Священник Глеб Санюк. Пастырская помощь страдающим алкоголизмом.

Священник Глеб Санюк. Пастырская помощь страдающим алкоголизмом.

Не одно тысячелетие человек пытается найти способ расслабиться, отдохнуть, попытаться хотя бы на некоторое время забыть о делах, заботах повседневной жизни. Например, индейские племена приготовляли всевозможные настойки на лечебных травах, способные за несколько минут снять накопленную за день усталость.

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Вероятно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Употребление наркотиков в большинстве цивилизованных стран запрещено законом, но алкогольные напитки продаются свободно, и юридических преград для их употребления нет. Это обстоятельство пугает больше всего, потому что если нет государственного запрета, значит нет и контроля в употреблении спиртных напитков.

Продажа спиртного с каждым годом увеличивается, что приводит к плачевным последствиям в обществе. Укоренившись в быту вполне благополучной семьи, алкоголь способен разрушить ее изнутри. Угрозу, которая скрыта за стеклом коньячной бутылки, многие уже давно осознают. Но это понимание не несет широкомасштабных положительных результатов. В США, например, вводился «сухой» закон, который привел к расцвету контрабанды и общему росту преступности. В СССР так же велась борьба с этим явлением, но в результате вместо контрабанды спиртных напитков у нас стало процветать самогоноварение. Эти обстоятельства дают повод полагать, что нужно искать другие альтернативные выходы из сложившейся ситуации. Одним из таковых являются Средства массовой информации (СМИ), с помощью которых можно внедрять в эфирное время информационные программы, направленные на антиалкогольную пропаганду.

Они должны нести в себе как медицинскую, так и религиозную (пастырскую) точку зрения на данную проблему, т. е. показывать всю опасность злоупотребления спиртными напитками и способы и методы выхода из сложившейся ситуации.

Библейский взгляд на проблему алкоголизма

Священное Писание Ветхого и Нового Завета имеет достаточно мест, которые свидетельствуют об употреблении опьяняющих средств. В ветхозаветные времена таковым являлось вино. В самом начале Бог предназначил для Адама и Евы злаки и фрукты для питания и чистую родниковую воду для питья. Но совершив первородный грех наши прародители потеряли силу в противостоянии различным видам искушений. Тем самым их потомки вплоть до сегодняшнего дня имеют природную предрасположенность к соблазнам: алкоголю, наркотикам, табаку и т. д. Неизвестно, кто именно из их потомков обнаружил, что фруктовые соки, оставленные на продолжительное время в тепле, начинают бродить и в результате чего получается опьяняющее вещество.

Начиная с того дня и по настоящее время миллионы людей повторяют ту же ошибку, что и Ной, который употребив вино оказался в неприличном виде по отношению к своим детям. Богу очень печально видеть созданных по Его подобию мужчин и женщин, поступающих столь неразумно. Он оставил много убедительных предостережений против подобного рода пристрастия.

Наиболее известной и яркой в этом отношении является притча царя Соломона, в которой говорится: «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20,1).

Алкоголь в любом его виде — глумление над собой, так как он не может восполнить чаяния употребляющих его. Они надеются, что он избавит их от беспокойства. Но когда все деньги истрачены, а вино выпито, все наши беды остаются, лишь усугубляя положение дел отвратительным состоянием организма. Еще одна бутылка, еще один стакан, и человеку кажется, что он достиг желаемого, но очередной стакан только отдаляет его от поставленной цели. Выпивка препятствует ему по достоинству оценить красоту жизни, чего он в глубине своего сердца сильно желает. Алкоголь не приносит душевного комфорта.

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?» — спрашивает мудрец (Притч. 23,29). И вот его ответ: «У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (ст. 30). И добавляет еще такое предостережение: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (ст. 31-32).

Это было написано три тысячи лет назад, но значение и смысл этих слов вне времени; точно так же алкоголь воздействует на любое поколение людей. Сотни лет спустя после правления Соломона пророк Исаия выступил с таким предостережением к народу Иудеи: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. И цитра и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен» (Ис. 5,11-13).

Библия не оставляет никаких сомнений в отношении злоупотребления алкоголем, способным уродовать человека, помрачая в нем образ Божий, притупляя его умственные способности, нарушая здравость его суждений.

Обращаясь к Новому Завету, мы обнаруживаем, что апостол Павел немало говорил о том, как безрассудно поступают люди, употребляя алкоголь. «Как днем, — писал он Римлянам, — будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству» (Рим. 13,13). Ефесянам он направил следующее предостережение: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5,18).

Галатам он заметил, что пьянство лишает их неба. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5,19-21).

В Евангелии также имеются высказывания Господа нашего Иисуса Христа по поводу употребления вина. Объясняя смысл одной из Своих притч ученикам, Он рассказал им о неверном рабе, который начал «бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться». Господь предупреждает, что «придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лк. 12,45-46). Специально обращаясь к тем, кто будет жить непосредственно перед Его Вторым пришествием, Он наказывает: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21,34).

Из всех этих отрывков Священного Писания ясно, что чрезмерное увлечение алкоголем в глазах Божьих греховное и пагубное дело. И чему же здесьудивляться? Алкоголь причиняет вред как самому пьющему, так и окружающим, которые становятся невинными жертвами его безумных, а порой и преступных действий.

Причины, приводящие к употреблению спиртных напитков

Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев следующим образом охарактеризовал психологические причины пьянства: «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в наш быт, и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют выпивания и угощения вином при всяком удобном случае».

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у человека возникает потребность в спиртном. Маленький ребенок, сидящий за праздничным столом, ждет, что ему в рюмку нальют сладкой воды, «детского вина», и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, усваивая при этом внешний ритуал винопития. Опыты, проведенные в старших группах детского сада, показали, что если детям предложить сыграть «в свадьбу», «день рождения», то они с достаточной точностью копируют в игре внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. Уже в это время начинает формироваться представ ление об алкоголе как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Школьники, которым родители разрешали употреблять спиртные напитки со взрослыми по праздникам, в несколько раз чаще, чем их сверстники, которым запрещали это делать, в последующем выпивали в компании друзей. Таким образом, даже непреднамеренное приобщение детей к алкогольным обычаям может быть начальным, пусковым механизмом для их дальнейшего самостоятельного знакомства с алкоголем.

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином» или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы, такие как праздник, семейное торжество, гости и т. д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т. д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов.

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание испытывать новые ощущения, любопытство и т. п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т. п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, лицами более старшего возраста, девушками). Кроме того, определенной части несовершеннолетних свойственна застенчивость как черта характера, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда переоценка таких качеств личности, как смелость, физическая сила. В нетрезвом виде кажущееся обладание этими качествами нередко переходит в развязанное поведение.

Итак, еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростка образуется определенное представление об этом продукте, о его особом, как неправильно принято думать, приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким оно вам представлялось: «горький вкус», жжение во рту, головокружение, тошнота и в ряде случаев рвота даже от однократного приема небольших доз спиртного.

После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегают алкоголя. Однако в возрасте 13-16 лет в связи с какими-либо событиями (например, окончание средней общеобразовательной школы, поступление в учебное заведение, праздники, дни рождения, свадьбы и т. п.) соблазн выпить возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое психологическое содержание.

В связи с этим особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления спиртных напитков, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки.

В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или существенно ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются общественной работой. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Правда, они любят кинотеатры и дискотеки, но зачастую только за их развлекательную сторону.

Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обуславливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах, которые выбирает личность для доказательства своей весомости в обществе. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит его к потреблению спиртного, как средству достижения своей значимости в своем кругу общения.

Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положениемребят в семье, либо в своем кругу общения.

Пастырская и медицинская помощь алкоголезависимым

Пастырский и медицинский опыт свидетельствует о том, что человеку, страдающему алкоголизмом, прежде всего необходимо четко осознать свою зависимость от спиртных напитков. Это очень нелегкий шаг, который требует немало усилий от самого больного. Специалисты, психологи, а так же лица в духовном сане должны помочь несчастному преодолеть этот барьер, так как без этого шага дальнейшее лечение невозможно. Фактически, больной, признав себя алкоголиком, преодолевает проявления такой греховной страсти, как гордыня, так как на протяжении долгого времени ему приходилось скрывать свое заболевание от людей, пытаясь предстать перед ними нормальным человеком. Важно, чтобы это признание было не просто констатацией факта, а привело бы к желанию избавиться от алкогольной зависимости. Зачастую нам приходится наблюдать, как родные и близкие стремятся помочь алкоголезависимому избавиться от его порока, но со стороны больного они встречают либо активное сопротивление, либо равнодушное согласие, от которого тот готов в любую минуту отступить. Таким образом, сочувствие и помощь, в особенности молитвенная, необходимы больному, но без его собственного стремления к лечению исцеление невозможно.

Обычно желание вылечиться появляется после длительных запоев, когда организм уже не в состоянии воспринимать алкоголь и, в то же время, не может отказаться от него. Как раз именно в этот момент необходимо врачебное вмешательство, чтобы с помощью медикаментозных средств вывести больного из этого состояния. С психотерапевтической точки зрения это наиболее подходящий момент, чтобы скорректировать настрой алкоголезависимого на полное излечение от порока пьянства.

Этот этап является наиболее сложным как для самого алкоголика, так и для тех, кто ему помогает. При этом никогда не надо забывать о том, что хроническое пьянство и алкоголизм — результат глубоких духовных проблем человека, полной неспособности сопротивляться страстям и порокам. Поэтому очень часто, как только человеку становится лучше после снятия абстинентного синдрома (это болезненное состояние, развивающееся из-за того, что этиловый спирт и продукты его распада в организме входят в обмен веществ), он вновь возвращается к пагубному пристрастию. В этот период очень трудно привести человека к Церкви, подготовить к покаянию. В то же время, если в этот период больной не заручится молитвенной поддержкой священника и близких ему людей, последующие этапы на пути к выздоровлению будет очень трудно осилить.

Следующим шагом для алкоголезависимого является абсолютный отказ употреблять спиртные напитки. Причем, прежде всего, этот запрет должен быть выражен собственным волеизъявлением больного и сопровождаться искренней сердечной молитвой к Господу Богу, Который один только и может утвердить и укрепить страдающего алкогольной зависимостью и избавить его от тяжкого недуга.

В этот период совершенно необходимо, чтобы православный психотерапевт, психолог или священник попытались вместе с алкоголезависимым проанализировать греховную природу заболевания, попытаться определить те скрытые страстные побуждения, которые лежали в основе алкоголизма. Важно помочь алкоголезависимому обрести упование на Господа нашего Иисуса Христа, убедить его, что никогда самостоятельно он не сможет контролировать процесс потребления спиртных напитков и поэтому необходимо отказаться от алкоголя навсегда.

Гораздо более сложными представляются случаи лечения людей, страдающих хроническим пьянством. В этой связи на память приходят слова святителя Иоанна Златоуста: «Пьяный бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что у того болезнь — от диавольской напасти, а у этого — от беспечности; у того — от козней врагов, у этого — от козней собственных помыслов». Работать с этими людьми чрезвычайно тяжело, так как они в большинстве случаев не хотят признавать свою зависимость, не желают добровольно отказываться от греховной привычки. Убедить их в необходимости лечения может лишь крайне тяжелое физическое состояние организма, либо Божественное вмешательство, дарованное по молитвам близких и родственников. Практика показала, что после вывода алкоголезависимого из состояния запоя необходимо в обязательном порядке применять сильнодействующие медикаментозные препараты, вызывающие определенные аллергические реакции на алкоголь и приводящие к невозможности его употребления, и лишь затем только можно приступать к психотерапевтическому воздействию, к духовному его окормлению. Следует познакомить такого человека с основами Православной веры, объяснить греховную причину заболевания, информировать не только о физических последствиях злоупотребления алкоголем, но и о духовной смерти личности. Лишь через частую исповедь грехов перед Господом и регулярное Евхаристическое общение возможно искоренение этого тяжелого недуга.

Пастырская помощь страдающим алкоголизмом является важной в лечении алкогольной зависимости. Церковь имеет достаточно методов лечения алкоголизма, но все они сводятся к оказанию духовной помощи. Как показывает практика, зачастую такой помощи бывает недостаточно. В таких случаях требуется обращение к медицинскому опыту лечения алкоголезависимых. О большой роли врачей нам свидетельствует книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание…» (Сир.38,1). Эта цитата говорит о том, что пастырская и медицинская помощь тесно между собой переплетаются, так как и та и другая стремится помочь страдающему человеку. Медицина уже со времен Ветхого Завета имеет Божье благословение для лечения больных людей, и поэтому пастырский и медицинский подход в лечении алкоголизма не только не исключают друг друга, но и прекрасно взаимодополняют, так как при их согласованной работе шанс излечения алкоголезависимого резко возрастает.

Церковь долгое время ограничивалась в лечении страдающих алкогольной зависимостью теми программами, которые не содержат в себе медицинской практики лечения. К их числу можно отнести дореволюционные Братства трезвости, а также проекты «Лестница трезвения» и «Общество Анонимных алкоголиков». Все они имеют свои особенности и достоинства. Их содержание является хорошим руководством для священников, которые окормляют алкоголезависимых. Но этого не всегда бывает достаточно, так как в более тяжелых стадиях алкоголезависимости требуется медицинская помощь.

После всего вышесказанного хочется еще выразить надежду на то, что правительство нашей страны будет принимать законы, направленные на эффективный контроль товарооборота спиртной продукции в стране. Средства массовой информации, в свою очередь, должны как можно больше рассказывать о той опасности, которую таит в себе алкоголь. Священники, как служители Церкви Христовой, тоже обязаны как можно чаще беседовать на темы, посвященные профилактике алкоголя и наркомании, в особенности среди молодежи. Если все три вышеперечисленных звена (государство, средства массовой информации, Православная Церковь) будут решать эту проблему сообща, то, возможно, мы доживем до того времени, когда проблема алкоголизма в России потеряет свою актуальность.


Опубликовано 05.08.2013 | Просмотров: 240 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter