- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://spbda.ru -

Епископ Петергофский Серафим. Побеждая гордость, мы обретаем способность любить по-настоящему

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

В аскетических произведениях, раскрывающих суть духовной жизни и указывающих способы к очищению души от страстей, чаще всего первостепенное внимание уделяется борьбе с грехом гордости. Отсутствие гордыни святой преподобный Иоанн Лествичник ставит на одну из наивысших ступеней предложенной им «Лествицы» добродетелей, восхождение по которой приводит христианина к духовномусовершенству.

Древнегреческое слово «Ὑπερηφάνεια», переводимое как «гордость, гордыня», буквально означает «высокомерие» – то есть состояние завышенного самомнения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «гордость – зло из всех зол самое большее». Именно гордыня стала причиной падения денницы, восставшего против Бога. В основе первородного греха, совершенного Адамом и Евой, также лежала гордость, побудившая их самих встать на место Творца. Можно сказать, что гордыня в известной степени является началом возникновения зла как такового.

Гордость, как ни один другой грех, деформирует и затмевает Божественный образ в человеке. Господь к каждому из нас проявляет Свою любовь и побуждает нас разделять ее друг с другом: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Горделивый человек не имеет любви, его душа охвачена себялюбием: он думает только о себе и считает себя выше и лучше всех. Неслучайно горделивость называется также эгоизмом – когда в центре жизни человека стоит его собственное эго и личные, чаще всего корыстные, интересы. Гордость вытесняет из человеческого сердца Бога, а вместе с Ним способность по-настоящему любить, понимать, дружить и жертвовать. Порабощенный духом гордости человек стремится во всем к превосходству над другими, в чем видит смысл своей жизни. Когда что-то происходит не так, как хочется, гордый человек в своем властолюбии может дойти до исступления, в состоянии которого он, подобно падшему деннице, способен решиться на страшные поступки. Апостол Иоанн Богослов прямо указывает, что гордость не есть от Бога, но представляет собой продукт греховного мира: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16).

Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас: «Гордость есть верх зол, корень и источник всякого нечестия… Хотя бы ты отличался постом, молитвою, милостынею, целомудрием или другою добродетелию, все это без смирения разрушится и погибнет». Гордость, действительно, составляет наивысшее зло, потому чтопорождает прочие пороки – зависть, злословие, осуждение, жадность, а также искажает начатки добрых качеств – вместо любви взращивает эгоцентризм, бескорыстие заменяет поиском выгоды, благородство претворяет в лицемерие.

Антиподом гордыни является смирение – способность объективно и трезво воспринимать себя. Смиренный человек характеризуется сохранением внутренней гармонии и мира с Богом, самим собой и окружающими людьми в любой жизненной ситуации. Состояние смирения – это пребывание в любви, связанное с отсутствием самовосхваления и осознанием того, что источником всех наших заслуг является Господь. Добродетель смирения помогает нам видеть свои грехи и не смотреть на недостатки ближних. Смиренный человек обладает замечательным свойством – отсекать греховное своенравие и подчинять собственную волю спасительной воле Божией. Смирение исключает всякую злобу, зависть и раздражительность и подразумевает постоянный самоконтроль.

Побуждая христиан к смиренномудрию, святой апостол Петр формулирует важный тезис, повторяющий мысль из книги Притчей: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 6, Притч. 3: 34). Гордость неприятна Богу настолько, насколько добро несовместимо со злом. Смирение же вознаграждается даром Божественной благодати, которая освящает и спасает человека, устрояя его счастливое земное и небесное бытие.

Наивысший пример смирения дает нам Сам Господь Иисус Христос, Который ради нашего избавления от греха и смерти, соединил Свою волю с волей Бога Отца и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Христос призывает нас учиться у Него смирению посредством принятия и соблюдения Его спасительного Евангелия, результатом чего станет нетленная награда: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Совершая великопостное поприще, будем стараться искоренять в себе горделивое начало и стяжать дух смиренномудрия, дабы стать наследниками вечных благ, уготованных нам Господом. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста, 11 марта 2019 года.