- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://spbda.ru -

Священник Максим Никулин. Сотериологические аспекты в «Толковании на Послание к евреям» святителя Кирилла Александрийского

Сотериологическое учение свт. Кирилла Александрийского было подробно изучено в монографии Бернара Менье, посвященной христологии святителя [Meunier, 1997], на которую нами была опубликована рецензия [Никулин, 2016]. Французский исследователь применяет в своей работе новый метод — выявление христологических воззрений свт. Кирилла на основании его сотериологии.

Тем не менее, в ходе исследования Б. Менье не рассматривает «Толкование на Послание к Евреям» свт. Кирилла (далее — «Толкование»). Фрагменты этого произведения святителя [CPG 5209 (3)] сохранились только в библейских катенах, догматическом флорилегии и цитатах позднейших авторов. «Толкование» было написано в антинесторианский период творчества свт. Кирилла, то есть между 428 и 432 гг. [Durand, 1964, 532; Parvis, 1975, 418]. Подробнее о проблематике, источниках, изданиях и исследованиях, вопросах датировки, жанра и структуры произведения было изложено в нашей статье [Никулин, 2017а]. В настоящей статье будет рассмотрено, насколько выводы Б. Менье о сотериологии святителя верны в отношении его «Толкования».

В своей монографии Б. Менье ввел термин сотериологическое «резюме веры»: «произведения свт. Кирилла усеяны отрывками, в которых он резюмирует историю спасения (по крайней мере, вплоть до Христа: эсхатологическое измерение, в целом, отсутствует). Я предлагаю именовать такой вид текста „резюме веры“, чтобы отличать его от символа, тринитарной структуры которого он не имеет. Именно принимая во внимание некое число таких отрывков и выявляя их общую структуру, можно будет обрисовать рамки, в которых развивается мысль нашего автора» [Meunier, 1997, 6]. Вот пример такого «резюме веры» из текста рассматриваемого «Толкования»:

Вознесись мыслью к сотворению человека, [бывшему] вначале, и тому, кем он стал сперва, и исследуй, как мы были созданы Богом по Его образу и подобию и удостоились великой чести, получив в удел власть над [сущими] на земле. Но поскольку начало рода, то есть Адам, оскорбил Божественную заповедь, с тех пор разум человека заболел сильной наклонностью к дурному. Так мы проводили время в мире, лишенные славы, нетления и первоначальных благ, но мы спасены через Христа и обладаем по Его благодати тем, что [необходимо] для получения вновь дарованного прежде (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382).

На основании подобных повествований и других упоминаний в тексте «Толкования» попытаемся выявить сотериологию святителя. Проанализировав структуру резюме веры во многих произведениях свт. Кирилла, Б. Менье заключает, что «Кирилл структурирует всегда свое сотериологическое изложение, противопоставляя Адама, падение которого имело вселенские последствия, и Христа, принесшего вселенское спасение» [Meunier, 1997, 23]. В настоящей статье мы последуем данной схеме и представим прежде изначальное состояние человека и его падение, чтобы изложить затем Боговоплощение и спасение, принесенное Христом.

В тексте «Толкования» свт. Кирилл несколько раз представляет первоначальное состояние человека — ἐν ἀρχαῖς (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382, 384). Согласно святителю, человек был создан Богом по Его образу и подобию — κατ’εἰκόνα καὶ ὁμοίωσιν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 376, 382). Однако человеческое естество уступает ангельскому в отношении природы и славы (Cyrillus Hebraeos, 1872, 369, 388, 383). Человек был небольшим и малозначительным — εὐτελὲς (Cyrillus Hebraeos, 1872, 383) — живым существом по причине своей земной природы и малочисленности (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388). Тем не менее, Бог даровал блага — ἀγαθῶν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384) — человеческой природе: первый человек обладал честью — τετιμήμεθα (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), славой — δόξης (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388), властью — ἄρχειν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382) над творением и был его главой — ἀρχὴν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 383). Свт. Кирилл толкует Пс 8:5–7, цитируемый в Евр 2:6–8, антропологически, относя эти стихи к первоначальному состоянию человека. Подробнее об экзегетике святителем данных стихов изложено в нашей статье [Никулин, 2017б].

В своем исследовании Б. Менье также изучил лексикон, который святитель использует, говоря о грехопадении в своих произведениях [Meunier, 1997, 29–50]. Согласно выводам ученого, выражением, чаще всего используемым свт. Кириллом для обозначения грехопадения, является «преступление» (παράβασις), реже — «непослушание» (παρακοή), находящиеся соответственно в Рим 5:14 и Рим 5:19 (по поводу Адама), а также в Евр 2:2 (по поводу Израиля). Наиболее часто встречается выражение «преступление в Адаме» (ἡ ἐν Ἀδὰμ παράβασις). Объектом этого преступления является заповедь, данная Богом, не вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но субъект преступления не так ясен, потому что мы находим в качестве него то Адама, то человеческую природу, то человечество, то нас, то человеческий род. Метафора падения или подскальзывания также используется святителем, подчеркивающим результат деяния Адама. Речь идет о глаголах πίπτω и ὀλισθαίνω и их производных. Грехопадение Адама часто описывается в терминах обмана (событие) и победы (результат) сатаны, поскольку именно он обманул Адама и ввел в заблуждение его жену. Святитель говорит о грехопадении также в терминах отворачивания: он применяет несколько слов, имеющих такой смысл — ἀφίστημι, ἀποστρεφω, ἀποστροφή, — производных от τρέπω, τροπή.

Примеры употребления вышеназванного вокабулярия встречаются в тексте «Толкования», что является дополнительным аргументом в пользу принадлежности отрывков, в которых он встречается, свт. Кириллу. Святитель использует несколько раз выражение «преступление в Адаме» — ἡ ἐν Ἀδὰμ παράβασις (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 378, 394). Он также говорит о «преступлении Адама» — ἡ τοῦ Ἀδὰμ παράβασις (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384), или его грехе — ἁμαρτίας (Cyrillus Hebraeos, 1872, 376). Мы также встречаем глагол πίπτω и его производные (Cyrillus Hebraeos, 1872, 383, 394). Субъект грехопадения выражен преимущественно индивидуально: «человек» — τὸν ἄνθρωπον (Cyrillus Hebraeos, 1872, 366), «первый человек» — ὁ πρῶτος ἄνθρωπος (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378), «начало рода, то есть Адам» — ἡ τοῦ γένους ἀρχὴ, τουτέστιν Ἀδὰμ (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), но встречается и указание на коллективный аспект — «согрешила плоть» (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394).

В своей монографии Б. Менье также рассматривает вопрос репрезентативности Адама, то есть каким образом Адам представляет собой все человечество [Meunier, 1997, 83–96]. Для свт. Кирилла образный и скрытый смысл Адама как всего человечества не отрицает буквального смысла Адама как реального лица. Выражение «в Адаме» ставится в параллель выражению «во Христе» — согласно святителю, каждый содержит в себе человечество. Таким образом, свт. Кирилл выражает идею репрезентативности человечества Адамом и действительной передачи последствий грехопадения людям.

Доказательство этой идеи имеется и в тексте «Толкования». Преступление Адама повлекло за собой следствия во всей человеческой природе. Именно поэтому субъект, претерпевающий последствия, именуется различно: то индивидуально, «человек» — ὁ ἄνθρωπος (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394), то собирательно, «природа человека» — ἡ ἀνθρώπου φύσις (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378), «человеческий разум» — ἡ ἀνθρώπου διάνοια (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), «мы (в Адаме)» (Cyrillus Hebraeos, 1872, 393, 383), «всеобщий человек» — τὸν καθόλου… ἄνθρωπον (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389), «земной род» — τὸ ἐπὶ γῆς γένος (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394), или же «плоть» — σαρκὸς (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394).

Б. Менье различает несколько видов последствий грехопадения: Божественную санкцию, физические и моральные следствия, потерю Святого Духа, утрату Богопознания [Meunier, 1997, 51–82]. Многое из вышеперечисленного находится в тексте «Толкования».

В отношении Божественного наказания за грех свт. Кирилл говорит о проклятии человека — ἀρᾷ (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365). Физическими следствиями греха являются смерть — θάνατος (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 376, 394), и тление — φθορά (Cyrillus Hebraeos, 1872, 376, 394, 394), человеческие тела стали «тленными и земными» — φθαρτοῖς καὶ γηΐνοις (Cyrillus Hebraeos, 1872, 393). Святитель также использует медицинский словарь для описания такого рода последствий, а именно говорит о болезни человеческой природы, используя глагол νοσέω (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378, 382, 389).

Нравственным последствием падения является господство греха — ἁμαρτία (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 378, 394) над человеком. Святитель также называет это «сильной наклонностью ко грехам» — τὸ πολὺ λίαν εὐπαρακόμιστον πρὸς ἁμαρτίας (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378), или «сильной склонностью к ошибкам» — τὸ λίαν εὐπάροιστον εἰς τὸ πλημμελὲς (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382). Моральное состояние человека после грехопадения обусловлено тем, что над ним господствуют дьявол и злые силы (Cyrillus Hebraeos, 1872, 393).

Хотя идея потери Святого Духа из-за грехопадения очень важна для сотериологии святителя, мы не находим ее в сохранившихся фрагментах «Толкования». Однако тема утраты божественных благ, близкая по смыслу потере Святого Духа, присутствует. Согласно свт. Кириллу, из-за преступления человек утратил благодать — τῶν θείων χαρισμάτων (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365), χάριτος (Cyrillus Hebraeos, 1872, 383), славу — δόξα (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382, 389), εὐκλείας (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389), честь — ἀτιμοτάτους (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384), изначальные блага — τῶν ἐν ἀρχαῖς ἀγαθῶν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), прежние дары — τῶν πάλαι δεδωρημένων (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), власть над творением Божиим (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389).

Согласно Б. Менье, сотериология свт. Кирилла характеризуется типологией двух Адамов, поскольку дело каждого имеет универсальный характер [Meunier, 1997, 101]. В «Толковании» также встречается эта параллель:

Ибо, как из-за преступления Адама (ср. Рим 5:14) мы стяжали несчастья, словно некое наследство, переходящее от отца на весь произошедший от него род, и были обречены на проклятье и смерть, так и великолепие, [сущее] во Христе, распространится на весь человеческий род (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365).

Как и преступление Адама, деяние Христа повлекло за собой следствия для всей человеческой природы. Свт. Кирилл выражает эту идею, говоря о том, что Христос первенствует — πρωτεύοντος (Cyrillus Hebraeos, 1872, 397; ср. Кол 1:18); Он есть Путь — ὁδοῦ (Cyrillus Hebraeos, 1872, 397; ср. Ин 14:6); Дверь — θύρας (Cyrillus Hebraeos, 1872, 397; ср. Ин 10:9). Поэтому объект спасительного деяния Христа является коллективным — природа человека (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 384), человеческий род — γένος (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 394), все творение — τὴν σύμπασαν κτίσιν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365), наше (состояние) — τὸ καθ’ ἡμᾶς (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384).

Б. Менье различает две стороны спасительного деяния Христа, а именно возвращение к началу и «возглавление» [Meunier, 1997, 103–125]. Свт. Кирилл выражает результат спасения как возвращение к истоку, то есть к состоянию Адама до грехопадения. Но более общей причиной воплощения является «возглавление» — соединение Христом человечества под Своею главою (Еф 1:10). Рекапитуляция во Христе имеет три модуса: моральный (осуждение греха), физический (упразднение смерти) и духовный (усыновление людей Духом). Мы находим выражение такого деяния Христа в другом резюме веры «Толкования»:

И Он сделал человека, [сущего] по Его собственному образу и подобию, делателем правды (δικαιοσύνης ἐργάτην), превосходящим тление и смерть. Но поскольку смерть воцарилась из-за греха и поскольку мы подчинились тлению и «все сбились с пути, разом пришли в негодность» (Рим 3:12), Творец и Господь вселенной, конечно, позаботился (προενόησεν) о Своих творениях, ибо Бог Отец благоволил (ηὐδόκησε) «возглавить (ἀνακεφαλαιώσασθαι) все во Христе» (Еф 1:10) и обновить [все] в [состояние, бывшее] вначале (ἀνακαινίσαι εἰς τὸ ἐν ἀρχαῖς) (Cyrillus Hebraeos, 1872, 376).

С одной стороны, благодаря деянию Христа человек был приведен в исходное состояние — τὸ ἐν ἀρχαῖς (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384, 394). В этом смысле свт. Кирилл часто говорит о «получении назад» — ἀνάληψιν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), ἐπανάληψιν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384, 389) данного человеку вначале. С другой стороны, святитель утверждает, что Христос обновил состояние человека — καινότητα (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389), и улучшил наше (положение) — τὸ καθ’ ἡμᾶς ἐν ἀμείνοσιν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384).

В результате акта рекапитуляции Христос уничтожил физические, нравственные и духовные последствия грехопадения. Он победил смерть (Cyrillus Hebraeos, 1872, 386, 394) и тление (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388, 394). Свт. Кирилл часто использует глагол «попрать» — πατέω (Cyrillus Hebraeos, 1872, 401, 413), который также встречается в тропаре Пасхи, для описания торжества Христа над смертью. Медицинский лексикон также присутствует: Христос «вылечил» — θεραπεύεσθαι (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394), «исцелил» — ἰάθημεν (Cyrillus Hebraeos, 1872, 396; ср.: 1 Пет 2:24) человечество, находящееся во грехе.

В отношении нравственных последствий свт. Кирилл пишет, что Христос избавил людей от грехов — ἁμαρτίας (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388, 397), прегрешений — πταισμάτων (Cyrillus Hebraeos, 1872, 396), всякой скверны — μολυσμοῦ (Cyrillus Hebraeos, 1872, 369). Очищение было осуществлено через страдания Христовы. Своей собственной Кровью — τῷ ἰδίῳ αἵματι (Cyrillus Hebraeos, 1872, 418, 422), Он освятил — ἁγιάζω (Cyrillus Hebraeos, 1872, 368, 422) и очистил — καθαρίζω (Cyrillus Hebraeos, 1872, 369, 418) людей, делая их святыми — ἁγίους (Cyrillus Hebraeos, 1872, 397) и чистыми — καθαροὺς (Cyrillus Hebraeos, 1872, 369). Христос вырвал человеческую природу из тиранических рук дьявола (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388).

Б. Менье осуществил попытку установить последовательность между моральным и физическим актами Христа [Meunier, 1997, 115–122]. Согласно исследователю, с одной стороны, у свт. Кирилла имеются тексты, показывающие, что нравственное деяние предшествует. По этой логике, цепочке «непослушание — смерть» Адама соответствует цепочка «послушание — победа над смертью» Христа. Отрывок «Толкования» прекрасно иллюстрирует такое понимание:

Действительно, как она [плоть], оступившись в Адаме, подпала под смерть из-за преступления, так она, когда стяжала благоволение во Христе из-за послушания, была вырвана из сетей смерти и ее ужасов так, что мы вопием о них, прыгая от радости: «Где, смерть, твоя победа? Где, ад, твое жало?» (1 Кор 15:55; ср. Ос 13:14) (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394).

С другой стороны, у святителя встречаются и тексты, которые можно истолковать как физическую концепцию воплощения, а именно что человеческая природа была спасена автоматически благодаря контакту Божества и Человечества во Христе. Мы также обнаруживаем эту идею в «Толковании», например в тексте, следующем сразу же после приведенного выше отрывка:

Ибо Единородное Слово Божие, будучи сущностно Жизнью, соединилось с земной и смертной плотью, чтобы сама смерть, преследовавшая ее [плоть] как некое дикое животное, после этого ослабла, будучи побежденной (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394–395).

Вследствие Своей победы Христос возвратил людям утраченное из-за греха первого человека. Он вернул вышние блага — τοῖς ἄνωθεν ἀγαθοῖς (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365), честь — τιμήσῃ (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384), славу (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384, 393), похвалу — τὸ καύχημα (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384), великолепие — λαμπρά (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365), благодать — χάριτι (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378), власть над землей. Свт. Кирилл противопоставляет нищету в Адаме богатству во Христе, поэтому он использует глагол «обогащать» — πλουτίζω (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389, 365), говоря о деянии Спасителя. Но самым большим даром, возвращенным человеку Христом, является Святой Дух. Из-за преступления Адама Дух покинул человеческую природу, но благодаря Христу Он возвратился. После Своего воскресения Христос вдохнул — ἐνεφύσησε (Cyrillus Hebraeos, 1872, 379) Святого Духа в святых апостолов, и теперь Он дарует Его достойным христианам — ἀξίοις (Cyrillus Hebraeos, 1872, 379).

Б. Менье различает два типа причастия людей Богу — телесное, связанное с Евхаристией, и духовное, осуществляемое Святым Духом. Исследователь приводит отрывок из «Толкования на Послание к Римлянам» свт. Кирилла:

Действительно, мы причастились (μετεσχήκαμεν) Ему [Слову] духовно и телесно (πνευματικῶς τε καὶ σωματικῶς), ибо когда Христос обитает (ἐναυλίζηται) в нас через Святого Духа и через таинственное Благословение (διὰ τοῦ Ἁγίου Πνεύματος καὶ διὰ τῆς μυστικῆς εὐλογίας), тогда воистину закон греха осуждается в нас (Cyrillus Romanos, 1872, 213).

Ученый относит «таинственное Благословение», то есть Евхаристию, к телесному причастию, а упоминание Святого Духа — к духовному. В тексте «Толкования» находится отрывок, очень близкий приведенному выше как по смыслу, так и по лексике:

Действительно, Он [Христос] живет (ἐναυλίζεται) в нас как Бог через Своего собственного Духа, тогда как мудрейший Моисей не обитал ни в ком, ибо мы не стали причастниками ни Моисея, ни кого-либо другого из святых, но мы причастились Христу через Духа и таинственное Благословение (μετεσχήκαμεν δὲ τοῦ Χριστοῦ, διά τε τοῦ Πνεύματος καὶ τῆς εὐλογίας τῆς μυστικῆς) (Cyrillus Hebraeos, 1872, 404).

Таким образом, в тексте «Толкования» обнаруживаются следы сотериологического учения и словаря свт. Кирилла. Мы находим несколько «резюме веры», ставящие в параллель падение в Адаме и спасение во Христе. Преступление Адама повлекло за собой последствия физические (смерть и тление), моральные (господство греха и дьявола) и духовные (утрата Святого Духа) в человеческой природе. Христос как Второй Адам избавил человечество от этих последствий в акте «возглавления». Спасительное деяние Христа передается людям посредством участия в Евхаристии и стяжания Святого Духа.

Источники и литература

Источники
1. Cyrillus Hebraeos (1872) — Cyrillus Alexandrinus, S. Fragmenta in Epistulam ad Hebraeos / ed. P. E. Pusey // Sancti Patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini opera: in 7 t. Oxonii: typographeo Clarendoniano, 1872. T. 5. P. 362–440.

2. Cyrillus Romanos (1872) — Cyrillus Alexandrinus, S. Fragmenta in Epistulam ad Romanos / ed. P. E. Pusey // Sancti Patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini opera: in 7 t. Oxonii: typographeo Clarendoniano, 1872. T. 5. P. 173–248.

3. Septuaginta (2007) — Septuaginta / ed. A. Rahlfs, R. Hanhart. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellshaft, 2007.

4. New Testament (2014) — The Greek New Testament. 5th ed. / ed. B. Aland, K. Aland, J. Karavidopoulos, C. M. Martini, B. M. Metzger. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellshaft, 2014.

5. Новый Завет (2002) — Новый Завет на греческом и русском языках / пер. еп. Кассиан (Безобразов). М.: Российское библейское общество, 2002.

Литература

6. CPG — Clavis patrum graecorum: in 6 t. / ed. M. Geerard, F. Glorie, J. Noret, J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1974–1998.

7. Durand (1964) — Durand de G. M. Excursus VI. La Bible dans les Dialogues // Sources chrétiennes. Paris: Cerf, 1964. T. 97. P. 531–532.

8. Lampe (1961) — Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Oxford University Press, 1961.

9. Meunier (1997) — Meunier B. Le Christ de Cyrille d’Alexandrie. L’humanité, le salut et la question monophysite. Paris: Beauchesne, 1997.

10. Parvis (1975) — Parvis P. M. The Commentary on Hebrews and the Contra Theodorum of Cyril of Alexandria // Journal of Theological Studies. New Series. 1975. № 26.2. P. 415–419.

11. Дворецкий (1958) — Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / ред. С. И. Соболевский. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.

12. Никулин (2016) — Никулин М. С. Был ли свт. Кирилл Александрийский монофизитом? (рецензия на книгу: Meunier B. Le Christ de Cyrille d’Alexandrie. L’humanité, le salut et la question monophysite. Paris: Beauchesne, 1997) // Христианское чтение. 2016. № 3. С. 319–322.

13. Никулин (2017а) — Никулин М., свящ. «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского: проблематика, обзор источников, изданий и исследований // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 55–66.

14. Никулин (2017б) — Никулин М., свящ. Экзегетический метод свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на Послание к евреям» // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 64–70.

Христианское чтение № 2, 2018