Священник Павел Кадосов. «Шкатулочный поп»: жизнь и смерть отца Александра Филомафитского

Священник Павел Кадосов. «Шкатулочный поп»: жизнь и смерть отца Александра Филомафитского

Особую прослойку дореволюционного духовенства составляли клирики, служившие в храмах при больницах, государственных учреждениях, учебных и благотворительных заведениях (так называемых ведомственных и домовых церквях). Их служение проходило в иных условиях, нежели у приходских священников.

Данное сообщение посвящено одному из таких пастырей — иерею Александру Николаевичу Филомафитскому (1879-1937).

Отец будущего священнослужителя, Николай Павлович Филомафитский (1854-1904), выпускник Санкт-Петербургского духовного училища, начал свое служение псаломщиком в храме Св. пророка Божия Илии на Пороховых близ Санкт-Петербурга[1]. Женился Николай Филомафитский на дочери петербургского ремесленника Александре Андреевне Степановой[2]. Для описываемого времени его выбор был необычен и стал возможен в результате великих реформ императора Александра II — ранее представители духовенства вступали в браки почти исключительно внутри своего сословия, с дочерьми священно- и церковнослужителей.

26 декабря старого стиля 1878 г. у Николая Павловича и Александры Андреевны родился сын Александр. Он был крещен 4 января 1879 г. в Ильинском храме. Крещение совершил известный в то время священник Тимофей Петрович Дивов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии. Он же стал восприемником младенца[3].

На Пороховых прошло раннее детство Александра Филомафитского. В 1883 г. его отец был рукоположен в диаконы и вместе с семьей переехал на новое место служения — в село Оятское Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии[4]. Очевидно, перевод был неслучайным — в Оятском находилось родовое гнездо петербургских Филомафитских. Скорее всего, диакон Николай пожелал служить там, чтобы опекать свою больную овдовевшую мать (в 1885 г. она умерла от рака[5] и можно предположить, что недуг проявился у нее раньше).

Два года семья отца Николая прожила в Оятском. Его маленький сын имел возможность тесно общаться с бабушкой, Анастасией Ивановной, которая была родоначальницей всех Филомафитских, служивших в Петербургской епархии. Вскоре после смерти Анастасии Ивановны, Филомафитские вернулись в окрестности Петербурга. В 1885 г. диакон Николай заступил на вакансию псаломщика в церковь Лесного института[6] (ныне Санкт-Петербургский Лесотехнический университет). Судьба семьи оказалась надолго связана с районом Лесного — «Русским Кембриджем»[7], дачным и научным предместьем столицы.

Именно там рос юный Александр Николаевич. Его жизненный путь протекал обычно для молодого человека «из духовного звания» — он был направлен на обучение в духовное училище[8], а затем — в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую окончил в июне 1900 г.[9] по второму разряду[10].

Год спустя, в июне 1901 г., Александр Филомафитский был определен псаломщиком в храм Преображения Господня при Доме Милосердия в Лесном. Назначением Дома Милосердия было перевоспитание «раскаявшихся публичных женщин»[11].

Вскоре после начала церковного служения, 23 сентября 1901 г., Александр Николаевич был рукоположен в диаконы к тому же храму с оставлением на вакансии псаломщика. Для Лесновских домовых церквей это было обычной практикой — предшественник Александра Николаевича также был диаконом на вакансии псаломщика. Должность псаломщика занимал и отец героя данной статьи, диакон Николай.

Очевидно, рукоположение Александра Филомафитского было связано с женитьбой. Его избранницей, также как и у отца, стала девушка, не принадлежавшая к духовному сословию — Александра Григорьевна Бормашенко, дочь коллежского секретаря[12], служившего фельдшером на Охтинском пороховом заводе[13]. Таким образом, лесновские Филомафитские сохраняли связь с Пороховыми.

Диаконом Александр Николаевич оставался недолго. В декабре 1901 г. его настоятель, священник Константин Лорченко, был уволен за штат согласно собственному прошению[14]. Преемником о. Константина был определен Филомафитский — за него ходатайствовала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, попечительница Дома Милосердия. 20 января 1902 г., на воскресной службе в Казанском соборе, о. Александр был рукоположен в иереи[15].

В возрасте всего 23-х лет герой статьи стал священником и настоятелем. Его церковная деятельность не была ознаменована ничем особенно ярким. В 1905 г. о. Александр был награжден набедренником, в 1908 — скуфьей. В 1910 г. он был на три месяца сослан в монастырь «за неосмотрительное венчание епитимийца». Слово «неосмотрительное» указывает, что речь шла об ошибке, а не о принципиальном шаге. В 1914 г. взыскание со священника было снято[16].

Так как Преображенский храм был домовым, помимо воскресных всенощных и литургий, о. Александру нужно было служить только по праздникам. Свободное время он посвящал преподавательской деятельности, которая была у него весьма обширной. В 1901 г., еще будучи диаконом, герой статьи поступил законоучителем во 2-е Выборгское городское училище для мальчиков[17] (училище называлось Выборгским, т. к. было расположено на Выборгской стороне Петербурга). Вскоре после иерейского рукоположения о. Александр стал вести Закон Божий в «частном учебном заведении 3-го разряда содержимого Ю. Я. Кузьминой»[18]. С 1904 г. он преподавал тот же предмет в Восьмиклассном Коммерческом училище в Лесном[19]. Еще одним местом педагогической деятельности священника стало лесновское «Отделение защиты детей от жестокого обращения»[20].

Судя по сохранившимся документам, о. Александр пользовался уважением начальства, а также учеников и родителей. В 1915 г. директор Коммерческого училища, выдающийся ученый и педагог Г. Н. Боч, горячо рекомендовал Филомафитского на освободившуюся должность настоятеля Петропавловской церкви — единственного приходского храма в Лесном. В письме, адресованном Петроградскому митрополиту — будущему священномученику Владимиру (Богоявленскому), Боч сообщает, что о. Александр за годы преподавания «сумел внушить к себе глубокое уважение как со стороны учащихся… так и со стороны родителей и воспитателей»[21]. В итоге, перевод о. Александра Филомафитского в Петропавловский храма все же не состоялся.

Надо отметить, что уважение к священнику-педагогу питали далеко не все представители лесновской интеллигенции. Коллега о. Александра по Коммерческому училищу, знаменитый биолог Б. Е. Райков в своих воспоминаниях именует героя статьи «образцовым лицемером в рясе», и рассказывает, как над ним потешались в компании местной молодежи, за глаза называя «шкатулочным попом». Прозвище «шкатулочный поп» возникло от слова «шкатулочка», как в той же компании называли место служения о. Александра — Дом милосердия[22]. Возможно, причиной появления такого эпитета была своеобразная архитектура храма при Доме милосердия, который действительно напоминал расписную шкатулку.

Можно предполагать пристрастность господина Райкова, который на страницах своих воспоминаний демонстрирует более чем скептическое отношение к Православной Церкви. Но события, разыгравшиеся после революции, дают повод думать, что его отношение к Филомафитскому имело под собой некоторую основу.

Так как храм Дома милосердия стоял отдельно от здания, где жили воспитанницы, он, в отличие от большинства домовых церквей, не был закрыт после Октябрьского переворота и стал приходским. О. Александр продолжал свое служение и еще в августе 1918 г. участвовал в собрании 7-го благочиннического округа Петрограда[23]. Но, по мере того, как положение Церкви ухудшалось, он постепенно отошел от священнослужения и целиком сосредоточился на учительстве.

К тому времени большинство учебных заведений, где преподавал герой статьи, были закрыты, а из Коммерческого училища он ушел в сентябре того же 1918 г.[24] (видимо, в связи с отменой преподавания Закона Божия). Единственным местом, где Филомафитский продолжил преподавательскую работу, стала частная гимназия А. А. Лагевницкой, в 1919 г. преобразованная в советскую трудовую школу № 170[25]. Обстоятельства поступления о. Александра на работу в это учебное заведение неизвестны. Есть указания, что это произошло еще в 1914 г.[26] В 1918 г. священник-педагог преподавал русский язык, был «товарищем председателя школы» и классным наставником, а также проводил экскурсии[27]. Впоследствии о. Александр также вел уроки истории и психологии[28].

С осени 1918 г. он не совершал богослужений в храме Дома Милосердия[29], который в октябре был закрыт «по недостатку средств на дрова». Летом 1919 г. эта ситуация стала предметом обсуждения Петроградского епархиального совета. Было выяснено, что «храм оставлен, по сути брошен», а его настоятель занимается только преподаванием и «в настоящее время живет с учениками на даче близ станции Званка». Было постановлено «священника Филомафитского, оставившего должность настоятеля и поступившего в Комиссариат Просвещения, уволить за штат»[30].

Таким образом, без публичного отречения и канонических прещений, иерей Александр устранился от своего служения. Конечно, таков был его добровольный выбор. Прекращение богослужений из-за отсутствия дров выглядит несерьезным предлогом — после увольнения Филомафитского храм снова был открыт. Судя по всему, новый настоятель, о. Николай Сыренский, проблем с дровами не испытывал, и приход действовал вплоть до 1932 г.[31]

Автор далек от мысли, чтобы осуждать о. Александра за его решение — показателен сам факт, как могла сложиться судьба клирика после революции. Разумеется, школьному учителю в советское время невозможно было совмещать преподавание и церковное служение. Очевидно, Александр Николаевич Филомафитский в большей степени сознавал себя учителем, чем священником. Конечно, на него не могли не оказать влияния и внешние обстоятельства.

Важно также отметить, что Александр Николаевич, без сомнения, был достойным преподавателем. Сохранившаяся служебная документация 170-й школы за 1919-1924 гг. содержит много указаний на довольно активную преподавательскую и организационную деятельность бывшего настоятеля[32]. Интересно, что церковное прошлое не создавало проблем для его работы в школе.

Первые годы своей церковной службы Филомафитский жил в казенной квартире при храме[33]. Как минимум с 1912 г. местом проживания его семьи был дом № 16 по Английскому пр. (ныне пр. Пархоменко)[34]. Там о. Александр продолжал жить и после революции[35], поблизости от своего бывшего храма и 170-й школы. Соседкой Филомафитского была его коллега, Зинаида Павловна Шабунина[36], учительница русского языка в той же школе[37]. Она состояла членом двадцатки храма бывшего Дома Милосердия[38]. Интересно, что при этом верующая учительница, по-видимому, сохраняла хорошие отношения с оставившим службу священником. На протяжении многих лет они вместе работали в школе, были соседями по дому, и в своем дневнике Зинаида Павловна упоминает Филомафитских без всякого осуждения.

Именно из дневника Шабуниной известно, что в 1929 г. семья бывшего настоятеля покинула Лесной. «Уехали в город Филомафитские, — говорится в записи от 6-го октября, — а на их место въехала многочисленная еврейская семья»[39]. Хотя к тому времени Лесной уже входил в состав Ленинграда, его жители по-прежнему воспринимали свои края городским предместьем.

Подробности дальнейшей жизни Александра Николаевича установить не удалось. Его последним адресом стал дом № 53 по Кировскому (ныне Каменноостровскому) пр. Как стало известно автору из конфинциального источника, 16 июля 1937 г. еще не старый человек умер от катаральной пневмонии.

Насколько можно судить, семья священника спокойно отнеслась к тому, что он оставил службу. Близкие остались с ним до конца. У Александра Николаевича и Александры Григорьевны Филомафитских было двое выживших детей — Нина[40] и Григорий[41]. Оба стали учителями[42], как их отец.

Как видим, жизнь духовенства после революции складывалась совершенно по-разному, и судьба о. Александра Филомафитского — еще одно зеркало истории Русской Церкви и Петербурга.


Примечание:

1 Филомафитский Николай Павлович, псаломщик Киевской военно-госпитальной церкви (послужные списки за 1876-1882 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 17. Д. 606. Л. 13 об.-14.

2 Там же. Л. 14 об.

3 Метрическая запись № 2, о рождении и крещении А. Н. Филомафитского // Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1879 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 435. Л. 1 об.-2. Кадр 4.

4 Сведения о службе диакона Н. П. Филомафитского // Клировая ведомость церкви Спаса Происхождения Честных Древ при Лесном институте за 1892 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3643. Л. 328 об.-329.

5 Метрическая запись № 1, о смерти 22.01.1885 А. И. Филомафитской // Метрическая книга церкви Смоленской иконы Божией Матери села Оятского Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии за 1885 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 287. Л. 641 об.-642. Кадр 646.
6 Сведения о службе диакона Н. П. Филомафитского // Клировая ведомость церкви Спаса Происхождения Честных Древ при Лесном институте за 1892 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3643. Л. 329 об.-330.

7 Глезеров С. Е. Северные окраины Петербурга. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная. — М.: Центрполиграф, 2014. — С. 18.

8 Там же. Л. 329 об.-330.

9 Филомафитский А. Н. (личное дело преподавателя) // ЦГИА СПб. Ф. 357. Оп. 1. Д. 162. Л. 1.

10 Выпускники Санкт-Петербургской духовной семинарии (1811-1917). // Сайт А. А. Бовкало. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbsem.html (дата обращения: 04.04.2017).

11 Северюхин Д. Я. Санкт-Петербургский Дом Милосердия // Сайт «Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург». URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject. do?object=2812383333 (дата обращения 04.04.2017).

12 Филомафитский Александр — диакон // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1984. Л. 2.

13 Метрическая запись № 90 о смерти 09.08.1891 классного медицинского фельдшера Г. А. Бормашенко // Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1891 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 512. Л. 123 об.-124. Кадр 126.

14 Известия по Санкт-Петербургской епархии. — 1902. — № 1. — С. III.

15 Филомафитский Александр — диакон // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1984. Л. 1, 4.

16 Филомафитский А. Н. (личное дело преподавателя) // ЦГИА СПб. Ф. 357. Оп. 1. Д. 162. Л. 19 об.-20.

17 Там же. Л. 1.

18 Известия по Санкт-Петербургской епархии. — 1902. — № 23. — С. V.

19 Филомафитский А. Н. (личное дело преподавателя) // ЦГИА СПб. Ф. 357. Оп. 1. Д. 162. Запись на обложке дела.

20 Там же. Л. 1.

21 Там же. Л. 16-16 об.

22 Райков Б. Е. На жизненном пути: автобиографические очерки. Кн. 1. — СПб.: Коло, 2011. — С. 366.

23 Дело об открытии самостоятельного прихода с установлением территориальных границ и утверждении приходского совета при Орлово-Новосильцевской церкви Св. равноап. вел. кн. Владимира в Лесном // ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 372. Л. 9-13.

24 Филомафитский А. Н. (личное дело преподавателя) // ЦГИА СПб. Ф. 357. Оп. 1. Д. 162. Запись на обложке дела.
25 Титов Б. Школы Лесного в 1910-1920 гг. (исследовательская работа) // Сайт «Мир знаний» URL: http://mirznanii.com/a/291976/shkoly-lesnogo-v-1910-1920-gody (дата обращения: 04.04.2017).

26 Переписка по личному составу служащих и удостоверения, выданные учащимся; 1920-1924 гг. (материалы 170-й советской школы) // ЦГА СПб. Ф. 7405. Оп. 1. Д. 599. Л. 143.

27 Ведомости на выдачу заработной платы личному составу школы; 1918-1921 гг. (материалы 170-й советской школы) // ЦГА СПб. Ф. 7405. Оп. 1. Д. 597. Л. 2, 10.

28 Титов Б. Школы Лесного в 1910-1920 гг. (исследовательская работа) // Сайт «Мир знаний» URL: http://mirznanii.com/a/291976/shkoly-lesnogo-v-1910-1920-gody (дата обращения: 04.04.2017).

29 Собрание благочиния, на котором о. Александр присутствовал в качестве действующего священника, состоялось в августе 1918 г., а в октябре храм был временно закрыт. Т. о., герой статьи оставил службу между августом и октябрем 1918 г.

30 Журналы заседаний Петроградского епархиального совета №№ 101-140 (1919 г.) // ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 2. Д. 7. Л. 18-19.

31 История храма Преображения Господня в Лесном. 125 лет со дня освящения. — СПб.: ПМРО «Приход храма Преображения Господня в Лесном», 2014. — С. 18, 21.

32 Титов Б. Школы Лесного в 1910-1920 гг. (исследовательская работа) // Сайт «Мир знаний» URL: http://mirznanii.com/a/291976/shkoly-lesnogo-v-1910-1920-gody (дата обращения: 04.04.2017).

33 См. адресные и справочные книги «Весь Петербург» за 1902-1911 гг.

34 Весь Петербург на 1912 год : адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. — СПб., 1912. — Разд. III. С. 939.

35 Списки налогоплательщиков города Ленинграда, проживающих по адресам: Английский проспект, дома 2, 3, 4-6, 5, 7, 8-10, 11, 12, 14, 16/6, 20-22, 24, 28, 29-31, 30/8, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 43, 46, 51/5, 53, 55, 57, 59, 61/6, 63; Андреевская улица, дома 8, 10; Ананьевская улица, дома 10, 15, 20, 23, 25, 27; Анненская улица, дома 4-6, 8/5, 10 (1924-1925 гг.) // ЦГА СПб. Ф. 1963. Оп. 180. Д. 510. Л. 60 об.-66.

36 Списки налогоплательщиков города Ленинграда, проживающих по адресам: Английский проспект, дома 2, 3, 4-6, 5, 7, 8-10, 11, 12, 14, 16/6, 20-22, 24, 28, 29-31, 30/8, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 43, 46, 51/5, 53, 55, 57, 59, 61/6, 63; Андреевская улица, дома 8, 10; Ананьевская улица, дома 10, 15, 20, 23, 25, 27; Анненская улица, дома 4-6, 8/5, 10 (1924-1925 гг.) // ЦГА СПб. Ф. 1963. Оп. 180. Д. 510. Л. 61 об.

37 Титов Б. Школы Лесного в 1910-1920 гг. (исследовательская работа) // Сайт «Мир знаний» URL: http://mirznanii.com/a/291976/shkoly-lesnogo-v-1910-1920-gody (дата обращения: 04.04.2017).

38 Сведения о регистрации церквей г. Петрограда (1922-1923 гг.) // ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 44. Л. 48 об.

39 Цит. по: Глезеров С. Е., Кравченко Г. В. и др. Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья. — М.: Центрполиграф, 2011. — С. 346.

40 Метрическая запись № 10 о рождении 12.07 и крещении 27.07.1902 Н. А. Филома- фитской // Метрическая книга храма Преображения Господня при Доме Милосердия в Лесном за 1902 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1290. Л. 7 об.-8. Кадр 11.

41 Метрическая запись № 5 о рождении 19.12.1906 и крещении 14.01.1907 гг. Г. А. Фило- мафитского // Метрическая книга храма Преображения Господня при Доме Милосердия в Лесном за 1907 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1961. Л. 2 об.-3. Кадр 5.

42 Списки налогоплательщиков города Ленинграда, проживающих по адресам: Ан- глийский проспект, дома 2, 3, 4-6, 5, 7, 8-10, 11, 12, 14, 16/6, 20-22, 24, 28, 29-31, 30/8, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 43, 46, 51/5, 53, 55, 57, 59, 61/6, 63; Андреевская улица, дома 8, 10; Ананьевская улица, дома 10, 15, 20, 23, 25, 27; Анненская улица, дома 4-6, 8/5, 10 (1924-1925 гг.) // ЦГА СПб. Ф. 1963. Оп. 180. Д. 510. Л. 60 об. Индивидуальные заявления на въезд в Ленинград и справки на жилплощадь (май 1944 г.) // ЦГА СПб. Ф. 327. Оп. 3. Д. 370. Л. 266.

Источники и литература

1. Ведомости на выдачу заработной платы личному составу школы; 1918- 1921 гг. (материалы 170-й советской школы) // ЦГА СПб. Ф. 7405. Оп. 1. Д. 597.

2. Дело об открытии самостоятельного прихода с установлением территориальных границ и утверждении приходского совета при Орлово-Новосильцевской церкви Св. равноап. вел. кн. Владимира в Лесном // ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 372

3. Журналы заседаний Петроградского епархиального совета №№ 101-140 (1919 г.) // ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 2. Д. 7.

4. Индивидуальные заявления на въезд в Ленинград и справки на жилплощадь (май 1944 г.) // ЦГА СПб. Ф. 327. Оп. 3. Д. 370.

5. Клировая ведомость церкви Спаса Происхождения Честных Древ при Лесном институте за 1892 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3643.

6. Метрическая книга храма Преображения Господня при Доме Милосердия в Лесном за 1902 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1290.

7. Метрическая книга храма Преображения Господня при Доме Милосердия в Лесном за 1907 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1961.

8. Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1879 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 435.

9. Метрическая книга храма Св. пророка Божия Илии при Охтинских пороховых заводах за 1891 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 512.

10. Метрическая книга церкви Смоленской иконы Божией Матери села Оятского Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии за 1885 г. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 287.

11. Переписка по личному составу служащих и удостоверения, выданные учащимся; 1920-1924 гг. (материалы 170-й советской школы) // ЦГА СПб. Ф. 7405. Оп. 1. Д. 599.

12. Сведения о регистрации церквей г. Петрограда (1922-1923 гг.) // ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 44.

13. Списки налогоплательщиков города Ленинграда, проживающих по адресам: Английский проспект, дома 2, 3, 4-6, 5, 7, 8-10, 11, 12, 14, 16/6, 20-22, 24, 28, 29-31, 30/8, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 43, 46, 51/5, 53, 55, 57, 59, 61/6, 63; Андреевская улица, дома 8, 10; Ананьевская улица, дома 10, 15, 20, 23, 25, 27; Анненская улица, дома 4-6, 8/5, 10 (1924-1925 гг.) // ЦГА СПб. Ф. 1963. Оп. 180. Д. 510.

14. Филомафитский А. Н. (личное дело преподавателя) // ЦГИА СПб. Ф. 357. Оп. 1. Д. 162.

15. Филомафитский Александр — диакон // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1984.

16. Филомафитский Николай Павлович, псаломщик Киевской военно-госпитальной церкви (послужные списки за 1876-1882 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп.

17. Д. 606. 17. Выпускники Санкт-Петербургской духовной семинарии (1811- 1917). // Сайт А. А. Бовкало. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbsem. html (дата обращения: 04.04.2017).

18. Глезеров С. Е. Северные окраины Петербурга. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная. — М.: Центрполиграф, 2014. — 363 с.

19. Глезеров С. Е., Кравченко Г. В. и др. Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья. — М.: Центрполиграф, 2011. — 429 с.

20. История храма Преображения Господня в Лесном. 125 лет со дня освящения. — СПб.: ПМРО «Приход храма Преображения Господня в Лесном», 2014. — 22 с

21. Райков Б. Е. На жизненном пути: автобиографические очерки. Кн. 1. — СПб.: Коло, 2011. — 848 с., илл.

22. Северюхин Д. Я. Санкт-Петербургский Дом Милосердия // Сайт «Энцикло- педия благотворительности. Санкт-Петербург». URL: http://encblago.lfond.spb.ru/ showObject.do?object=2812383333 (дата обращения 04.04.2017).

23. Титов Б. Школы Лесного в 1910-1920 гг. (исследовательская работа) // Сайт «Мир знаний» URL: http://mirznanii.com/a/291976/shkoly-lesnogo-v-1910-1920-gody (дата обращения: 04.04.2017).

24. Весь Петербург на 1912 год : адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. — СПб., 1912. — 1209 с., 2492 стб. : ил., пл.

25. Известия по Санкт-Петербургской епархии. — 1902. — № 1.

26. Известия по Санкт-Петербургской епархии. — 1902. — № 23


Опубликовано 14.12.2017 | Просмотров: 167 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter