Вступительное слово протоиерея Димитрия Юревича на IV Студенческой научно-богословской конференции СПбПДА

yurevich

Дорогие о Господе участники форума!

Наша студенческая конференция, которая стала традиционной и ежегодной, проходит уже в 4-й раз. Каждый год, готовясь к проведению очередного форума, мы старались учесть предыдущий опыт, чтобы сделать ваши встречи и общение более интересными и плодотворными.

Нынешняя конференция имеет свои особенности. Большую часть организационной работы взяло на себя созданное несколько месяцев назад Студенческое научное общество нашей академии. Проявленная нашими студентами инициатива позволила расширить секционную тематику и заранее выпустить сборник с вашими материалами. Последнее дает огромное преимущество для докладчиков: вы не только получите и привезете домой сборник с научной публикацией, но и будете иметь возможность более свободно – а иногда и более кратко – излагать материал на секционных заседаниях, ведь полные тексты уже доступны всем желающим в печатном виде, а также постепенно будут размещаться на официальном сайте духовной академии, причем не как интернет-публикации, а как электронные копии докладов из печатного сборника с точным сохранением текста страниц.

Мне не хочется говорить много о формальной стороне конференции, поскольку вы, как ее соучастники, вправе дать свою оценку. Я предпочел бы сказать несколько слов о том, какова ее цель.

Для этого предлагаю вспомнить замечательные слова прп. Никодима Святогорца из его «Невидимой брани», сказанные на другую тему, но здесь вполне уместные. «Немало таких, – говорит святой подвижник, – которые говорят, что совершенство жизни христианской состоит в пощениях, бдениях, коленопреклонениях, спании на голой земле и в других подобных строгостях телесных. Иные говорят, что оно состоит в совершении многих молитвословий дома и в выстаивании долгих служб церковных. А есть и такие, которые полагают, что совершенство наше всецело состоит в умной молитве, в уединении, отшельничестве и молчании. Наибольшая же часть ограничивает сие совершенство точным исполнением всех уставом положенных подвижнических деланий, не уклоняясь ни к излишеству, ни к недостатку в чем-либо, а держась золотой середины. Однако ж все эти добродетели одни не составляют искомого христианского совершенства, но суть лишь средства и способы к достижению его»[1].

Отталкиваясь от этой мысли подвижника можно сказать, что немало таких, которые рассматривают участие в конференции как очередной шаг в написании своей кандидатской или магистерской работы, как возможность апробации новых идей, к которым вы пришли в результате своего исследования. Это действительно так, но хотелось бы, чтобы и на это вы смотрели в более широком контексте – как возможность вдохновить себя и других участников форума на серьезную, систематичную и последовательную научную работу. Такую научную работу, которая, понимаемая как стремление к удовлетворению жажды христианского знания, будет с вами всегда. Отсюда, в свою очередь, и научная деятельность христианина не является для него самоцелью. Она может быть поставлена в один ряд с перечисленными выше преподобным Никодимом Святогорцем церковными средствами, служащими к приобретению христианского совершенства.

Раз научная деятельность может стать нашим служением Богу, давайте поговорим о той непростой ситуации, в которой находится наша церковная наука, вступив в XXI столетие.

Иногда говорят о кризисе современного русского богословия. Думаю, что, прибегая к символическому языку прот. Г. Флоровского, лучше говорить не о «кризисе», а о «распутье» русского богословия, которое предстает как интеллектуальный соблазн, довольно традиционный для русской культуры — западничество или почвенничество. Очевидными на первый, поверхностный взгляд являются два пути, один из которых может увести далеко в сторону, а другой завести в тупик. Первый путь — это признание превосходства западной богословской науки, работа которой не прерывалась в XX веке. Однако признание превосходства у многих ведет к потери чувства собственного достоинства, к ощущению некоей неполноценности… В результате в научных исследованиях мы сталкиваемся с почти механистическим усвоением результатов западных исследователей. Опасность этого пути — в усвоении методологически чуждых православному богословию установок католической, протестантской или даже скептической науки вместе с усвоением огромного массива фактов.

Второй путь — возвращение на 100 лет назад и попытка абсолютно во всем продолжить традицию русской дореволюционной школы. Это чревато топтанием на месте и пустой тратой сил — ведь многие источники, открытые в XX в., уже проанализированы на Западе, и выполнять второй раз эту работу нет необходимости.

Мне кажется, должен быть и существует третий вариант, который наши подвижники называли «царский» или «средний» путь. Нам нужно творчески соединить православную методологию (т. е. те предпосылки изучения источников, которые коренятся в православном вероучении), действительно выработанную и сформулированную нашей традиционной дореволюционной наукой, с обильной фактологией и ее анализом, произведенной западными исследователями. При этом какие-то интерпретации западных ученых будут для нас приемлемы или просто полезными для размышления, какие-то придется отвергнуть и предложить собственные. В любом случае нам крайне важно самостоятельно ознакомиться на уровне источников с тем массивом нового материала, который был пущен в оборот в богословской науке на Западе в XX веке. Этот путь — сложный, требующий больших затрат временных и материальных ресурсов и напряженной работы ума.

Попытки проложить «царский» путь осуществляются в современной русской библеистике. На протяжении последних 5 лет группа преподавателей и исследователей из Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, из ЦНЦ «Православная энциклопедия», из Смоленской и Екатеринбургской духовных семинарий осуществляет обзорные археологические экспедиции в Израиль, Иорданию и Турцию. Поездки нужны для того, чтобы на месте ознакомиться с результатами раскопок полевых археологов и собрать фото- и видеоматериалы для преподавания. Это позволяет, в свою очередь, понять тот археологический, исторический и культурный контекст, в котором происходили библейские события. Заметьте, только сейчас, по прошествии 5 лет, у нас начинает складываться относительно цельная картина. Конечно, можно было бы в каждом конкретном случае, когда мы встречаемся с трудностью в толковании того или иного места в Библии, прибегать к помощи уже имеющихся библейских и археологических словарей и справочников. Но это будет означать сильную зависимость от мнения западных ученых, да и не всегда можно сходу найти такой материал. В то же время накопление собственного материала и восстановление контекста в целом позволяет решить ряд частных вопросов.

Мы только что вернулись из очередной поездки в Иорданию. Посетив Гадару, один из городов Десятиградия, восхищаешься красотой эллинистически-римского города, но при этом сразу же понимаешь, почему местные жители пасли свиней (тех самых, в которых Господь Иисус Христос послал бесов) – нечистых животных с точки зрения иудаизма: в городах Десятиградия костяк населения составляли ветераны римской армии, а селившиеся там из-за целого ряда налоговых и коммерческих льгот иудеи не соблюдали на практике постановления закона Моисея. Посещая Махерон, дворец-крепость на холме, построенный Иродом Великим, в котором Ирод Антипа казнил Предтечу Господня Иоанна, сразу же понимаешь, что темница Предтечи в настоящее время не найдена – ведь та так называемая «темница» наверху холма, о которой говорят некоторые путеводители, является типичной глубокой (более 10 м) цистерной для воды. В период вскоре после строительства дворца она употреблялась по прямому назначению – в ней хранились запасы дождевой воды для нужд дворцового комплекса. И так далее.

Желаю всем участникам, чтобы конференция позволила вам приобщиться к тому трудному, но и интересному и продуктивному настрою в научной работе, который позволит развить русское богословие, укорененное в традиции Православной Церкви, и поставит ваши работы на один уровень с изысканиями ведущих мировых исследователей.


[1] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. Гл. 1. Изд. 4-е. М., 1904. С. 21.

// Вступительное слово проректора СПбПДА по научно-богословской работе протоиерея Димитрия Юревича на IV Студенческой научно-богословской конференции СПбПДА, открывшейся 10 мая 2012 года в Духовных школах


Опубликовано 10.05.2012 | Просмотров: 157 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter