Вера исцеляет и изменяет человека

Вера исцеляет и изменяет человека

Сегодня на Божественной литургии был прочитан отрывок из Евангелия, повествующий о двух чудесах, совершенных Господом нашим Иисусом Христом во время Его земной жизни. Первое чудо – исцеление кровоточивой женщины. Второе чудо – воскрешение умершей дочери начальника синагоги Иаира.

Евангелие нам передает эти два чуда с нарастающим чувством, которые заставляют все больше и больше удивиться человека. Сначала избавление от неисцелимой болезни, потом совсем неестественное для человечества чудо – воскрешение умершей девочки-подростка.

Но оба этих чуда объединяет одно – вера. В прочитанном евангельском отрывке два раза употребляется это слово. Один раз – это обращение Самого Христа, сказавшего кровоточивой женщине: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 8:48). Второй раз Христос говорит Иаиру: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:50). Первый раз Христос утверждает, что женщина верила, показывая тем самым, что Он является истинным Богом, Который видит внутреннее устроение человека, знает все чувства и мысли своего любимого создания. А второй раз Христос тоже показывает видение внутреннего человека. Он призывает веровать Иаира для того, чтобы совершилось чудо. Из этого следует сделать вывод, что для чуда необходима вера в Бога. И вера должна быть без колебаний.

Вера исцеляет и изменяет человека

В греческом тексте Евангелия слово «вера» выражено словом «πίστις», что означает не только вера, но и верность. Таким образом, в евангельском тексте подчеркивается взаимосвязь правильной веры в Бога и Его всемогущество с верностью в исполнении Божественных заповедей, которые во многом выражаются в христианской нравственности. И вера без добрых дел и нравственности не может послужить человеку тем средством, через которое он получит исцеление. Поэтому Христос и отмечает в своих словах, что и кровоточивая женщина, и начальник синагоги Иаир являются не только верующими людьми, но и людьми, верными Богу.

Каждый евангельский отрывок должен нами восприниматься не только как некая история, бывшая во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, но и иметь прямое отношение к нашей жизни. Мы все должны примерить себя к той ситуации, которая описывается в Евангелии: как бы мы поступили, если бы с нами произошло такое? Это вопрос не праздный. Это вопрос, касающийся нашего спасения и здоровья нашей души.

Иногда у каждого из нас случается то, что кто-то из наших родственников заболевает. Иногда болезни приобретают тяжелое течение, которое может привести человека к смерти. И нам в Евангелии Господь показывает, что необходимо в первую очередь обращаться к Нему за помощью и исцелением своего сродника или просить Его исцелить себя, если ты находишься в какой-либо болезни.

Рассмотрим историю с кровоточивой женщиной в контексте наших реалий. Как бы мы поступили в неизлечимой болезни? Часто, когда люди очень сильно болеют, обращаются к Богу с просьбой об исцелении. Редко встретишь человека, который не будет обращаться к Творцу всяческих. Такие люди, как правило, являются носителями атеистического мировоззрения. И вот, в болезни женщина подошла ко Христу, она желала получить от него исцеление и верила в это. Поэтому она и выздоровела. Для нас данная история показывает такой пример, что нам в болезни необходимо подходить ко Христу в молитве. А также нам Господь дал больше, чем той кровоточивой женщине. Это причащение Святых Христовых Тела и Крови. Это не просто прикосновение ко Христу, а это соединение с Самим Христом. Как написано в одной из молитв в правиле ко Святому Причащению, автором которой является преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке, «приими мя приходяща и прикасающася Тебе, яко блудницу и кровоточивую; ова убо края ризы Твоея коснувшися, удобь исцеление прият… аз же окаянный все Твое Тело дерзая восприяти, да не опален буду». Эти слова говорят нам, что человек соединяется со Христом, который исцеляет его от болезней телесных и душевных.

Обратим внимание на вторую историю сегодняшнего евангельского чтения. Это воскрешение дочери Иаира. Представим, что у кого-то из нас будет болеть дочь. Естественно, что родители будут прибегать к Богу в молитве о своем любимом чаде. И иногда случается, что дети умирают. И многие родители переживают потерю своих детей очень тяжело. Даже некоторые испытывают духовный кризис, вопрошают Бога: «За что мне такое наказание? Может быть, Тебя нет, Боже? Почему Ты не сделал так, чтобы моя дочь осталась жива?» Эти вопросы очень сложные, человек находится в отчаянии. Но тут для нас звучат как гром слова Христа: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8:50). Значит, Бог указывает на то, что многие обстоятельства жизни подшатывают веру человека. Но вера не должна быть ничем разрушена, она должна стоять твердо в нашем сердце. И часто семейное горе служит указанием на то, что человек маловерен, что он не надеется на Бога, Его святой Промысел и заботу о каждом. Трагедия жизни раскрывает те язвы, на которые следует обратить внимание.

История, связанная с дочерью Иаира, имеет значение для пастырей, как настоящих, так и будущих. Многие учащиеся Духовной академии будут священниками, настоятелями храмов, подобно тому, как Иаир был начальником синагоги или другими словами настоятелем общины верующих. И испытание в его жизни показало, что вера его немного стала колебаться от того, что он узнал о смерти своей дочери. Но Христос его подбадривает, поддерживает и, в конечном итоге, Иаир сохраняет веру. Поэтому, для будущих молодых пастырей необходимо учесть то, что к Богу очень часто нужно прибегать с молитвой и великим упованием на Его помощь, несмотря ни на какие неудачи, скорби, горести, которые будут встречаться на священническом служении. Служение пастыря должно быть горячим, нельзя совершать это служение механически, по привычке. И пример с Иаиром является для воспитанников Духовной школы таким ориентиром, который подсказывает, что необходимо делать в сложных ситуациях, а именно, обращаться к Богу за помощью с верой в то, что, действительно, эта помощь придет.

Таким образом, Господь нам в Евангелии показывает, что исцеление произошло от веры и упования на помощь Божию. И каждое исцеление приносило человеку не только здоровье телесное, но и, самое главное, давало импульс к тому, чтобы человек стал нравственно совершенствоваться, чтобы он в своей душе развивал такие добродетели как вера, мир и любовь. И сегодняшнее евангельское чтение заставляет нас всех спросить себя: «А верую ли я в Бога и Его Промысел о мне?»

Проповедь аспиранта II курса кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской православной духовной академии, чтеца Алексея Артюхова, произнесенная  16 ноября 2014 года на Божественной литургии в храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 


Опубликовано 16.11.2014 | Просмотров: 969 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter