Священник Дионисий Харин. Крест ценою в жизнь

Священник Дионисий Харин. Крест ценою в жизнь

В день Воздвижения Креста Господня Святая Церковь предлагает нам вновь поразмышлять над смыслом Креста в истории человечества, а также над смыслом несения собственного креста.

Сама тема шествия за Христом, разделения с Ним Его страданий или несение собственного креста занимала и продолжает занимать важное место в жизни христиан. Однако если всмотреться в то, что стоит за пониманием следования за Христом, то мы невольно встретим широкий спектр мнений. Одни понимают это буквально, и в день воспоминания страданий Иисуса Христа возлагают на свои плечи тяжелый деревянный крест, несут его в течение долгого пути, а в заключение некоторые даже позволяют реально распять себя на кресте, чтобы испытать не просто его тяжесть, но и боль от самого распятия.

Конечно, такое распятие продолжается недолго, всего лишь напоминает зрелище, шоу для людей с сильной нервной системой и еще раз подтверждает слова Христа о том, что повторить Его путь страданий в полноте невозможно.

Другие считают, что несение креста связано с повседневными жизненными неурядицами: сварливый начальник, плотный график работы, трудности с учебой, болезни.

Но неужели весь этот комплекс проблем имеет прямое отношение к несению собственного креста, к следованию за Христом?

Что же имеет в виду Господь, когда говорит о несении собственного креста? И какие страдания необходимо под этим несением креста понимать?

Заявить человеку, что он должен быть готов нести свой крест, означало сказать ему, что он должен быть готов к тому, что на него будут смотреть, как на преступника, что он должен быть готов к смерти. Понятно, что первые христиане понимали это выражение не так, как мы, но буквально: «нести крест» значит быть распятым за принадлежность к христианству. Каждый, кто становился христианином, должен был понять, что его христианская жизнь может идти наперекор существующим традициям и обычаям внешнего мира. Стать христианином означало встать на опасный жизненный путь.

Подлинное понимание призыва нести свой крест и следовать за Христом отражено в книге Деяний апостольских.

Став свидетелями Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, получив дар Святого Духа, апостолы понесли евангельский свет во все уголки Римской империи.

Следование за Христом понималось апостолами как призыв к миссионерским трудам, к свидетельству перед лицом всего мира о Воскресшем Иисусе, о новой Жизни в новом Царстве Христа. Благовествуя, апостолы не щадили своих сил, мужественно претерпевали встречающиеся на их миссионерском пути трудности и неприятности, моля Бога лишь об одном: о возможности проповедовать слово Его со всей смелостью и дерзновением и безбоязненно следовать за Ним.

Однако следование за Христом — это не только лишь активные миссионерские труды. Несение собственного креста вслед за Иисусом Христом осуществляется ежедневно на уровне наших взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Именно тогда, когда Господь говорил о Своем пути на страдания и о том, что этот же путь повторят Его ученики, Он провозгласил основополагающий принцип христианской жизни: взаимная любовь. Этот принцип — «новая заповедь о любви», тоже является крестом, тоже является вызовом внешнему миру. Миру, в котором привыкли играть в любовь, имитировать ее ради получения выгоды, хорошего положения и беззаботного существования.

«Крест любви» требует от нас постоянного самопожертвования, сострадания, самоотвержения. За эту любовь мы можем расплатиться ценой собственного здоровья или ценой собственной жизни, но расплатиться во имя качественно иной Жизни, Жизни с Богом, Жизни в Самом Боге. Аминь.

Проповедь магистранта II курса библейского отделения академии священника Дионисия Харина, произнесенная на всенощном бдении в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября 2012 года.


Опубликовано 27.09.2012 | Просмотров: 221 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter