Вячеслав Кувшинов. Приидите, званые, на вечерю

Вячеслав Кувшинов. Приидите, званые, на вечерю

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда-то весь мир знал Россию как православную страну. Народ, вышедший из купели Владимирова крещения, возводил и благоукрашал тысячи Божиих храмов. По праздничным дням все семьями шли в церковь. Одним словом, наши предки жили на земле так, чтобы наследовать обители небесные.

Но что же мы видим сейчас, спустя тысячу с лишним лет, прошедшие со святого крещения Руси? Народ, который обещался в верности Господу… Что стало с ним теперь? Ныне уже трудно узнать в нашей Родине некогда Святую Русь – настолько серьёзные изменения в ней произошли. Чтобы в этом убедиться, достаточно пойти из храма домой: повсюду пестрит реклама, которая пробуждает в человеке самые низменные – животные – инстинкты. По телевидению вместо добродетели восхваляется порок. А если обратить внимание на людей, которые окружают нас каждый день на улицах города или в метро, на то, к чему направлены их устремления – к горнему миру или простираются доле – мы увидим отнюдь не то, чему следовало бы подражать в нашей жизни. В наше время пышным цветом зацвели себялюбие, погоня за наслаждениями, за комфортом, погоня за наживой, за корыстью, зависть, искание своего; совсем не то, чему наставляет нас Спаситель, заповедавший «иметь любовь между собою» (Ин 13:35); и совсем не то, чему учит нас святой апостол, пишущий, что любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (1Кор 13:4-5). Ныне же повсюду мы наблюдаем охлаждение в любви (Мф 24:12) и в вере, как и предсказывал Господь, говоря о последних временах и вопрошая с упрёком: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8).

Верно слово евангельское, сбывающееся в наши дни: «И как было во дни Ноевы, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лотовы: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили» (Лк 17:26-28). Точно так же и сегодня: люди настолько осуетились, что, занятые мирскими заботами, забыли про благую часть, которая, – по слову Спасителя, – не отнялась бы у них (Лк 10:42). Многие отговариваются, что им некогда ходить в церковь, в то время как в воскресный день, вместо храма Божия, они спешат на рынки и в развлекательные центры. Другие защищаются, говоря, что это их единственный выходной, и в воскресенье они будут отдыхать. Но как гласит пословица, кто хочет прийти, приходит, а кто не хочет, тот ищет причины. Подумать только, настолько заняты, что не могут прийти в храм Божий и причаститься святых Христовых Тайн! Не могут или не хотят, потому что равнодушны к своему собственному спасению.

Между тем как Господь Бог уже совершил и приготовил всё потребное для нашего спасения. Вот, Христос приходит в мир, раждается на земле от Девы; не ходатай, ни Ангел, но Сам Господь воплощается ныне (ирмос 4 песни канона из Последования ко святому причащению), чтобы лично, Своею жизнью и Своею смертью, искупить человечество из состояния греха, и Своим «тридневным и живоносным Воскресением падшаго праотца восставить» (из молитвы 3-й, Симеона Метафраста, Последования ко святому причащению). Нам же остаётся лишь принять совершённое Спасителем, сделать ответный шаг в сторону призывающей благодати Божией. Как говорит об этом сегодняшняя притча, чтение которой мы слышали из Евангелия: «Один человек сделал большой ужин, и звал многих…: «Идите, ибо уже всё готово» (Лк 14:16-17).

В сегодняшней притче Господь уподобляет Царствие Божие вечери, которую устраивает некий господин, под которым мы понимаем Самого Господа. На Древнем Востоке каждого гостя на подобный пир приглашали дважды. Первый раз извещали о том, что он приглашён, и получали от последнего обещание прийти тогда, когда всё будет готово. Когда же наступало время трапезы, господин посылал раба позвать званых во второй раз. Но что же мы слышим в ответ от тех, кто перед этим уже было дал своё согласие прийти на вечерю? «И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти»» (Лк 14:18-20). Таким образом, мы видим, что у всех званых внезапно появились различные неотложные дела (нелепые по своей сути отговорки), которые не позволяют им выполнить обещание и прийти на вечерю.

В святом Крещении мы даём Богу обещание доброй совести. Предки наши, принявшие святую Православную веру, старались жить на земле так, чтобы наследовать обители небесные, чаяли и готовились ко второму и славному пришествию Христову. Но спустя века, будучи уже приглашены, мы, их потомки, вдруг отказываемся от вечери, вдруг перестаём посещать храмы Божии, вдруг заявляем, что церкви нет места в нашей жизни. Что же будет «в тот день, когда Сын Человеческий явится… Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле»? (Лк 17:30; 18:8). Мы должны постоянно приводить себе на память слова Спасителя, «паки грядущего со славою судити живым и мертвым» (Никео-Цареградский Символ веры): «в чём Я застану вас, в том и буду судить» (аграфа, см. Иустина Философа «Разговор с Трифоном Иудеем», гл. 47).

Господь призывает нас, но Он не будет призывать нас вечно. Святые праотцы (памяти которых посвящена нынешняя Неделя), получив великие обетования о грядущем Искупителе, жили надеждой на их исполнение. Как они желали достичь нашего времени и стать свидетелями исполнения своих чаяний! Лишь немногие ветхозаветные праотцы смогли своими устами произнести: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко» (Лк 2:29) и с миром отошли ко Господу. Мы же, которые получили исполнение древних обетований, не замедлим, но откликнемся на Божий призыв сейчас; войдём в радость Его (Мф, 25:21), пока не прошло время благоприятное, пока не престал день спасения (1Кор, 6:2), пока ещё слышен за дверями голос, говорящий: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр, 3:20).

Дело остаётся за нами. Поэтому от нас зависит, отзовёмся мы с вами на призыв Христа или нет. Посланный же раб Господина возвещает: приидите, званые, на вечерю, ибо всё готово уже (Лк 14:17).

Аминь.


 Литература

1. Библия.
2. Бломберг К. Интерпретация притчей / Пер. с англ. – М., 2005.
3. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем / Пер. прот. П. Преображенского // Сочинения Св. Иустина, Философа и мученика – М., 1892. С. 132-362.
4. Книга правил.
5. Последование ко святому причащению.

Проповедь студента II курса академии чтеца Вячеслава Кувшинова, произнесенная 26 декабря 2010 года в Иоанно-Богословском академическом храме за Божественной литургией.


Опубликовано 26.12.2010 | Просмотров: 260 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter