Священник Константин Костромин. Памяти архиепископа Михаила (Мудьюгина)

Священник Константин Костромин. Памяти архиепископа Михаила (Мудьюгина)

28 февраля 2014 года исполняется четырнадцать лет со дня кончины ректора Ленинградской духовной академии и семинарии в 1966-1968 годах, профессора, доктора богословия, яркого и высокообразованного пастыря – архиепископа Михаила (Мудьюгина). Заведующий аспирантурой и секретарь Ученого совета академии священник Константин Костромин делится воспоминаниями о владыке Михаиле.

28 февраля мы вспоминаем одного из самых ярких архиереев Русской Православной Церкви второй половины ХХ века – архиепископа Михаила (Мудьюгина).

Главной его отличительной биографической чертой была всесторонняя образованность. Она была очень заметна при общении с ним. Автор этих строк был свидетелем того, как естественно и непринужденно владыка Михаил пытался объяснить нам, тогда несмышленым школьникам, разницу между православным и католическим пониманием спасения на примере немецкого Erlosung. Обращение к немецкому языку было вполне естественно – по первому высшему образованию владыка был переводчиком с немецкого. Впоследствии любовь к языкам проявилась в полной мере – владыка Михаил в совершенстве знал латынь (грамматически близкую немецкому), мог говорить по-английски, по-польски, по-чешски, по-фински, а также читал на нескольких языках.

Его церковная деятельность проявлялась в трех направлениях. В течение 25-ти лет владыка возглавлял Астраханскую и Вологодскую епархии. Большую известность получило его участие в экуменических инициативах Русской Церкви, в таких как конференции Всемирного Совета Церквей, богословские собеседования между Русской Православной и Евангелическо-Лютеранской Церквью Германии и Финляндии и других. Имея в виду его экуменическую деятельность, владыку Михаила часто представляют как сторонника безоговорочного соединения церквей. Это неверно. Хотя в конце жизни православный архиепископ Михаил был многим обязан протестантским общинам Санкт-Петербурга, которые помогали ему продолжать проповедническую деятельность, однако выступая перед протестантами, владыка неизменно подчеркивал, что он – архиерей Русской Православной Церкви. По опыту общения с представителями инославных христианских конфессий он знал, что они настроены на конструктивный диалог и вполне доброжелательны к православным. Необходимо отметить, что на богословских собеседованиях владыка последовательно отстаивал православную позицию по ключевым богословским вопросам, а широкая образованность и культура позволяли ему аргументированно доказывать свою правоту. Лютеранские богословы очень ценили искренность и богословскую эрудицию владыки Михаила. Более того, именно он зачастую был автором итоговых положений собеседований, с которыми соглашались и оппоненты православных делегаций.

Третьим направлением его деятельности было преподавание в Ленинградских–Санкт-Петербургских духовных школах. Впервые будущий владыка, а тогда Михаил Николаевич Мудьюгин, появился в стенах академии еще будучи доцентом Горного института – приходил слушать яркие проповеди протоиерея Александра Осипова, знаменитого своим уходом из Церкви. Студентом семинарии священник Михаил Мудьюгин стал почти сразу после рукоположения в Вологде в священный сан. С этих пор и практически до смерти владыка почти не прерывал своего общения с alma mater. Еще не окончив семинарию, он начал собирать документы для поступления в академию, а после знакомства с митрополитом Никодимом (Ротовым) в конце третьего курса будущая преподавательская деятельность отца Михаила в стенах ЛДА была предопределена. Став сначала преподавателем латинского языка, в течение двух лет о. Михаил последовательно был возведен в протоиереи, стал деканом факультета африканской христианской молодежи (подразделения академии, созданного митрополитом Никодимом, чтобы с его помощью уберечь духовные школы от закрытия), получил ученое звание доцента, был назначен помощником инспектора, а затем исполняющим обязанности инспектора. В октябре 1966 года он стал ректором академии, а через месяц, после монашеского пострига, был рукоположен во епископа. Так началось его архиерейство.

Ректорство владыки Михаила было недолгим – всего два года, когда он был переведен на Астраханскую кафедру. Тогда же прервалась и его преподавательская деятельность. Однако, уезжая в свою епархию, он обещал не прерывать связей с родной академией. Владыка перечислял свои собственные средства в качестве пожертвования на нужды духовных школ, а в 1972 году защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о личном спасении», изданную в 2010-2012 в Санкт-Петербурге издательством «Сатисъ». С 1975 года владыка снова начал преподавать, а в 1980 году был утвержден в звании профессора. Архиепископ Михаил оставался преподавателем вплоть до 1999 года, когда, проживая на покое в Петербурге, перенес серию инфарктов, после которых руководство академии сочло невозможным более нагружать его работой.

Владыка очень любил служить, проповедовать и преподавать, он был очень интересным собеседником. Поэтому он тяжело переживал свои физические немощи, невозможность совершать богослужение, разлуку с родной академией. После его смерти близко знавшие владыку люди стали собирать его наследие и проводить посвященные ему вечера памяти, ставшие регулярными с 2008 года. Сегодня, когда мы отмечаем очередную годовщину со дня его кончины, можно только радоваться, что память о нем жива и наследие не забыто.


Опубликовано 27.02.2014 | Просмотров: 247 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter