывает, что многие из нас частично совмещают в себе все – и придорожную пустоту, и сердечную окаменелость, и терние греховных страстей, и вроде бы некую личину веры. Довольно часто мы сталкиваемся с проблемой нравственного раздвоения, когда во внешней жизни мы как бы демонстрируем религиозную модель поведения, но внутри остаемся людьми недуховными: вместо любви, кротости и терпения в нас полыхает огонь гордыни, самовосхваления и ненависти. И страшно подумать, что было бы с нами, на какие безумные действия могли бы мы пойти, если бы Господь не сдерживал нас и наши греховные порывы скорбями и жизненными обстоятельствами.

Независимо от того, чем в настоящий момент является наша душа, Христос призывает нас уподобить ее доброй земле, готовой к деятельному восприятию Его заповедей. Милосердный Господь бросает семена Своего Слова не только в чистые души, но и в те, что поражены грехом, потому что дает нам шанс исправиться и надеется, что мы им воспользуемся. Необходимо не просто услышать Слово Бога, но принять его внутрь себя, растворить в глубинах своего сердца и принести обильные плоды духа, которые есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23). Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 22-ю Неделю по Пятидесятнице, 28 октября 2018 года.