- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://spbda.ru -

Архимандрит Августин (Никитин). Малая Галилея

Северная часть Елеона носит название Малой Галилеи. В 1885 году Малую Галилею посетил отечественный писатель Евгений Марков (1835-1903). «Мы выше, и выше забираемся на Малую Галилею, этот северный отрог горы Масличной, той самой тропой, которую 2000 лет тому назад попирали ноги Христа и Его галилейских учеников, — пишет он,почти ежедневно Христос ходил по этой дороге из Иерусалима в Вифанию, и из Вифании в Иepycaлим… Гефсимания была всегда по пути Его, и её тенистые сады стали Его приютом… В них приходилось отдыхать после спуска с одной горы, перед подъемом на другую».

Прямая улица, проложенная по гребню Елеонской горы, ведет от русского Спасо-Вознесенского монастыря к греческому православному монастырю Viri Galileae (Мужи галилейские), иначе именуемому, как и само место, Малой Галилеей. Так названо это место на Елеонской горе потому, что в евангельские времена здесь существовала гостиница для приходивших на праздники в Иерусалим галилеян. Здесь нередко бывали апостолы Христовы, призванные в большинстве из жителей Галилеи.

Здесь Спаситель явился ученикам своим, как Он предсказал им: «По воскресении Моем, варяю вы в Галилеи ф 26:32)», и как ангел Господень возвестил женам мироносицам: «Что ищете живаго с мертвыми? Он воскрес, как сказал, подойдите, посмотрите место, где лежал Господь; и подите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее» (Мф 28:8). Близ этого места явившиеся ангелы сказали апостолам: «Мужи Галилейстии! что стоите зряще на небо. Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян l:11).

Об этом месте упоминает англосаксонский паломник Зевульф, побывавший здесь в 1103 году: «На другой стороне церкви — часовня на том месте, где Господь наш Иисус Христос по воскресении в первый раз явился апостолам, и часовня эта называется Галилеей, как Он сам сказал апостолам: когда воскресну, предварю вас в Галилее; место это называлось Галилеей, потому что там часто пребывали апостолы, называвшиеся галилеянами». Краткое сообщение об этом месте находится в «Хождении Игнатия Смолянина» (1389-1405 гг.): «На правой стороне от великой Елеонской горы другая гора Галилейская, где Христос повелел ученикам Своим видети Себя по воскресении; тамо была церковь».

Обычно русские паломники посещали Малую Галилею после поклонения на месте Вознесения Господня. Об этом пишет инок Серапион (1749 г.): «От сего места, идеже вознесся Христос, идохом в Галилею, отнюду же мужие Галилейстии видели на небо восходяща Господа, яко же писано есть: «и егда взирающе бяху на небо, и се мужа два стаста пред ними во одежде белой, иже и рекоста…» и проч.; там село прежде было, а теперь все пусто, мало только каменем назнаменовано».

Иеромонах Саровской пустыни Мелетий в апреле 1794 года видел на месте Малой Галилеи лишь остатки развалин. «Другой холм к северу именуют христиане Галилеей, в образование той Галилейской горы, на которой Христос, по Воскресении, со учениками своими имел свидание, — отмечал о. Мелетий. – Здесь прежде находилась церковь; ныне же кроме места, на котором оная существовала, ничего не видно. Алтарь ознаменован священными знаками, и христиане, приходя сюда, отправляют свои моления».

Сообщение калужских дворян Вешняковых весьма краткое (1805 г.): «На одной стороне Елеонской горы находится малая Галилея, где Христос по воскресении явился апостолам. Тут теперь источник ключевой воды». Такую же картину застал здесь Кир Бронников в 1821 году: «Мы, поклонясь месту, идеже стоясте нозе Господни, пошли через малый дол по той же горе в Малую Галилею, в которой ничего нет, кроме низкой каменной стены и цистерны с водой».

30 декабря 1850 года начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский) сделал в своем дневнике такую запись: «Иногда я ходил по окрестностям св. Града и, сам не знаю, по какому тайному влечению, искал наилучшего места для водворения российского духовенства близ священного Елеoнa. Краше и приятнее всех мест показалось мне темя горы Галилеи, смежной с горой Елеонской. Ибо оттуда виден весь Иерусалим, как антидор на блюде усматривается северный залив Мертвого моря и открывается весь гористый обон-пол Иордана с неблазненными пустынями по oбе стороны этой реки священной. На сказанной горе воскресший Господь являлся ученикам своим. Там они видели Его возносящегося на небо и слышали от ангелов предвестие о втором пришествии Его».

На протяжении долгого времени Малая Галилея находилась в запустении. Об этом упоминает архимандрит Антонин (Капустин) (1857 г.), попутно объясняя происхождение её названия. «На этой возвышенности теперь опустелой, мы нашли кучу камней, составлявших некогда здание и окружающих теперь площадку вероятно, помост бывшей там церкви, из-под которого сквозь небольшое отверстие страшно зияла пустая цистерна, поразившая меня своею огромностью, — пишет о. Антонин. — Этот отрог горы Масличной называется теперь горою Галилейской, горою мужей Галилейских, горою Малой Галилеи, удерживая за собою во всяком случае имя Галилеи. Когда, кем и почему усвоилось ему это имя? Не желание ли только объяснить слова евангелиста Матфея о повелении, данном Иисусом Христом ученикам идти в Галилею, и о действительном видении ими Его на горе было причиною, что часть Масличной горы получала особенное имя горы Галилейской, так как гора, о которой упоминается в Евангелии от Матфея, есть, очевидно, та самая, о которой говорится в книге Деяний Апостольских, нарицаемая, Элеон, яже есть близ Иерусалима».

К 1858 году относятся два сообщения иеромонаха Киево-Печерской Лавры Иерофея; он также увидел здесь лишь остатки древних сооружений. «От Елеона я зашел в Малую Галилею, место, где воскресший Спаситель явился апостолам, — пишет о. Иерофей. — Малая Галилея от Елеона не больше версты к северу, через лощину, также на гopе, только не так высокой, как Елеон; там ныне ничего нет, видно только два широких и глубоких колодезя и несколько лежачих разбитых колонн». В другом месте своих паломнических заметок о. Иерофей добавляет: «На этом пути мы вошли прежде в бывшую Малую Галилею, где Спаситель явился апостолам по своем воскресении. На этом месте прежде был женский монастырь, а теперь от него остается только несколько колонн и видны два засоренных колодца».

В следующем, 1859 году, архимандрит Леонид (Кавелин) записал в своем дневнике: «Северная вершина носит название малой Галилеи, или горы мужей Галилейских, потому что, по преданию, здесь был дом, в котором обыкновенно гостили пришельцы галилейские, и в котором также часто проживали апостолы <…> Здесь прежде была церковь, ныне же кроме места, на котором она стояла и сухой цистерны, ничего не видно. Алтарь означен священными знаками, и христиане, приходя сюда, справляют свои моления».

Иеромонах Николо-Пешношского монастыря Иероним (Суханов) (1859 г.) пишет: «На северной стороне (Елеона) – малая Галилея, на которой Господь по Воскресении Своем явился ученикам своим. На ней ничего нет кроме одного пространного подземелья. Вход в оное завален, есть только сверху одно круглое отверстие на площадке, обложенной камнями. Еще ниже от сего стоит один столб четырехсторонний, в нем живет турка, есть еще садов несколько и деревьев».

Вот что сообщалось о Малой Галилее в «Указателе святынь и достопримечательностей в Святой Земле» (Спб. 1868): «Северная вершина называется Горою мужей галилейских. Здесь стояли мужи галилейские и издалека смотрели на вознесение Сына человеческого, а явившиеся ангелы возвестили им второе, славное пришecтвиe Иисуса Христа на землю. И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два стаста пред ними во одежди беле, иже и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зряще на небо; сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо. Тогда возвратишася во Иерусалим, от горы нарицаемыя Елеон, яже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь (Деян 1:10-13). Это место находится за каменной оградой, и, здесь, по мнению некоторых, прежде была гостиница мужей галилейских».

Особый интерес представляет краткое упоминание о Малой Галилее епископа Смоленского и Дорогобужского Никанора (1888 г.): «Возвращаясь с горы Елеонской, я внутренно порывался побывать на горе Галилейской (малой), представляющей как бы отрог горы Елеонской. Там греки заводили монастырек. Но должно было спешить собраться на Иордан».

Инициатором устройства этой обители был святогробский архимандрит Епифаний (Матеос) – церковный историк и археолог. Испросив дозволения у патриарха Иерофея, он обнес стеной участок «Малой Галилеи» и произвел на нем за свой счет раскопки. Над обнаруженным мозаичным полом древней церкви о. Епифаний соорудил небольшую церковь во имя Благовещения (освящена 25 июля 1891 г.), положив начало монастырю, ныне излюбленной загородной резиденции Иерусалимских патриархов. B 1881 г.он был хиротонисан во епископа Иорданского. Жил и умер в «Малой Галилее», где и похоронен.

В 1892 году эти раскопки осматривал известный русский церковный археолог Н. П. Кондаков. Вот его краткие заметки об увиденном: «Рядом с Элеоном на холмике, получившем в последнее время имя Новой Галилеи, согласно приурочению к этому холму известного явления воскресшего Спасителя, мы осмотрели новооткрытый мозаический пол на месте бывшей там усыпальницы, с простым рисунком из розовых розеток и надписью: … помяни рабу Сусанну…(греч.). Возле этой часовни огорожена ныне большая древняя плита с надписью: …могила святого отца нашего Феогена… (греч.). Тут же открыто несколько обломков монолитных колонн и капителей, относящихся к V веку».

О причинах, побудивших греков приступить к строительству обители, сообщает М.П. Соловьев, в 1891 году посетивший близлежащий русский Спасо-Воскресенский монастырь. «Долгое время Елеонская гора была в запустении, если не считать монастыря дервишей и нескольких мусульманских домов, — пишет отечественный автор. — Первыми христианскими владельцами были русские и французы. Архимандриту Антонину (Капустину) удалось, невзирая на происки греков, приобрести участок на самой вершине. Греки спохватились и поспешили начать сбор пожертвований на построение храма Вознесения на северо-восточной возвышенности Елеона, на горе Мужей Галилейских, или на так называемой Малой Галилее. Пока собирались пожертвования, энергичный архимандрит Антонин приступил к построению церкви русской».

Тем не менее, греки обустроили обитель «Малая Галилея», и М.П. Соловьев свидетельствовал об этом: «Мы увидали на отдаленной северной вершине Мужей Галилейскихъ сплошную стену усадьбы Иорданского архиепископа Епифания. Внутри её находится тот Елеонский храм, на который так долго собирались в России греками пожертвования. Храм этот — небольшая часовня, с алтарем без иконостаса, расписанная, как Бог послал, русскими поклонниками, конечно, бесплатно. Она была недавно освящена весьма скромно, без всякого торжества».

Русско-греческое соперничество на Елеонской горе не помешало установлению добрых отношений между соседними обителями. В 1892 году Малую Галилею посетил настоятель Никандровой пустыни, Порховского уезда, Псковской губернии архимандрит Мефодий; вот его рассказ об увиденном: «Mесто это, приобретенное в собственность архиепископом Епифанием, обнесено высокой каменной стеной, усажено маслинами и виноградником; тут находятся два флигеля для помещения служащих и небольшая, но довольно красивая, вся расписанная церковь, с престолом у стены, — на месте, где любила Царица Небесная уединяться в молитве и, взирая на место вознесения Своего возлюбленного Сына, соединяться с Ним. В сей-то церкви мне –первому из русских, судил Господь совершить литургию в Лазареву субботу, 28-го марта, в присутствии хозяина – архиепископа Епифания. Пели русские певчие довольно».

Архимандриту Мефодию довелось вторично посетить Малую Галилею и снова принимать участие в богослужении. «Я отправился в Малую Галилею на ночлег, так как на следующий день имел там совершать богослужение; за мной вслед приехали: сам хозяин – преосвященный Епифаний, сестра моя и другие многие богомольцы, узнавшие, что я, по случаю дня моего ангела, намерен там служить литургию, — пишет о. Мефодий. — Вечером, в первый день, в воспоминание явления Спасителя Своим ученикам, мы совершили крестный ход на то самое место, где последовало это явление. Прочитав здесь на сей случай Евангелие и сказав сугубую ектенью, мы возвратились в храм. Было уже темно, когда мы расходились из храма по кельям – я с преосвященным, а сестра – со своими товарками. Подкрепившись затем чайком и ужином, усталые, мы крепко уснули, чем и закончили первый день святой Пасхи.

6 апреля, пасхальный понедельник, день моего ангела. Рано утром я отправился в церковь, где совершил пасхальную утреню и часы, а во время последних – проскомидию. Литургия совершалась соборе, в сослужении двух иеромонахов и иеродиакона, приглашенных владыкой из Патриархии; пели pyccкиe певчиe из богомольцев. После литургии соборе был отслужен молебен святителю Мефодию, с провозглашением мне многолетия; так я праздновал день своего ангела в Иерусалиме в первый и, может быть, последний раз в моей жизни».

Предание говорит, что именно здесь явился апостолам Господь по Воскресении Своём, когда «они подали Ему часть печёной рыбы и мёд» (Лк. 24:42). B память этого в обширном саду, обнесённом стеной, стоит открытая часовня, ниже уровня земли, с двухсторонней иконой, изображающей учеников, окруживших Воскресшего Учителя. Нa стене надпись на нескольких языках, повествующая об этом евангельском событии.

Там же стоят два фрагмента колонн, один против другого: это остатки столпов, поставленных в древности на месте Вознесения Господня в память двух ангелов, явившихся апостолам тотчас после Вознесения. Эти столпы были перенесены на Малую Галилею, когда место Вознесения и храм на нем оказались в руках мусульман, не допускавших туда христиан молиться. Тогда службы совершались в построенном тут же храме во имя Явления Воскресшего Господа мужам галилейским, от которого уцелел до нашего времени только престол на колонках, с памятным камнем под ним, на котором выложен крест.

Теперь этот престол стоит в притворе отстроенной на этом месте трехпрестольной церкви, оконченной в 1907 году. Она не отличается ни архитектурой, ни внутренним убранством. Против входа устроен главный придел, а два малых по бокам значительно ниже его, так что к ним ведут по сторонам лестницы. В крипте храма устроена усыпальница Иерусалимских Патриархов и видных иерархов, в т. ч. основателя храма и обители архиепископа Иорданского Епифания (сконч. 1908 г.), Патриарха Иерусалимского Тимофея (сконч. 1955 г.) и др. Напротив церкви в ограде её большое строение; здесь теперь летняя резиденция Иерусалимских патриархов.

Красивая аллея ведет от этого храма на юг и приводит к маленькой, прячущейся в зеленой листве церковке. Она стоит на месте, гдe молилась Пречистая Матерь Божия после Вознесения Сына и где архангел Гавриил возвестил Ей о Её предстоящем отшествии от земли. Трогательное изображение Её молитвы здесь, когда даже деревья Елеонской горы преклоняются вместе с Владычицей, помещается внутри этой церковки. Иконостас отсутствует, под престолом — камень, на котором стояла Пречистая. На полу местами следы древней мозаики. Это тот самый храм, построенный архимандритом Епифанием.

Незадолго до 1-й Мировой войны здесь побывал старообрядческий епископ Александр. «Мы пошли в малую Галилею, иначе называемую гора Галилейских мужей, с новыми постройками келий, церкви и часовни, — вспоминал владыка. — Сюда приурочивают 1-е явление Христа апостолам и ядение Им рыбы. В храме мы нашли две древние иконы в алтаре Сретения Господня, а на стене, вправо от входа, Воскресения Христова, большое по размерам, очень хорошее по сохранности и по рисунку. Над входом в церковь древняя Богородичная икона. Здесь молодая русская девушка, из Челябинска, живет 3-й месяц для объяснения паломникам, — что есть в храме, как она сказала нам. По словам же (местного гида) Абрама, это герондиса…»

В январе 1934 года Малую Галилею посетил архиепископ Нестор (Анисимов) (РПЦЗ), где он встретил своих соотечественников-эмигрантов. «Недалеко от нашего Елеонского монастыря находится греческий монастырь, так называемая Малая Галилея, ибо некогда здесь во дни Христа Спасителя находилось подворье галилеян, — пишет владыка Нестор. — Там живут престарелые греческие  монахини, среди них находится русская монахиня, которая художественно пишет иконы, и русский игумен отец Серафим тот самый, который в 1920 году самоотверженно перевез останки Великой Княгини Елизаветы Федоровны с Урала в Иерусалим кружным путем, через Сибирь, Пекин, Шанхай и Суэц».

Игумен Серафим (в миру Кузнецов Георгий Михайлович) (1872-1959); в 1897-1903 гг. послушник Белогорского Свято-Николаевского монастыря Пермской епархии. В 1903 году принял монашеский постриг, в 1904 году — сан иеродиакона. Основатель и начальник Серафимо-Алексеевского скита при Белогорской обители (с 1904 г.). Иеромонах (с 1905 г.), игумен (с 1912 г.). Инициатор создания нескольких мужских пустыней, возрождения Бахаревского Серафимо-Алексиевского, Богородице-Казанского женского монастыря (1908 г.), а также основатель Елисавето-Мариинского монастыря (1916 г.). Активный деятель православно-монархического движения. Автор многих публикаций. Полковой священник в годы 1-й Мировой (Великой) войны (1914-1917). С армией А. В. Колчака прибыл в г. Алапаевск, место казни родственников царской семьи. Преодолевая многие трудности, вывез Алапаевских мучеников в Пекин (1919-1920), а затем мощи Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и монахини Варвары в Гефсиманию. Проживал в Палестине; после разделения юрисдикций отказался присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и просил патриарха Иерусалимского Дамиана принять его под свой омофор. Патриарх благословил иеромонаху Серафиму поселиться при резиденции Иерусалимского Патриархата в Малой Галилее, где отец Серафим жил до caмой смерти.

В апреле 1947 года Малую Галилею посетила паломница из русского Зарубежья Александра Гаврилова. Вот её рассказ об увиденном: «7 апреля 1947 г. Утро; часть Елеона покрыта густым быстро ползущим, ощутимым туманом; а часть уже сияет в солнце. Город обложен как бы темной тучей «туман с Яффского моря», но часть тоже начинает светлеть. Спозаранок сходила в Малую Галилею это тут же, на Елеоне к северу, было излюбленным местом остановок галилеян, прибывающих в Храм и место собрания апостолов. Там церковь интересной формы: часть её над уровнем земли, а часть ниже уровня. Много хороших русских икон, хотя храм греческий. В одном месте древняя колонна отмечает какой-то замечательный пункт; место огорожено. Объяснители здесь плоxиe, да и просто никого не видно. Горница ли это Фомы Неверного? Там написан текст по-русски и по-гречески: И дали Ему хлеба и рыбу и ел. Как будто указывается на явлениe Воскресшего Спасителя здесь, в Малой Галилее».

Другая паломница-эмигрантка – Лидия Ступенкова, побывавшая здесь в 1953 году, как бы обобщает всё сказанное выше: «Елеонская гора была любимым местом посещения и молитвы Пречистой Матери Спасителя. Малая Галилея, расположенная на склоне этой горы, принадлежит грекам и служит резиденцией Патриарха Иерусалимского. Среди садов, кипарисов и сосен там находятся храмы и часовни, посвященные евангельским событиям: первого явления Спасителя по Воскресении, когда взяв печеную рыбу и сотовый мёд, Он вкушал их с учениками; явления архангела Гавриила, с пальмовой ветвью Богоматери возвестившего о Её скором Успении; с сонмом ангелов здесь Она Сама явилась собравшимся на камне апостолам и Фоме и открыла им тайну Своей постоянной заботы об оставшихся в живых и даровала Свой пояс, упавший на камень и оставивший следы».

В те годы Иерусалимскую Церковь возглавлял патриарх Тимофей, но, будучи уже недееспособным, он постоянно проживал на Малой Галилее. Об этом пишет епископ Чикагский Серафим (РПЦЗ); он навестил патриарха в 1952 году. «Еще перед своим отправлением в Иерусалим, на второй день своего пребывания в Палестинe, я сделал визит Тимофею в его летней резиденции на Малой Галилее на Елеоне, по соседству с нашим женским (Спасо-Вознесенским) монастырем, — вспоминал владыка Серафим. — Передав патриарху привет от участвовавшего некогда в его архиерейской хиротонии нашего владыки митрополита Анастасия, я, по древнему обычаю, благословился у Его Блаженства на посещение святых мест <…> Сам патриарх произвел на меня очень приятное впечатление доброго и симпатичного старца. К сожалению, болезнь пляска св. Витта, не позволяет ему совершать богослужения и самому непосредственно управлять Пaтpиapxиeй. Управление последней находится сейчас почти целиком в руках наместника патриарха митрополита Афинагора, присутствовавшего, между прочим, при моем визит к патриарху».

Как известно, Русская Зарубежная Православная Церковь (РПЦЗ) до 2007 года находилась в расколе с Московской Патриархией, что сказалось на статусе епископа Серафима во время его пребывания на Святой Земле. «Патриарх дал мне благословение и заявил, что он ничего не имеет против моего служения в русских храмах, — вспоминал владыка Серафим. — Что касается служения у Гроба Господня, то он просил воздержаться от такового, т.к. поступил протест от Московской Пaтpиapxии, с которой они связаны официальным признанием. Я не стал настаивать».

Группа паломников из русского Зарубежья (1953 г.): «В Малой Галилее мы были приняты патриархом Иерусалимским Тимофеем, преподавшим каждому благословение, и давшему книгу-описание Иерусалима и свой портрет. Угостил шоколадными конфетами… У всех патриархов в приемных мы видели большие портреты наших царей и цариц, а во всех бесчисленных монастырях и церквах иконы в серебряных окладах, церковные сосуды, драгоценные лампады и богатейшие облачения все русское».

Паломница А. Полетаева (Бельгия) (1955 г.):«Мы получили благословение от Иерусалимского патриарха Тимофея, также подарок — книгу Описания св. мест Палестины, иконку и фотографию Его Святейшества. Патриарх уже в преклонных летах, но лицо молодое, без морщин, и чудные глаза. В покоях его царило благоухание, кругом цветы: и не ушла бы из комнаты. Владыка наш преподнес Блаженнейшему патриарху в подарок икону преп. Серафима Саровского чудотворца. Патриарх благодарил, сказал, что очень рад нас видеть, что вот сейчас мы приезжаем десятками, а в скором времени будем приезжать сотнями. Дал бы Бог!

Поблагодарив за все хорошее, мы вышли. И вдруг, тут в саду Малой Галилеи, встретили… владыку Иоанна III-го! Для меня это была такая радость! Я подошла благословиться, и владыка был очень удивлен увидать здесь дрезденку. Вспомнили все давно позабытое, всех русских друзей в Дрездене. Мне было так особенно приятно, словно увидала кусочек моей второй родины, и это я тоже сказала владыке. Он положил свою руку мне на голову и подержал ее, и еще благословил меня. На другой день я еще встретила его».

В 1957 году Малую Галилею посетил тогдашний начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат) архимандрит Пимен (Хмелевский). В тот же день он сделал в своем дневнике такую запись: «18 января 1957 года. В этот день вечером я посетил в Малой Галилее нашего дорогого старца игумена Серафима (Кузнецова) его скромной келье, овеянной благодатью святых молитв верного сына Русской Православной Патриаршей Церкви. Отцу Серафиму 83 года, но он бодр и жизнерадостен, хотя телесные немощи, по его словам, все чаще и чаще стали посещать его организм. Мне показали небольшую греческую церковь, в которой игумен Серафим служит по благословению Иерусалимского Патриарха. Престол здесь находится у алтарной стены, как и во многих православных алтарях Старого Города». (В 1945 году игумен Серафим присоединился к Московской Патриархии. Скончался 22 февраля / 7 марта 1959 г. Похоронен недалеко от кельи, где и подвизался).

Малая Галилея в записках паломницы И. В. Флегинской (США) (1964 г.)

Малая Галилея находится совсем близко от русского монастыря, на Елеонской горе. Она так называется, потому что во времена Спасителя там была гостиница для галилеян, приходящих в Иерусалим, главным образом, на разные праздничные торжества. Считается, что ангел, говоривший с женами мироносицами и сказавший им: «Скажите ученикам Его и Петрове, что Он воскрес и предварит вас в Галилее», имел ввиду именно эту „Малую Галилею, где Спаситель часто бывал со своими учениками и где Он явился им по воскресении и ел перед ними печеную рыбу и мёд в сотах, чтобы доказать, что Он не дух, но имеет свою плоть и кости. Причем, Спаситель вошел в горницу и стал посреди учеников, когда двери горницы были заперты. Двусторонняя икона, знаменующая это событие, находится там в саду, в маленькой часовне.

Теперь, в Малой Галилее летняя резиденция Иерусалимского патриарха. Патриарх вышел к паломникам в сад, где было возвышенное седалище для него и перед ним, полукругом, были расположены каменные и деревянные скамьи для паломников, и они все по очереди, подошли к патриарху под благословение; он предложил им сесть на эти каменные и деревянные скамьи, стоявшие кругом, и им принесли очень сладкий и крепкий турецкий кофе в маленьких турецких чашечках. Потом паломники пошли на высокую террасу позади дома патриарха. С этой террасы открывается удивительно красивый вид на всю окрестность, на лиловатые при вечернем освещении далекие холмы, на весь Иерусалим с христианскими храмами и мусульманскими мечетями, на живописную иерусалимскую стену с бойницами наверху её, ослепительно-белыми от покрывающей их белой пыли шоссе, на разнообразные постройки с плоскими крышами, а ближе всего виднелись посадки низеньких маслин и какие-то очень маленькие, квадратные домики с одним или двумя крошечными окнами без стекол, домики без двери, но, чтобы закрыть входное отверстие от жгучих лучей солнца, на него навешивается жалкая, дерюжная занавеска. Вообще, местное население живет в исключительно бедных условиях. Паломники долго стояли на террасе, любуясь этим широким видом. Матушка, наша регентша, предложила нам спеть несколько песнопений, что мы и сделали, но становилось неуютно из-за довольно сильного, вечернего ветра, и мы вскоре направились назад.

Красивая прямая аллея ведет через сад к маленькой часовне, поставленной на месте, где молилась Пресвятая Дева после Вознесения Сына и где, по преданию, позже, архангел Гавриил с райской ветвью в руках, возвестил Пресвятой Деве о Её, желанном для Неё, скором отшествии от земли. В часовне имеется икона, изображающая Пречистую во время Её молитвы, когда все, даже деревья Елеонской горы, преклоняются вместе с Владычицей. Иконостаса там нет, как во многих храмах в Иерусалиме, а под престолом камень, на котором стояла Пречистая.

Напротив резиденции патриарха выстроена недавно небольшая церковь во имя «Явления Воскресшего Господа мужам Галилейским»; на этом месте раньше был храм, от которого уцелел только престол на колонках, с памятным камнем под ним, на котором выгравирован крест. Тут же, около часовни, стоят два мраморных белых столпа, сооруженных в память о двух ангелах, явившихся апостолам, после Вознесения Спасителя и сказавших им: «Сей Христос, вознесшийся от Вас, такожде приидет, им же образом видесте Его, грядуща на небо». Столпы эти первоначально стояли около места Вознесения и были перенесены сюда, когда вся вершина горы Елеонской была в руках мусульман, не допускавших туда христиан.

Владыка Мефодий повел паломников посетить Малую Галилею, уже в самом конце их пребывания на Святой Земле и там, сидя на террасе, перед чудным этим широким видом, открывающимся оттуда, почувствовалось впервые, как душа переполнена массой впечатлений, совершенно новых для большинства паломников, необыкновенных и огромных, и, что уже трудно уместить всё это в своем мозгу и в своём сердце и хотелось бы остановиться и как бы собраться с мыслями, но в то же время, жаль было пропустить, что-нибудь из того, что они имели возможность видеть и приходилось дальше набираться впечатлений, откладывая на потом старания уяснить себе, усвоить и запомнить всё виденное и пережитое на Святой Земле.

Малая Галилея в записках паломницы Любови Миллер (Австралия) (1978, 1989 гг.)

1978 г. Малая Галилея находится совсем рядом с Елеонской обителью. Это место принадлежит грекам, и здесь построена летняя резиденция пaтpиapxa Иерусалимского. Малая Галилея изумительное по красоте место. Тишина и покой кругом. Много тенистых высоких деревьев; оливы, цветы и красивая аллея, усаженная высокими кипарисами, ведет от ворот к небольшой часовне, построенной на месте разрушенного храма царицы Елены, и там большая двухсторонняя икона, изображающая Спасителя, явившегося Своим ученикам после Своего Воскресения.

Рядом с часовней стоит красивый каменный храм. При входе — престол, а под престолом вделан в мраморный пол кусок камня с Синая. На этом месте Господь беседовал с апостолами после Своего Воскресения, здесь же и собирались ученики Его для уединения и молитвы. Храм внутри весь белый. В алтаре за престолом стоит большой обгорелый крест-Распятие. Раньше этот крест стоял на месте Голгофы Господней, но во время случившегося, по вине армян, пожара в 1808 году, крест обгорел покрылся пузырьками и пупырышками, но изображение всей фигуры Распятого Иисуса Христа, написанного красками, совершенно не было тронуто огнем. Всё тело Христа ровное и гладкое на ощупь, как будто только что написано. В этом убедились наши мужчины-паломники, которые вошли в алтарь.

Из главного храма ведут ступени в нижнюю церковь. Здесь весь иконостас прислан из России. Обращает на себя внимание прекрасное изображение святителя Николая справа, а напротив алтаря висит большая икона нашего родного святого Серафима Саровского чудотворца. Мы все пропели величание преподобному. И странным кажется, что в далекой стране от России, в Иерусалиме, в греческом храме висит этот образ нашего русского святого.

Согласно преданию, Пресвятая Богородица, живя у любимого ученика Христова Иоанна Богослова, приходила сюда, в Малую Галилею, каждый день молиться, и деревья вокруг Неё склонялись до земли. Незадолго до своего отшествия, когда Пречистая молилась здесь, явился Ей архангел Гавриил с ветвью из рая и сказал Ей о скором Её Успении. На этом месте стоит небольшая церковь, и внутри над алтарем икона, изображающая молящуюся Царицу Небесную и архангела Гавриила с ветвью в руке.

Описывая Малую Галилею, хочется еще добавить, что за маленькой церковью находится греческое кладбище, и там — надгробная плита с надписью: «Игумен Серафим, начальник Свято-Серафимовского скита Пермской епархии. Он привез гроб с телом мученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны в Иерусалим в 1920 г. 1875-1959».

1989 г. Малая Галилея, которую мы осматривали, находится совсем недалеко от Елеонского монастыря. В Малой Галилее собирались ученики Спасителя после Его крестной смерти. Здесь Он им являлся. Сюда ходила и Пресвятая Богородица молиться, и Ей здесь было извещено архангелом Гавриилом о Её скором успении. Малая Галилея является местом летней резиденции патриарха Иерусалимского. Малая Галилея это большой парк с высокими деревьями и цветами. От ворот ведет аллея, обсаженная кипарисами, к часовне, построенной на месте разрушенного храма царицы Елены. Там стоит большая двухсторонняя икона с изображением Спасителя, явившегося апостолам после Своего Воскресения. Рядом с часовней высится большой храм. Он двухэтажный. Верхний, главный храм весь белый. У входа сооружен престол, под которым в мраморный пол вделан кусочек камня, кажется, с Синая. С левой стороны главного храма идут ступени вниз, в нижнюю церковь. Она прекрасна, весь иконостас из икон, присланных из Poccии со славянскими надписями. Особенно выделяется здесь образ святителя Николая Чудотворца, а напротив, на стене, висит большая икона св. Серафима Саровского. Мы помолились как наверху, так и в нижнем храме, и пропели здесь тропарь преподобному Серафиму Саровскому.

В другом конце парка Малой Галилеи стоит небольшая церковь. По преданию, сюда и приходила Пресвятая Богородица молиться, и во время Её молитвы деревья вокруг Неё склонялись до земли. Это и изображено на иконе, которая является центральной в этой церкви. Как хорошо здесь молиться. Ведь здесь молилась Сама Пречистая Дева Мария. За этой церковью находится небольшое кладбище. Здесь лежит игумен Серафим, который много потрудился для памяти св. преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны и привез её тело и тело св. инокини Варвары, с большими трудностями, из Poccии в Иерусалим в 1920 году.

Источники и литература:

1. Архимандрит Антонин (Капустин). Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году. М. 2007. С. 109-110.
2. Гаврилова Александра. Записки паломницы (1945-1947 гг.). Джорданвилль, 1968, С. 106.
3. Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока, Киево-Печерской Лавры иеромонаха Иерофея, в 1857 и 1858 годах. Киев, 1863. С. 128.
4. Кир Александра, епископа Рязанского и Егорьевского (старообрядческого), Дневник путешествия в Палестину. М. 1916. С. 55.
5. Книга странствий иеромонаха Николо-Пешношского монастыря Иеронима (Суханова) в 1858 и 1859 гг. в Иерусалим и гору Афонскую. М. 2014. С. 206.
6. Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб. 1904. С. 258.
7. Мефодий, архим. Дневник палестинского паломника. Спб. 1893. С. 31.
8. Миллер Любовь. Египет, Синай, Святая Земля // Православная Русь, 1989, № 12. С. 10.
9. Нестор (Анисимов), архиепископ. Святая Земля. (Иерусалим и Палестина). Гонконг-Киев-Тель-Авив, 2015. С. 87.
10. Никанор, епископ Смоленский и Дорогобужский. Воспоминания о Святой Земле и Афоне. Сп. 1898. С. 119.
11. Паломничество на Святую Землю в 1964 году. Нью-Йорк, 1966. С. 62-64.
12. Пимен (Хмелевский), архиеп. Дневники. Русская Духовная миссия в Иерусалиме 1955-1957 гг. Саратов, 2008. С. 378.
13. Полетаева А. По Святой Земле. Впечатления паломницы. Бельгия, 1955. С. 53-54.
14. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. т. 4. Спб., 1896. С. 64.
15. Путешествие в Иерусалим Саровския общежительныя пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. 2-е изд. М. 1800. С. 294.
16. Путевые записки во святый град Иерусалим и в окрестности оного Калужской губернии дворян Вешняковых и мядынского купца Новикова в 1804 и 1805 годах. Хабаровск, 2013. С. 73.
17. Путешествие к святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым. М. 1824. С. 70.
18. Святая Земля. Париж, 1961, С. 69.
19. Соловьев М.П. По Святой Земле (1891 г.). Спб. 1897. С. 193.
20. Спутник паломника по святым местам. Париж, 1984, С. 34.
21. Ступенкова Лидия. Пасха в Святой Земле. Мюнхен, 1955, С. 24.
22. Указатель святынь и достопримечательностей в Святой Земле. Спб. 1868. С. 54-55.
23. Хождение Игнатия Смолнянина. 1389-1405 гг. // Православный Палестинский Сборник. Т. IV