Слово епископа Петергофского Амвросия по окончании Божественной литургии в Преображенском соборе

Bishop Amvrosy of Peterhof. Remarks after the conclusion of Divine Liturgy at the Cathedral of the Transfiguration

Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником Преображенского собора и передаю благословение правящего архиерея – митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Преображение Господа произошло на отрогах прекрасной и величественной горы. Иисус Христос взошел на гору, чтобы совершить молитву. В молитве Он беседовал с Небесным Отцом. Ему предстояло совершить путь в Иерусалим, на Крест и страдания. Всякий раз, когда у Богочеловека возникали вопросы, Он непременно спрашивал, какова воля Его Небесного Отца. Иисус Христос всю свою человеческую волю полностью подчинял воле Отца. Он взошел на гору, чтобы спросить у Отца, наступил ли теперь тот момент, когда Он должен отправиться на Крест и страдания.

Апостолы, находившиеся на горе, стали свидетелями необычной беседы. С их Учителем вели разговор пророки Моисей и Илия, которые ушли из земного мира задолго до рождения самих апостолов, но сейчас необъяснимым образом находились рядом со Христом. Удивительно: но жизненный опыт этих великих мужей в каком-то смысле был похож на жизнь Спасителя. На горе Синай Моисей общался с Богом и получил Закон, на горе Хорив Илия встретил Бога не в землетрясении, огне и бурном дыхании ветра, – а в тихом веянии ветерка… Что-то ужасающее и непонятное было и в их кончине: в полном одиночестве упокоился Моисей, уйдя на гору Нево, а Илия был взят от земли на огненной колеснице… Теперь на гору пришел Иисус Христос, чтобы услышать голос Своего Отца о предстоящем Кресте и смерти.

Моисей и Илия… Два величайших мужа богоизбранного народа… Два столпа Ветхого завета… Иудеи верили и знали, что Мессия придет в сопровождении Моисея, а предтечей Мессии будет Илия… В событии Преображения Господня они явились как прямое указание на исполнение пророчеств.

Из Евангелия от Луки мы знаем, что пророки беседовали с Господом Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалим» (Лк 9:31). Необыкновенное слово – исход.. Именно им обозначается исход израильского народа из земли египетской в неизведанную пустыню, странствование по которой должно было привести в Обетованную землю. Исход… Это самое рискованное путешествие в человеческой истории! Целый народ, поверив Богу, отправился в неизвестность… Теперь исход предстояло совершить Иисусу Христу в Иерусалим для того, чтобы принять смерть и Крест.

Для ветхозаветного человечества Моисей и Илия были символами. Один – величайший законодатель. Другой – смелый, правдивый пророк, голосом которого говорил Сам Бог. В их лице на гору Преображения пришел весь богоизбранный народ, весь Ветхий Завет и предстала вся человеческая история. История как бы указала путь Иисусу Христу и нашла в Нем свое исполнение.

В описании Преображения Господня есть упоминание об облаке. Облако – постоянный спутник истории спасения человека. Облачный столп указывал путь богоизбранному народу (Исх 13:21-22), облако осенило скинию, наполнив ее по ее устроении славой Господней (Исх 40:34), облако наполнило храм Соломона при его освящении. Облако свидетельствовало о славе Господней в важных для истории человечества событиях. На горе Преображения тоже светилось облако, из которого раздавался голос Небесного Отца.

Для земной жизни Иисуса Христа событие Преображения стало духовной вершиной. Здесь Господь получил в ответ на Свой вопрос – «да!» и от всего ветхозаветного человечества и от всей мировой истории. Здесь Он получил благословение Своего Небесного Отца, пославшего Его в этот мир, идти теперь в Иерусалим для того, чтобы принять крестную смерть и спасти человеческий род. А ученики, которые стали свидетелями этого уникального священного события на горе Преображения, должны были понять, что когда они увидят Его распинаемым, то поймут, что это страдание – вольное, и проповедать всему миру, что их Учитель Иисус Христос есть воистину Сын Божий и Отчее Сияние.

Пусть и для всех нас, дорогие отцы, братья и сестры, событие Преображения Господня будет воодушевляющим на нашем крестном пути земного странствия. В жизни не бывает все безоблачно. У каждого из нас есть свой крест. Но полностью доверяя себя своему Небесному Отцу и сообразуя с Его Божественной Волей нашу несовершенную человеческую волю, мы всегда, идя за Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом, проходя вместе с Ним и переживая вместе с Ним свои малые, по сравнению с Его, испытания, борения, страдания и неся свой крест, должны всегда помнить, что этот крест ведет к Воскресению. Будем твердо уверены в том, что ни в какой человеческой земной трудности или испытании нет трагедии! Все трагедии Своим Крестом победил Христос. А потому впереди у всех нас – вечная, радостная Пасха. Аминь.

English version (Английская версия)


Опубликовано 19.08.2013 | Просмотров: 163 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter