Ярослав Гоць. О воскрешении Лазаря

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Днесь Вифания предвозвещает воскресение Христа Жизнодавца, востанием Лазаревым ликовствующи» (1-я песнь канона).

Такими словами сегодня Святая Церковь вспоминает одно из самых удивительных событий Евангельской истории – Воскрешение Лазаря.

Это событие произошло в небольшом селении Вифания недалеко от Иерусалима. Господь Иисус Христос нередко посещал Вифанию и дом, в котором жил Лазарь и его сестры Марфа и Мария. Именно в этом доме, согласно Преданию, произошел случай, описанный евангелистом Матфеем в 12-ой главе – прощение блудницы.

Но в этот раз Господь посещает Вифанию со Своими учениками по особому поводу. Господу Иисусу Христу сказали о том, что болен тот, кого Он любит. Болен Его близкий друг Лазарь. Христос говорит, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославился Сын Человеческий. Приближающегося к Вифании Христа встречают сестры Лазаря Марфа и Мария словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Евангелист Иоанн указывает на то, что Иисус восскорбел при виде сестер и прослезился, показав тем самым то, как Он любил своего друга.

«Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством», — говорит свт. Иоанн Златоуст.

Придя на место погребения Лазаря, Христос повелевает, чтобы отняли камень от дверей гроба. Христос произносит молитву к Богу Отцу и потом возглашает громким голосом: «Лазарь! Выйди вон».

Это чудо потрясло иудейское общество. Многие иудеи уверовали во Христа, и это возмутило первосвященников и фарисеев. Это событие стало «последней каплей», последним поступком, который настолько возмутил их, что они задумали убить Христа в то время, когда Он придет на праздник Пасхи в Иерусалим.

Первосвященник Каиафа произнес пророчество: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы погиб весь народ» (Ин 11:50). Евангелист Иоанн сам толкует это место, говоря, что Каиафа предсказал, «что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и разсеянных чад Божиих собрать во едино» (Ин 11:52).

Именно воскрешение Лазаря, совершенное Господом накануне Его страданий, должно было утвердить учеников Христа в страданиях и событиях, которые они должны были испытать, увидев Спасителя, преданным в руки первосвященников и иудейских старейшин. Когда наконец их Учитель, недавно воскресивший из мертвых четверодневного мертвеца, будет Сам предан на распятие и смерть, а также помочь им осознать и утвердить их в истинности воскресения Самого Христа.

Праздник был установлен именно в этот день потому, что, как об этом свидетельствует святой евангелист Иоанн Богослов, именно воскрешение Лазаря стало причиной ополчения первосвященников против Христа. Апостол Иоанн в своем Евангелии говорит о том, что «с этого дня (первосвященники и фарисеи) положили убить Его (т.е. Иисуса)» (Ин 11:53). Еще одной причиной установления праздника накануне Недели Ваий является то, что воскрешение Лазаря стало прообразом воскресения Христа, но при этом литургическое предание Церкви нарушает евангельскую историю, т.к. между воскрешением Лазаря и Входом Господним в Иерусалим прошло неопределенное количество дней. В это время Христос находился в городе Ефраиме близ пустыни (Ин 11:54).

Сегодняшний праздник – Воскресение праведного Лазаря – накануне страданий Спасителя уверяет нас в Его воскресении и нашем всеобщем воскресении. И об этом мы должны всегда помнить.

Каждый человек в какой-то степени похож на Лазаря, возлюбленного друга Христа, но только умершего от болезни не телесной, а духовной. Внутри каждого есть этот умерший друг Христа, который умер, быв побежден грехом, но слова Христа, некогда обращенные к мертвому Лазарю, сегодня обращены к каждому из нас. Он говорит нам, чтобы мы вышли из темницы греха, как некогда Лазарь из гроба, чтобы отрешились от тины страстей, как Лазарь снял с себя погребальные пелены, вошли в святые дни Страстной седмицы, приближаясь к светоносному дню Воскресения Христова, помня о том, как возлюбил нас Господь и какой дорогой ценой куплено наше спасение.

«Молитвами Лазаря, Марфы же и Марии, нас сподоби зрителей быти креста и страстей Твоих Господи, и светоносицы дней и царицы воскресения Твоего Человеколюбче» (5-я песнь канона).

Аминь.


Опубликовано 16.04.2011 | Просмотров: 189 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter